Татьяна Решедько
Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по патриотическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Наиболее важной становится проблема патриотического воспитания подрастающего поколения. Начиная с дошкольного возраста, дети не обладают определенным набором знаний о родном городе и своей стране, особенностях русских традиций и традициях народов, проживающих на территории нашего государства, равнодушно относятся к близким людям и друзьям. У них нет сочувствия к чужому горю. Трудно назвать патриотом того, кто не чувствует своей личной связи с Родиной, не знает, как ее любили и защищали наши предки. Основы воспитания начинают закладываться в дошкольном возрасте, а потом воспитание продолжается. Детские впечатления самые яркие, поэтому из детства человек выносит то, что потом будет хранить всю жизнь. В последнее время на первый план выступает новый тип личности. Нашему обществу необходимы люди, уверенные в себе, с яркой индивидуальностью, независимые. Поэтому воспитание патриотизма и гражданственности становится государственной. ФГОС ДО говорит о необходимости объединения обучения и воспитания в единый образовательный процесс на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей и предполагает формирование первичных представлений о родном крае, Родине, об отечественных праздниках и традициях, социокультурных ценностях народов.
Публикация «Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по патриотическому воспитанию» размещена в разделах
Ведущим видом деятельности дошкольников является игра и при патриотическом воспитании невозможно не обратить на нее внимания, именно в игре развиваются все познавательные процессы. В своей работе по воспитанию юного патриота используются разные виды игр : творческие, игры-драматизации, музыкальные, театрализованные, дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые. Полезны и интересны игры, которые разрабатываются для определенной темы. Остановимся на группе игровых технологий, которые интенсивно используются педагогами в последнее время.
Квест-технология является командной игрой. Игровая деятельность состоит в том, что, выполнив одно задание, участники, получив подсказку, выполняют следующее. Это является хорошим средством для повышения двигательной активности и мотивационной готовности к следующему познанию.
Проектная деятельность – это основанная на разнообразных интересах ребенка его самостоятельная деятельность. Которая предполагает взаимодействие взрослого и ребенка, на постоянно расширяющихся самостоятельных действиях ребенка, которые заключаются в манипулировании с предметами, конструировании, наблюдении, изучении, исследовании, поиске. Метод проектов предполагает решение какой-либо проблемы.
Во многих дошкольных учреждениях создаются мини-музеи. Даже в группе ДОУ может быть создан музейный уголок. Мини-музей – это специально организованное пространство, часть предметно-пространственной среды группы для развития и социализации личности дошкольников, привитие им чувства патриотизма, приобщение их к вечным ценностям. А перед педагогом стоит задача раскрыть перед детьми историко-культурный контекст обыкновенных вещей, которые их окружают, помочь увидеть «музей» вокруг себя, сформировать умение сопоставлять, делать выводы, анализировать. Мини-музеи в ДОУ наполнены экспонатами, которые можно брать в руки, внимательно рассматривать, с ними можно играть. К ним начинается проявляться интерес дошкольников, привлекает их. Раз появляется интерес, то и обучение становится более привлекательным: увеличивается прочность запоминания, увеличивается полнота восприятия. Так здесь дошкольники рассматривают репродукции, карты, открытки, книги, читают стихи, беседуют. Темы для мини-музея и музейных уголков могут быть самыми разнообразными.
Патриотические чувства начинают возникать из социального опыта. Который воплощен в продуктах духовной и материальной культуры, которые устанавливаются на протяжении всего детства.
Использование ИКТ позволяет педагогам повысить эффективность совместной организованной деятельности с детьми по воспитанию патриотических чувств. Введение информационных технологий способствует обогащению представлений дошкольников об окружающем мире, расширению представлений и опыта, повышению мотивационного компонента. ИКТ успешно дополняет традиционные формы работы по приобщению детей к истории и культуре родного края. Уже стало традицией в работе по нравственно-патриотическому воспитанию проведение тематических акций. С помощью компьютерных технологий идет изготовление листовок, содержание которых направлено на повышение роли родителей в деле воспитания и гражданского образования детей.
