Оксана Жданова
Использование проектного метода как условие повышения профессионального уровня педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Использование проектного метода как условие повышения профессионального уровня педагогов
Дошкольный возраст – это один из самых важных периодов в жизни человека. Ведь в этом возрасте закладываются основы здоровья, гармоничного умственного и физического развития ребенка. Мои задачи, как методиста, тесно связаны с задачами детского сада, то есть, направлены на обеспечение разностороннего развития и самореализации дошкольника.
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты, проектная деятельность
- Профессии. Проекты
- Темочки
В нашем детском саду средний возраст педагогов 52 года (только 2019 году на работу в ДОУ пришёл молодой специалист). Я хочу сказать, что все воспитатели в нашем учреждении привыкли работать по методам традиционной педагогики и очень тяжело принимали новые требования к воспитанию и обучению детей. После проведенного мною анкетирования, была выявлена необходимость совершенствования методической работы в ДОУ, которая направлена на переориентацию профессионального мышления от репродуктивного (традиционного) типа к продуктивному (инновационному). С целью совершенствования методов организации методической деятельности определилась с темой моего самообразования: «Повышение педагогического мастерства педагогов через систему методических мероприятий».
Качество образования и его эффективность – одна из актуальных проблем современной педагогики в условиях реализации ФГОС ДО. Ведущую роль в обеспечении эффективности воспитательно – образовательного процесса играет педагог, его профессионализм. Повышение уровня мастерства педагогов – приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления ДОУ и представляет важное звено в целой системе повышения квалификации педагогических кадров. Я считаю, что традиционные формы методической работы (доклады, консультации и т. д.) утратили своё значение из – за низкой эффективности и обратной связи. Сегодня необходимо использовать новые, активные формы работы, которые предполагаю вовлечение педагогов в деятельность и диалог.
В работе с педагогами активно применяю инновационные формы методической деятельности :
-тренинг;
-семинары - практикумы
-деловая игра;
-коучинг – сессия (метод тренинга позволяет достичь осознания новых позитивно сформулированных результатов в профессиональной деятельности);
-мастер – класс (трансляция опыта, его активное обсуждение, творческое решение проблем, возникающих в ходе педагогической деятельности, присвоение опыта);
-педагогический КВН (создается благоприятный психологический климат в коллективе, активизируются имеющиеся теоретические знания и практические умения)
-«методический мост» (дискуссии, к которым могу привлекаться педагоги из других ДОУ, родители);
-педагогическая «копилка» (представление образцов педагогической деятельности для публичной оценки и обсуждения, установление творческих контактов с коллегами);
-«мозговой штурм» (использую на педагогических советах).
Использование таких форм работы помогает вызвать у педагогов позитивный настрой на методическую работу, стремление к профессиональному самосовершенствованию и саморазвитию, также повышает профессиональный уровень воспитателей.
Работая над проблемой повышения качества образования, совместно с педагогами, внедряю в практику продуктивные педагогические технологии : здоровьесберегающие, исследовательскую деятельность, игровые технологии, метод моделирования, ТРИЗ, интегрированное обучение и проектную деятельность, на которой я бы хотела остановиться подробнее.
Чем же он так меня заинтересовал?
В современном информационном обществе метод проектов стал особенно актуальным.
Основное предназначение методов проектов – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных образовательных областей. Метод проектов как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. В его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Умение пользоваться методов проектов – показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития детей.
Совместная деятельность методиста и педагогов, должна способствовать обучению всех педагогов общему методу проектирования и доведения до нормы проектной деятельности детей в нашем учреждении.
Проанализировав работу по ранней профориентации в нашем дошкольном учреждении, было выявлено что, определенная работа ведется, но проводимые мероприятия хаотичны. Педагоги используют педагогически устаревшие подходы, вместе с тем перечень профессий, с которыми знакомят дошкольников, ограничен, не учтены особенности экономического развития района, области. Важным моментом является то, что родители особо не заинтересованы в решении проблем ранней профориентации детей. Из этого следует, что необходим поиск инновационных форм и методов работы по организации ранней профориентационной работы с детьми дошкольного возраста. Решением данной проблемы стала организация муниципального инновационного проекта «Ранняя профориентация дошкольников». Цель: создание условий в ДОУ, направленных на раннюю профориентацию дошкольников.
