Приложение МААМ

Использование программ дополнительного образования в современном ДОУ

Татьяна Кузнецова
Использование программ дополнительного образования в современном ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Кузнецова Татьяна Сергеевна

старший воспитатель

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка-детский сад №12» города Магнитогорска

Использование программ дополнительного образования в современном ДОУ

В последнее время все острее ставится проблема обновления содержания образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. Работа по единой, регламентированной программе приводит к единообразию форм, содержания и методов педагогического процесса, ограничивает возможности для педагогического творчества.

Публикация «Использование программ дополнительного образования в современном ДОУ» размещена в разделах

Поэтому дошкольным образовательным учреждением реализуется дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Веретено», разработанная и составленная на основе анализа авторских программ : Боровик Т. А., Лопухиной И. И., Галянт И. Г. и других, с учетом авторских подходов, а также в соответствии с ФГОС ДО. Программа «Веретено» рассчитана на обучение детей в возрасте 4-5 лет.

Новизна Программы заключается, во-первых, в интересном, зачастую необычном, завораживающем своей новизной соединением стилистически разноплановой, красивой, эмоционально-образной музыки (от старинных музыкальных произведений 15-16 вв. до современных джазовых импровизаций, от образцов мирового музыкального детского фольклора до компьютерной музыки) и ярких, самобытных поэтических текстов (от детских потешек, скороговорок до высоко художественных произведений поэтов эпохи Возрождения, романтизма, неоклассицизма). Передача таких ярких музыкально-художественных образов вызывает у ребенка живой интерес, побуждает активно искать соответствующие интонации в голосе, выразительную характерную мимику, пластику движения.

Во-вторых, это доступность и удобство исполнения данных моделей. Опора здесь на речевое интонирование дает возможность равноценного участия в процессе музицирования всех детей, несмотря на певческий диапазон голоса и уровень развития вокально-слуховой координации. Даже дети с плохой координацией слуха и голоса с удовольствием исполняют ритмодекламации, не испытывая неуверенности в себе, закомплексованности, не чувствуя себя «ущербными».

Именно благодаря ритмодекламации у многих таких ребят возникает интерес к музыкальной деятельности, в частности, к пению, музыка начинает увлекать, активно развивается музыкальных слух, координация слуха и голоса.

Программа включает в себя широкое использование дидактического материала, аудио и видео презентации, использование методических пособий. В процессе ритмодекламации осуществляется коммуникативное и речевое развитие детей, вырабатываются следующие умения четко и ритмично декламировать стихи, внятно и четко проговаривать слова в одном ритме и темпе. Раскрывается индивидуальность ребенка через обретение им свободы речевого самовыражения.

Содержание работы с детьми выстроено по модульному принципу и включает модули: речевые игры со звучащими жестами, с музыкальными инструментами, с движением; коммуникативные игры; пальчиковые игры. Для проведения занятий в учреждении имеется магнитофон, ноутбук, проектор, экран, интерактивная доска.

Занятие по ритмодекламации «Осенние дождинки» для детей среднего дошкольного возраста

Программное содержание :

1. Знакомить детей с окружающим миром, сезонными признаками.

2. Развивать музыкально-слуховые представления, умение составлять простые ритмические цепочки.

3. Совершенствовать вокально-хоровые навыки: дикцию, дыхание, артикуляцию.

4. Продолжать работу над созданием музыкального двигательного образа, развитием психомышечного чувства, тонуса.

5. Развивать слуховое внимание, образное восприятие, умение подражать.

6. Учить методам расслабления, умению управлять своим телом.

Оборудование: мультимедийное оборудование, колокольчики, металлофон, атрибут на голову Тучка.

Музыкальный материал: пьеса «Ноябрь» Чайковского, фонограмма дождя, пьеса Любарского «Дождик», «Осенний сон» муз. А. Джойса.

Ход занятия:

Дети входят в музыкальный зал под звучание пьесы «Ноябрь» Чайковского.

От осени не скрыться,

Не скрыться никуда

Кричат печально птицы,

Молчит в реке вода.

Скамейки дождик мочит,

Деревья и дома…

Он плачет, он не хочет,

Чтоб к нам пришла зима.

Осень! Печальная и грустная пора. Ребята, скажите, какой самый суровый и хмурый осенний месяц? (ноябрь) А какие приметы октября и ноября вы знаете? (дети называют приметы)

Ноябрь – внук сентября, сын октября, родной брат зимы.

