Галина Гадюкина
Использование нетрадиционных техник рисования с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов ДОУ
.
Тема: «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми раннего возраста».
Цель: Раскрыть значение нетрадиционных техник рисования в работе с детьми раннего возраста для развития воображения и творческого мышления. Показать актуальность работы с использованием нетрадиционных техник рисования. Ознакомить педагогов с изготовлением нестандартного оборудования для нетрадиционного рисования с детьми раннего возраста.
Публикация «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми раннего возраста» размещена в разделах
Форма проведения: мастер-класс.
Участники: воспитатель - Гадюкина Г. В., педагоги ДОУ, гости.
Подготовительный этап:
• Оформить выставку детских рисунков в различной технике рисования.
• Выложить материалы, которые используются для изготовления нетрадиционного оборудования.
Вступительное слово.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества. Наше время также требует творческих, нестандартно мыслящих и действующих во благо развития личности и общества людей. Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования.
Актуальность.
Все дети любят рисовать. Творчество для них - это отражение душевной работы. Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно, открывая перед ним новые возможности. Однако рисование карандашами, кистью и красками требует от ребенка высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков рисования предметов и знания приемов рисования, а также приемов работы с различными красками. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку получаемый в результате его усилий рисунок получается непривлекательным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. Оригинальное, нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и таким образом преодолевая страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы с кистью и красками, будет беспрепятственно переходить к обучению технике рисования. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка.
Практический этап 1 (из опыта работы с детьми).
Варианты приемов нетрадиционного рисования с детьми раннего возраста (сопровождаю показом детских работ).
«Рисование пальчиками»
Материал: мисочки с гуашью, плотная бумага, небольшие листы, салфетки.
Опускаем в гуашь пальчик и наносим точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираем салфеткой, затем гуашь легко смывается. Работу нужно начинать с одного цвета: дать возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки.
Техника рисования пальчиками схожа по способу получения изображения с техникой рисования ватными палочками.
“Рисование ладошкой ”
Материал: тонированная или белая бумага, гуашевые краски, кисти, салфетки (для вытирания рук).
Порядок работы:
Если смазать ладошку краской, то она оставит на бумаге интересный отпечаток, в котором можно увидеть различные удивительные образы. Наши ладошки умеют превращаться в солнышко. Раскройте ладонь, а выпрямленные пальцы раздвиньте в стороны. Теперь соедините пальцы вместе. Вот какой получился заборчик! А если чуть отодвинуть большой палец в сторону, а остальные раздвинуть, рука превратится в симпатичного ежика. Остается дорисовать грибок, который заботливый папа тащит в норку, да еще не забыть про лапки, глаз и носик зверька. И бабочка полетит, и цветочек будет радовать своими лепестками, и слон, и рыбка, и многое другое можно нафантазировать вместе малышом.
Оттиск печатками из картофеля.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.
Порядок работы: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.
Оттиск поролоном.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Порядок работы: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
Оттиск печатками из ластика.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из ластика (их педагог может изготовить сам, прорезая рисунок на ластике с помощью ножа или бритвенного лезвия).
Порядок работы: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и печатку.
Печать по трафарету.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой, трафареты из проолифленного картона либо прозрачной пленки.
Порядок работы: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.
Печать штампом («печаткой»).
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из геометрических фигур, ватной палочки, пробки от бутылки (ее можно заменить кусочком сырого картофеля той же формы, спичечного коробка, ластика, кусочка поролона, кусочка смятой бумаги.
Способ получения изображения: ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.
Практический этап 2 (работа с взрослыми).
Уважаемые коллеги предлагаю вам поучаствовать в изготовлении некоторого нетрадиционного оборудования - штампов или печаток.
ШТАМП, ШТАМПОВКА. Штампом называют рабочую поверхность патрицы или печатную форму, обычно контр рельефную, рисунок которой под давлением либо ударом переносят на материал. Штамповка — механический процесс получения одинаковых изображений. С помощью штампов чеканят монеты и медали. Штампом называют печатную форму с бескрасочным, углубленным и выпуклым, рельефным рисунком. Из чего можно сделать штампы? (сопровождаю показом изготовления).
- пористая резина можно вырезать мотив, а можно нанести выпуклый рисунок горячими металлическими предметами -
пуговицами, монетами, сеткой.
- банка от йогурта, кубики.
- вилка (делает полоски или клетки).
- колесо от игрушечной машины (оставляет след протектора).
- пузырчатая упаковка/пленка.
- вафельное полотенце (краска наносится на бумагу, затем прикладывается полотенце - получается фон в клеточку).
- резинка/ластик мотив нанести на кальку; той стороной, на которой рисовали, поместить на резинку.
потереть концом карандаша; мотив на резинке теперь зеркально-перевёрнутый, можно вырезать
- картошка (тоже можно вырезать мотив).
- макароны (звездочки, колёсики).
- пуговицы с узором.
- губки, мочалки (для фона).
Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные, декоративные композиции, украшая ими пригласительные билеты, открытки, салфетки, сумочки, платочки, косынки, пакеты для подарков. Печатание, штампование является одним из интереснейших, доступных ребёнку способов исполнения рисунка. Этот вид рисования не требует никаких специальных навыков, он основан на оттиске готовых форм, смазанных краской.
Предлагаю вам, поучаствовать в изготовлении штампов «печаток» (педагоги, по желанию принимают участие в изготовлении штампов «печаток»).
Печатка готова! Теперь прижмём её к подушечке с краской, а затем к листу бумаги. Получился ровный и чёткий отпечаток. Составляй любую композицию!
Заключительный этап.
Рассматривание работ и подведение итогов, ответы на вопросы.
Спасибо за внимание, всем желаю творческих успехов!
Литература.
Казакова Т. Г. ; "Теория и методика развития детского изобразительного творчества". М., "Валдос"., 2006.
Давыдова Г. Н. ; "Нетрадиционные техники рисования в детском саду", Москва 2007г
Казакова Т. Г. ; Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники рисования. М., 2005.
Комарова Т. С. ; Изобразительная деятельность в детском саду. – М. : «Мозаика-синтез» ,2010.
Лыкова И. А. ; Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М. : «Карапуз-дидактика», 2007.
Материалы с сайта:
http://www.moi-detsad.ru/konsultac163.html
www.Wikipedia.org
www.superpechat.ru
www.stranamasterov.ru