Работа началась с анкетирования родителей воспитанников, с целью выявления их отношения к созданию муниципального инновационного проекта на базе ДОУ по ранней профориентации дошкольников; по результатам анкетирования 89% респондентов высказали положительное отношение по данному вопросу. Затем вопрос организации работы был рассмотрен на педагогическом совете.
Работа осуществлялась во время образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей.
Мы осуществляли систематическую работу по ознакомлению детей с различными профессиями. Нами разработаны экскурсий на весь учебный год. Маршруты экскурсий разрабатывались совместно с родителями. Систематически педагоги и дети посещали различные предприятия:
-экскурсия на Лебедянский завод строительно-отделочных машин;
-экскурсия в пожарную часть;
-экскурсия в городскую библиотеку;
-экскурсия в Дом ремесел;
-экскурсия в краеведческий музей;
-экскурсия на почту;
-экскурсия в отделение сбербанка;
-экскурсии в магазины города Лебедянь;
-экскурсия в городской Дом быта;
-экскурсия в Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей детско-юношескую спортивную школу.
Дети смогли познакомиться с азами профессии пожарного, библиотекаря, кассира, парикмахера, продавца, почтальона и др.
Таким образом, мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы наши дети:
-понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это, по сути, основа жизни;
-уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;
-познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате;
-были готовы трудиться сами — по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо;
-учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.
В 2019 году наш детский сад принял участие в «4-ом Всероссийском Смотре – конкурсе на лучшую презентацию учреждения социальной сферы – 2019» с конкурсной работой «Профориентационная работа в детском саду» и вошел в число победителей Первого заочного этапа.
Для воспитателей в период с 2017 года по 2020 год были проведены консультации: «Проектная деятельность в ДОУ», «Как создать проект», «Работаем по методу проектов». Организован семинар на тему: «Проектная деятельность детей как условие развития познавательной активности дошкольников», где педагоги получили теоретические знания и практические навыки по использованию проектной деятельности детей.
Проведение анкетирования педагогов «Выявление уровня владения методом проектов», показало следующие результаты: теоретически подготовлены для использования метода проектной деятельности в начале 2017 года – 23%, в конце года - 76%. Применяли или готовы применить в своей работе данный метод : в начале года - 15%, в конце года - 76%.
В дальнейшем, исходя из проблем педагогов и годовых задач реализовывались различные проекты. На протяжении 2017-2020 года педагогами нашего учреждения были разработаны и реализованы проекты различных типов, наиболее удачные из них:
-по познавательному развитию «Куда исчезли динозавры»»; «Волшебная капелька», «Лук – наш добрый друг», «Мир растений на окошке»;
-по нравственно-патриотическому воспитанию «Мой родной город», «Моя родословная», «Улицы родного города»; «Герои земли Лебедянской», «Моя семья, мой детский сад»; «В мире профессий»
-по художественно - эстетическому развитию «Волшебный мир К. И. Чуковского», «Как краски на палитре появились», «Пушкин и музыка».
Использование детской проектной деятельности часто используется педагогами нашего учреждения в совместной деятельности.
Опыт нашего детского сада показывает, что проектная деятельность детей успешно способствует поддержке детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи.
Таким образом, как показывает практика, проектная деятельность дошкольников позволяет развивать общие способности ребенка – познавательные, коммуникативные, регуляторные. Кроме того, в ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки, которые способствуют развитию личности дошкольника и его взаимоотношению с окружающими.
Литература:
1. Метод проектов в дошкольном образовательном учреждении, как условие реализации ФГОС нового поколения. Екатеринбург 2017.
2. Л. С. Киселёва, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения».
3. Журнал «Старший воспитатель» № 9/2009г. «Руководство проектной деятельностью педагогов ДОУ».
4. Журнал «Дошкольное воспитание» № 6/2003г.
Статьи в интернете:
1.«Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении» (https://sad37.oskoluno.ru).
2.«Проектная деятельность в детском саду» (https://nsportal.ru).
3.«Технология проектной деятельности в детском саду» (https://nsportal.ru).