Марина Григорьева
Использование практических методов в ДОУ как основа формирования азов финансовой грамотности у старших дошкольников
▼ Скачать
Каждый человек имеет право быть финансово благополучным. Чтобы это произошло, первые шаги в освоении финансовой грамотности необходимо делать с детских лет в сопровождении воспитывающих взрослых.
Эффективным способом, решения проблемы формирования предпосылок финансовой грамотности у детей дошкольного возраста, в нашем дошкольном учреждении является метод проектной деятельности.
Публикация «Использование практических методов в ДОУ как основа формирования азов финансовой грамотности у старших дошкольников» размещена в разделах
Проектная деятельность предполагает развитие навыков поисковой работы, интеллектуальной инициативы; развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной деятельности.
Таким образом, формируя предпосылки финансовой грамотности детей дошкольного возраста посредствам проектной деятельности, наши педагоги учат их понимать, что деньги не безграничны и зарабатываются трудом, а покупки следует планировать.
Чтобы помочь дошкольникам войти в социально-экономическую жизнь и дать им представление о вечных ценностях: здоровье, крепкой и дружной семье, верных и надежных друзьях, доброжелательности, милосердии, взаимопомощи, которые вместе с денежным благополучием позволяют сформировать целостное представление о богатстве, воспитателями подготовительной к школе группы был реализован проект «Наше богатство».
При работе с воспитанниками использовались следующие формы взаимодействия :
• Беседы: «Хочу купить всё!», «Наше богатство», «Жадность».
• Обсуждение ситуационных задач по теме «Богатство и бедность», «Жадность».
• Чтение художественной литературы: «Как Валюша бабушке сон покупала», «Бедные богатые» (Японская сказка, «Ум и богатство», «Два жадных медвежонка», «Жадный мальчик», «Кто по-настоящему богат» (Христианская притча).
• Продуктивная деятельность:
- рисование иллюстраций для альбома «Наше богатство»
- лепка «Жадность и щедрость».
• Дидактические игры: «Доходы-расходы!», «Что можно купить, а что нельзя»
• Сюжетно-ролевой игры «Город рабочих профессий».
• Мини-спектакль «Бережливые друзья».
При взаимодействие с родителями педагоги использовали :
- ознакомление родителей с тематической памяткой «Богатство и бедность»
- оформление фотовернисажа «Вечные ценности»
В ходе реализации проекта дети познакомились с такими понятиями, как: богатство, бедность, жадность, щедрость, трудолюбие, бережливость.
Научились понимать, что деньги в нашей жизни, заработанные честным трудом, имеют свою ценность. Без них невозможно купить еду, заплатить за транспорт, приобрести одежду, дом, квартиру. Нельзя купить сразу всё, что хочется, потому что сумма денег, которой располагает семья, всегда ограниченна. Создание совместного фотовернисажа «Вечные ценности» подтвердило, что истинно богатый человек не тот, у кого много денег, а тот, у кого крепкая семья, верные и надежные друзья, хорошее здоровье, интересные увлечения и талант данный человеку от природы.
Ребёнок осваивает и познаёт мир через игру, поэтому обучение, осуществляемое с помощью игрового метода, для дошкольника это естественно. Использование игрового метода эффективно при организации коммуникативной, познавательной, двигательной деятельности. Игра одна из самых предпочтительных форм для формирования основ финансовой грамотности. Тематика таких игр может быть очень разнообразной: «Что нельзя купить?», «Сделал дело – гуляй смело», «Наши цели», «Занять и одолжить», «Копим и сберегаем», игра-праздник «Русская ярмарка», «Где что купить?», «Выбираем самое важное», «Денежкин домик», «Как потопаешь, так и полопаешь», «Что создается трудом», игра-соревнование «Мои домашние обязанности», «Супермаркет», «Кому, что нужно для работы» и пр.
Закрепление навыков составления и решения задач по схеме-формуле Ц = И + П происходит в процессе организации сюжетно-дидактических и ролевых игр, таких как «Прачечная», «Супермаркет», «Бюро добрых услуг», «Универсальный магазин», «Пирожковая», «Няня», «Банк» и др., в ходе которых дети назначают цену изготовленных товаров и услуг с учетом издержек и прибыли.
В содержание игры включаются приобретенные детьми знания и умения. Необходимыми условиями возникновения такой игры являются:
• достаточный уровень сформированных у детей основных программных знаний и умений;
• оснащение ролевой игры атрибутами, активизирующими применение полученных знаний и умений (числовыми и цифровыми карточками,
условными мерками и т. д.);
• умение детей использовать эти атрибуты в игре (на счетах откладывать количество «купленных» в «магазине» предметов; «рассчитываться» за «покупки» «деньгами» в виде числовых или цифровых карточек, отмерять нужное «покупателю» количество мерок крупы и т. д.).
Развитие ребенка эффективнее проводить через игру, ненавязчиво, так как именно в играх приходит опыт понимания общественной жизни. Возрастает и чувство собственного достоинства. В игре проявляются и через нее формируются все стороны интеллектуальной и психической жизни ребенка. Через те роли, которые ребенок выполняет в игре, обогащается и его личность. С помощью игры можно ставить детей в такие условия, в которых они могли бы свободно проявлять свою инициативу, самостоятельность, развивать организаторские навыки, стремиться к достижению цели. Поэтому для наших педагогов очень важно использовать и метод проблемных ситуаций.
Погружение в проблемную ситуацию – один из видов практического применения интерактивных форм обучения, метод интенсификации обучения, реализуемый как развернутый поиск постановки и решения проблемы, включающий в себя все этапы, сочетающий в себе ряд более компактных интерактивных форм, коллективно-распределенную и индивидуальную деятельность, занимающий от одного до нескольких дней.
Формы организации проблемного обучения:
• проблемный вопрос («Как вы думаете, почему всем зайчатам хватит конфет в магазине?»,
• проблемная задача («Папа дяди Фёдора сегодня получил зарплату, и вся семья решила пойти в магазин, но денег выделили только на одну крупную покупку. Маме нужна стиральная машина, папе нужна зимняя резина на машину (зима же приближается, дяде Фёдору нужен сноуборд. На какую покупку лучше потратить деньги?»).
Ситуационная задача представляет один из видов интерактивного обучения, методический приём, включающий совокупность условий, направленных на решение практически значимой ситуации, и способствующий развитию мотивации к познавательной деятельности. Решение ситуационных проблемных задач способствует формированию умения объяснять явления действительности, ориентироваться в мире ценностей. Чтобы заинтересовать дошкольника, задача должна быть актуальной и представлять реальную ситуацию, которая стимулирует проявление разнообразных эмоций (сочувствие, удивление, радость, гнев и пр.) Главным элементом задачи является проблемный вопрос, который должен быть сформулирован таким образом, чтобы ребёнку захотелось найти на него ответ.
Еще одним практическим методом в нашем ДОУ, способствующим решению проблемы формирования азов финансовой грамотности дошкольников, является лэпбук, который представляет собой одну из разновидностей метода проекта. Лэпбук – это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который учит мыслить и действовать креативно, в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и дает возможность закрепить основные экономические категории и понятия. Поэтому воспитатели старшей группы активно используют данный метод и оформили уже серию лэпбуков : «Деньги разных стран», «Юный финансист», «Финансовая грамотность», «Реклама» и др.
Предложенный вашему вниманию опыт имеет практическую значимость и может заслуживать внимания педагогов и родителей детей, специалистов в качестве теоретической консультации и методической разработки, для работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию азов финансовой грамотности.