Дети с удовольствием участвуют в акции «Покормите птиц зимой». Совместно с воспитателями создают буклеты, плакаты, мастерят с родителями кормушки.
Использование в работе метода моделирования, направлено на качественное усвоение краеведческого материала, воспитанию нравственно-патриотических чувств. Эффективность применение данного вида деятельности объясняется развитием образной формы познания старших дошкольников. Создание наглядного образа облегчает процесс запоминания и осознания нового материала. Те знания, которые ребенок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого, легко усваиваются, если этот материал представлен в виде макетов. В процессе моделирование у детей развиваются художественные, игровые, коммуникативные способности, развивается логическое мышление, воображение, они способны находить нестандартные решения. Краеведение может стать повседневным явлением, если макеты будут использоваться в оформлении предметно-пространственной среды группы.
Методика наглядного моделирования в практике работы с дошкольниками может использоваться в 3 этапа :
1) Использование готовой модели или символа. Взрослый демонстрирует уже готовую модель или символ, дети ее рассматривают, воспроизводят информацию с опорой на эту модель.
2) Совместное составление модели педагогом и детьми.
3) Самостоятельное составление детьми моделей.
Модели многофункциональны, в этом преимущество выбора наглядного моделирования для работы по патриотическому воспитанию дошкольников. Модели могут использоваться в совместной и самостоятельной деятельности, во время проведения НОД. На основе моделей возможно создание разнообразных дидактических игр.
В работе можно использовать разные виды моделей :
1) Например, предметные (модель русской избы)
2) Предметно-схематические, в которых существенные признаки и связи представлены в виде предметов-макетов. Например, карта РФ с опорными картинками.
3) Графические модели (схемы, графики и т. д., передающие обобщенные признаки и связи. Примером может служить опорная схема (мнемотаблица) «Дерево моей семьи»
Использование наглядных схем, моделей при конструировании и пересказе облегчает дошкольникам процесс восприятия информации. Готовый зрительный план делает рассказ последовательным и связным.
Процесс познания, например, своей малой Родины можно сделать увлекательным и развивающим, если в работе применять игры «ходилки-бродилки».
Такая игра способна сформировать у воспитанников представления о традициях народов, проживающих на определенной территории, познакомить с архитектурой города, выдающимися людьми. Материал подбирается таким образом, чтобы он был доступен для понимания детей, интересен им и нести достоверную информацию. Для игры готовим игровое поле, на котором нарисована карта города с обозначенными домами, парками, памятниками и т. д., кубик и фишки. Ребенок бросает кубик и попадает в какой-либо пункт. Ему необходимо рассказать, например, об этом памятнике. Если возникает затруднение. То можно получить карточку-подсказку. Через такую игру педагог способен зародить интерес к истории своего города, желание узнать что-то новое.
Интеллектуальная карта является простым способом при запоминании информации, идет развитие речевых, творческих способностей дошкольников, активизация их мышления.
Полезными свойствами интеллект-карты является:
- наглядность, что позволит увидеть проблему, окинув ее взглядом;
- привлекательность. Эстетично выполненная интеллектуальная карта вызывает большой интерес у ребенка.
У К. Д. Ушинского можно прочесть: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Интеллект-карту в работе с детьми можно использовать неоднократно, все время добавляя новый материал по определенной теме. Например, можно создать интеллект-карту на тему «Наша страна». В центре размещаются несколько соответствующих картинок. Далее выбираем картинки с изображением государственных символов. Соединяем все картинки цветными линиями между собой. При ознакомлении дошкольников со столицей РФ – Москвой, подбираем соответствующие картинки и соединяем их с остальными. По мере знакомства с животным и растительным миром России, государственными и народными праздниками также размещаем картинки на карте и соединяем их с другими картинками цветными линиями.
Применение педагогами ДОО в своей работе по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников разнообразных технологий способствует формированию у них ценностного отношения к природе, труду, расширяет представление о родном городе, крае, государстве, развивает чувство ответственности и гордости за достижения своей страны, создает условия, чтобы каждый ребенок мог жить и трудиться на благо своей Родины.