В октябре, в октябре, частый дождик во дворе.

Не диво в ноябре белые мухи.

В ноябре зима с осенью борется.

По снегу грибы не ищи.

В октябре и ноябре на одном часу и дождь и снег.

Конечно, ребята, основная примета и ранней и поздней осени – это дождь! (звучит фонограмма шум дождя). Педагог прислушивается: Да, дождь пошел, потому, что весь день тучки бродили над головой. Предлагает детям вспомнить песенку.

Пение попевки «Туча» (речитатив)

Ход игры: Дети кладут руки на плечи рядом стоящего товарища, поют:

Туча, ты туча спустись пониже, (дети движутся по кругу)

Чем туча ниже, тем земля ближе.

Бух! (все приседают)

(звучит фонограмма сильного дождя)

Педагог замечает, что дождь идет все сильнее и сильнее, предлагает спеть песню по ролям, сохраняя нужную интонацию и логическое ударение.

Пение песни «Кап, кап, кап…» румынская народная песня.

Педагог рассуждает с детьми о том, что разные тучи несут разные дожди…

Иной раз дождик с ветром,

Порывистым, могучим,

Деревья он ломает,

Бросает камни с кручи,

Ломает мачты в море

У кораблей усталых,

А нам принес загадки

Он для ребяток малых.

Педагог загадывает загадки про дождь.

Ребята, прислушайтесь, пошел очень сильный дождь. Как он называется? (ливень). Давайте спрячемся! Садитесь на нашу осеннюю полянку и послушайте мою песенку. (Педагог исполняет песню «Осень наступила») Ребята, понравилась вам эта песенка? Какой характер у нее? (веселый, легкий, танцевальный). Правильно, молодцы!

Вот сейчас мы ее и разучим с вами. Но петь мы ее не будем, а будем декламировать. То есть, мы будем озвучивать нашу с вами песенку движениями.

«Осень наступила»

Осень, осень наступила, руки на поясе пружинки

Листья осыпаются. волнообразные движения сверху

Солнца нет и потемнело, руки за голову, качаем

Дождик начинается. трясем кистями сверху

Припев:

Кап-кап на дорожки, топаем

Кап-кап на ладошки. удары пальчиком о ладошку

Дождик землю поливай, поливают

С нами поиграй. хлопки

Паучки, жучки и мошки показываем растопыренными пальцами рук

Прячутся, скрываются, закрываем глаза ладошками

И в далекую дорогу руку ко лбу, смотрим в даль

Птички собираются. машем руками

Загадка:

Этот дождик не простой:

Скачет по дорожке,

Вместе с ним летят на землю

Белые горошки. (Дождь с градом)

Педагог обращает внимание детей на экран. Появляется картинка дождя с градом.

Фонопедическое упражнение (по методу В. Емельянова)

Горошины! Горошины! Поднимают одну руку вверх и постепенно опускают ее, произнося «острые», короткие звуки «о» от самого высокого к самому низкому

На землю с неба сброшены. Crescendo и diminuendo на звук «о» в среднем регистре

Рассыпался горох

На семьдесят дорог. Глиссандо с верхнего регистра к нижнему на слог «у…х!», показывая направление мелодии

Лететь, лететь в ладоши к нам, рукой и ударяя на «х» пальцами по ладони другой руки.

Но все бегут от них Глиссандо на звук «у» то вверх, то вниз

От капель дождевых! показывая направление движения рукой

Звуки дождя. Выход Тучки.

Что такое? Что случилось?

Все вдруг так переменилось!

Тучка осенняя к нам прилетела –

С ребятами поиграть захотела.

Тучка (ребенок) по небу ходила,

Дождик в сумочке носила.

Был тот дождик озорник,

Непоседа и шутник:

Если небо хмурится,

И грозит дождем, что тогда на улицу

Мы с собой берем? (Достает зонтик)

Игра на внимание «Цветные зонтики»

Вот зонты: 4 цвета.

Игра вам не знакома эта.

Зонтик желтый подниму,

Всех похлопать попрошу.

Вверх зеленый подниму,

Вас потопать попрошу.

Синий – будем мы моргать,

Красный – все «Ура!» кричать.

Посмотрите, ребята, у вас под стульчиками лежат колокольчики. Берите колокольчики, будем играть музыку дождя.

Капли просят: «Тише, тише…

На прогулку дождик вышел».

