Попова Наталья
Использование нейропсихологических приёмов в работе с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование нейропсихологических приёмов в работе с детьми с ОВЗ»
В настоящее время обозначилась тенденция рассматривать образовательный процесс через призму сохранения психического здоровья детей. Это связано с тем, что наблюдается увеличение числа детей с отклонениями в психическом развитии среди обучающихся общеобразовательных школ. Объективные клинические обследования, как правило, не выявляют у этих детей грубой патологии, но уровень развития ниже возрастного.
Публикация «Использование нейропсихологических приёмов в работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Нейропсихологические игры и занятия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2024
Коррекция и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья - одна из актуальных проблем современной медицины, педагогики дефектологии и психологии. Данной категории детей в силу различных причин свойственны слабость замыкательной функции коры головного мозга и процессов активного внутреннего торможения, нарушение взаимодействий первой и второй сигнальной систем. У детей с ограниченными возможностями здоровья отмечается недоразвитие процессов познавательной деятельности и незрелость эмоционально-волевой сферы. Наряду с этим наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная координированность, и наиболее страдает моторика кистей и пальцев рук. При умственных нагрузках у таких детей отмечается повышенная утомляемость и истощаемость центральной нервной системы, которая приводит не только к неустойчивости внимания, но и к раздражительности, беспокойству и негативному поведению.
Нейропсихологическая коррекция детей признана эффективным видом психологической помощи. Она позволяет детям справиться с проблемами в учебе и улучшить общение с окружающими, позитивно влияет на общее развитие личности ребенка: стабилизирует эмоциональный фон, помогает раскрыть потенциальные возможности ребенка, нормализует самооценку.
Коррекционная работа с применением нейропсихологических методов, начинается с двигательных методов, так как закрепление телесных навыков предполагает использование таких психических функций, как эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции. Нейропсихологические игры — это комплекс упражнений и приемов, направленных на активацию естественных механизмов работы мозга через выполнение физических движений.
Преимущества игровой формы обучения заключается в том, что эмоциональная привлекательность и многофункциональность забавляет детей, а развитие мелкой и крупной моторики совместно с двигательной активностью, помогает избежать однотипности.
Занятия с детьми ОВЗ проводятся в соответствии с расписанием. В начальных классах проводятся индивидуальные занятия. Коррекция 5-9 классах проводится малыми подгруппами.
Примеры упражнений:
1. «Перекрёстно-латеральная ходьба».
Выполняется ходьба на месте (осознанная ходьба). Соединить правое колено с левым локтем и наоборот. Шаги должны выполняться очень медленно, сохраняя равновесие, на счёт «1-10» - соединить колено и локоть, за такое же время вернуться в исходное положение. Это задействует максимально большое количество мышц тела и развивает, активизирует лобную долю мозга, ответственную за мышление.
2. «Зеркальное рисование».
На чистом листе бумаги, одновременно двумя руками, нарисовать зеркально-симметричные рисунки: буквы, геометрические фигуры и т. п.
При выполнении этого упражнения расслабляются глаза, руки, синхронизируется деятельность обоих полушарий, активизируется работа всего мозга.
3. «Слон».
Это одно из наиболее интегрирующих упражнений гимнастики мозга. При его выполнении ухо надо прижать к плечу так плотно, чтоб между ними можно было держать лист бумаги. Затем одна рука вытягивается как хобот. Глаза следят за движениями кончиков пальцев, а рука рисует горизонтальную восьмёрку, начиная от центра зрительного поля и идя вверх против часовой стрелки. Упражнение выполняется медленно, 3-5 раз каждой рукой. Это упражнение активизирует и балансирует всю целостную систему организма «интеллект-тело», улучшает концентрацию внимания.
4. «Знак на звук».
Отрабатывает слуховое внимание. Выполняется около минуты. Ребёнок закрывает глаза. Как только он слышит обозначенный звук, должен подать установленный знак (показать в эту сторону языком, пальцем, рукой). Главное, не открывать глаза.
Под влиянием гимнастики мозга в организме наступают самые разнообразные положительные структурные и функциональные изменения. Подвижность и пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Данная методика позволяет выявить скрытые способности детей и расширить границы возможностей их мозга.
Таким образом, психолог, в процессе взаимодействия с детьми ОВЗ выстраивает такую коррекционно-развивающую среду и пространство, которая становится максимально эффективной площадкой для учёта сильных и слабых сторон каждого особенного ребёнка.
Список литературы
1. Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева «Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход». - СПб. : Питер, 2008.
2. Ж. М. Глозман, А. Е. Соболева «Комплексная коррекция трудностей обучения в школе». – Москва: СМЫСЛ, 2014.
3. А. В. Семенович «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего генеза». – Москва: Генезис, 2011.