Мы будем играть негромко, чтобы не испугать дождик

Звучит пьеса Любарского «Дождик» (дети изображают дождь игрой на колокольчиках, а педагог задает ритм на металлофоне).

Что-то дождик долго льет. Я попрошу его перестать.

Дождик, дождик, полно лить,

Малых детушек мочить!

В заключение звучит муз. А. Джойса «Осенний сон».

Для обогащения занятий по ритмодекламации нами разработан практический речевой материал «Речевые пятиминутки», способствующие развитию всех компонентов речевой системы, а также неречевых психических функций. В играх и упражнениях расширяется и уточняется словарь, совершенствуется грамматический строй речи, формируется диалогическая речь, развивается речевое общение.

Речевые пятиминутки включают: игры и упражнения, каждое из которых имеет свою цель.

1. Артикуляционная гимнастика (позволяет улучшить подвижность артикуляционных органов, увеличить амплитуду движений, подготовить ребенка к правильному произношению звуков).

2. Упражнения на развитие мелкой и общей моторики (развивают внимание, мышление, память, способствуют развитию координации речи с движением, а также улучшения мышечного тонуса, ловкости, ритмичности, пластичности).

3. Упражнения на развитие дыхания (способствуют развитию нижнего диафрагмального дыхания, плавного и длительного выдоха, необходимого для правильного развития речи, четкого соблюдения пауз, интонационной выразительности).

4. Упражнения на развитие эмоций, направлены на развитие мимической мускулатуры лица.

5. Упражнения на релаксацию, способствующие расслаблению мышечного тонуса.

6. Упражнения на развитие высоты и силы звучания голоса, просодического компонента речи.

Таким образом, внедрение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Веретено» в ДОУ позволит создать условия максимально обеспечивающие развитие и саморазвитие детей, а также развитие их творческого потенциала на основе формирования психоэмоционального благополучия; создать условия для социально-ориентированных форм работы с детьми, основанных на современных программах и технологиях, способствующих реализации образовательных задач и социального заказа родителей.

Список литературы

1. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Веретено» (Электронный ресурс). – Режим доступа: https://ds12.caduk.ru/p95aa1.html.

2. Микляева Н. В. Программа развития и образовательная программа ДОУ : технология составления, концепция / Н. В. микляева. – М. : Айрис – пресс, 2007. – 144с.

3. Нищева Н. В. Картотека упражнений для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп. – СПб. : «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2009. – 160с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : 2013г. (Электронный ресурс). – Режим доступа: URL : https:// Минобрнауки. рф. pdf.

Публикации по теме:

Апробация программы дополнительного образования «Я — исследователь» в практику дошкольного образования»Апробация программы дополнительного образования «Я — исследователь» в практику дошкольного образования» Актуальность разрабатываемого проекта: Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие.

Использование информационно-коммуникационных технологий в реализации дополнительных образовательных программ .

Краткое содержание общеобразовательных программ дошкольного образования Краткое содержание общеобразовательных программ дошкольного образования Автор и название программы: 1.«Радуга»: Примерная основная образовательная.

Методические рекомендации по подготовке авторских программ дополнительного образования Муниципальное Бюджетное Учреждение Дополнительного Образования Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» Приокского района.

Особенности взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников на современном этапе развития образования Взаимодействие и сотрудничество коллектива ДОУ с семьями воспитанниками – одна из важнейших проблем в современном мире. Для того, чтобы.

Программа дополнительного образования «Мои права» Введение Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее целиком зависят от мира на Земле, от родителей,.

Программа дополнительного образования «Пластинография» Программа дополнительного образования ГКСУ СО АО «Детский дом «Солнечный» «Пластинография» Программа рассчитана для детей в возрасте 0т.

Программа дополнительного образования «Робототехника» Учебно-тематический план " Робототехника". № Тема Количество часов Теория Практика 1. Знакомство с конструктором LegoWedo 1час 0.5часа 0.5.

Развитие дополнительного образования в детском саду на современном этапеРазвитие дополнительного образования в детском саду на современном этапе 1. В настоящее время, определяющим направлением деятельности системы образования России выдвигается идея превращения российского образования.

Сравнительный анализ парциальных программ дошкольного образования ПАРЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Программа здоровьесберегающего направления «Основы безопасности детей дошкольного возраста».

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование программ дополнительного образования в современном ДОУ
Опубликовано: 13 октября 2019 в 18:54
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование программ дополнительного образования в современном ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Кузнецова (УИ 1310348) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД