Папки-передвижки

Использование музейной педагогики в воспитании и обучении детей дошкольного возраста

Елена Фуртас
Использование музейной педагогики в воспитании и обучении детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №3 «РАДУГА»

ГОРОДА ТЫНДЫ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Тема работы: «Использование музейной педагогики в воспитании и обучении детей дошкольного возраста»

Елена Викторовна Фуртас,

МДОАУ ДС №3 Г. ТЫНДЫ

старший воспитатель.

2025г., г. Тында

Дошкольный возраст - сложный и драматический период жизни (как, впрочем, и любой другой). Маленький человек начинает открывать для себя окружающий мир, делает первые шаги на пути познания себя и другого, близкого и далекого. Интерес к окружающей действительности пробуждается у ребенка в раннем возрасте, когда рамки этой действительности ограничиваются стенами дома, самыми близкими людьми, привычными предметами, установившимися правилами и нормами поведения в семье. Далее этот интерес возрастает и крепнет. Дети становятся юными исследователями и начинают задавать многочисленные вопросы.

Темочки:

Очень важно, чтобы в этот момент рядом оказались люди, готовые прийти на помощь, вооруженные необходимыми знаниями и умениями, способные поддержать возникший интерес, маленького философа с вечными вопросами.

Особых усилий в период дошкольного детства требует процесс активного воспитания путем действенного познания. Белинский В. Г. утверждал: «Давайте детям больше и больше созерцания общего человеческого, мирового, но и преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления».

Решение практической задачи воспитания детей представляется возможным средствами музейной педагогики. С целью этого создаются условия для проявления активности детей, реализуется принцип интерактивности - приобретение опыта личного соприкосновения с реальностью истории и культуры через предметный мир.

Цель музейной педагогики: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности.

Музейная педагогика – достаточно известное направление современной педагогики. Она имеет длительную историю, хотя в дошкольном образовании стала играть существенную роль только в последние десятилетия. Если говорить о музейной педагогике как о научной дисциплине, нужно подчеркнуть ее интегрированный характер. Развитие этого направления происходит благодаря взаимодействию музееведения, педагогики и психологии. Изначально музейная педагогика подразумевала, прежде всего, сотрудничество детского сада и музея, организацию посещений, экскурсий. Однако в последнее время музейная педагогика в значительной степени изменилась, так как дошкольные учреждения стали создавать собственные музеи, а организация и использование музеев рассматривается как особая форма работы с детьми и родителями.

Музейная педагогика помогает решать практически все задачи дошкольного образования. Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию.

Включение музеев в образовательно-воспитательный процесс - дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Педагоги, родители, осознавшие великое и незаменимое значение музея как воспитательного и образовательного феномена, выражают порой недоумение: водят своих воспитанников в музеи, а ожидаемый результат все не достигается. Дети продолжают скучать, не могут сосредоточиться, не ведут себя положительным образом, а нередко отказываются от очередного посещения музея. Словом, количество никак не переходит в качество.

Дело вовсе не в частоте посещений, а в степени подготовленности ребенка к восприятию предметного, условного музейного языка. Необходима «прививка» музейной культуры. Привести детей в музей и ожидать от них полноценного восприятия музейной информации (эмоциональной реакции, выявление главной идеи экспозиции или экспозиционного комплекса, эстетического наслаждения и т. д.) - дело наивное и безнадежное. Это все равно что надеяться на то, что человек впервые взявший в руки скрипку, кисть, глину, начнет создавать шедевры.

Музейной педагог (воспитатель) должен отдавать себе отчет в том, что ребенок не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея, к постижению скрытого смысла окружающих его вещей. Задача состоит в том, чтобы помочь маленькому человеку в этой непростой и очень важной познавательной деятельности. Открытие окружающего мира начинается с малого. Если малыш научиться в простом, обыденном видеть важное, интересное, он сумеет распознать скрытые смыслы в отдаленных и сложных явлениях и фактах культуры. Мир обыкновенных вещей более доступен и близок детям.

Одна из основоположниц отечественного дошкольного образования профессор Е. И. Тихеева отмечала, что для дошкольников гораздо полезнее, когда музей приходит в гости к ребенку. В последнем случае один предмет, явление как бы выхватывается из общей жизни и включается в решение педагогических задач детского сада.

Несмотря на активную работу в области музейной педагогики педагоги дошкольных образовательных учреждениях сталкиваются с немалыми трудностями. В литературе данные трудности делятся на «детские» проблемы и «взрослые» проблемы.

«Детские» проблемы заключаются в недостаточной сформированности внимания. Яркий неожиданный объект привлекает внимание детей и на некоторое время удерживает его. Но если предмет находится в постоянном поле зрения, но делать с ним практически ничего нельзя, интерес к нему ослабевает: предмет становится частью окружающего фона.

«Взрослой» проблемой является стремление «прописать» музей в определенном месте навечно. Это желание понятно и объяснимо, так как педагоги стараются сделать интерьер гармоничным и уютным, вкладывают в оформление материальные средства и собственные силы.

Специфика музея в образовательном учреждении заключается в том, что его главная задача – образовательная, просветительская, а, значит, в нем могут быть собраны любые предметы, а не только подлинники, как это принято в традиционных музеях. Более того, в детском музее может не быть особых (ценных) коллекций, научной работы по их изучению. Именно поэтому идея создания детских музеев, как своих сторонников, так и противников.

Цель создания мини – музея: подготовка юного поколения к

взрослой жизни через игру и с помощью музейных средств, приобщение родителей и детей и к музейному искусству.

Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность.

В процессе создания мини-музеев вся работа делится на два этапа.

подготовительный и практический.

Подготовительный этап. Начало работы, когда дети, воспитатели, родители определяют тему и название мини-музея, разрабатывают его модель, выбирают место для размещения.

Практический этап. Практическое создании мини-музея. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. В ходе работы весь материал систематизируется и дополняется. В итоге главная цель достигнута: отношения родителей и педагогов изменились, больше сплотились, произошло сближения. Наладились партнерские отношения между дошкольным учреждением и родителями.

В работу создания музейного комплекса детского сада вовлечены все – сотрудники, дети, родители воспитанников.

Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Содержание, оформление и назначение мини-музеев обязательно отражает специфику возраста детей определенной группы. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно с взрослыми.

При правильной постановке работы в музее, музей становится своеобразной образовательной зоной, где не требуется специально привлекать детей, их увлекает сама созданная среда музея.

Мини-музеи в детском саду актуальны и эффективны. Они дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Тематика мини – музеев, организованных в дошкольном учреждении,

охватывает все направления основной образовательной программы дошкольного образования (ООП ДО).

Мы в нашем детском саду создаём небольшие, уютные, в чем-то даже

Домашние мини-музеи. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для малышей, пополнять их своими рисунками. В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. В их создании принимают участие и сами ребята, и их папы, мамы, бабушки, дедушки, братья и сестры.

Ведь именно они приносят многие экспонаты, выполняют с детьми разные поделки, собирают коллекции. Сотрудникам детского сада необходимо быть и дизайнерами, и художниками, и музееведами, и историками.

Наши мини - музеи интерактивны.

Любой мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть, использовать их как в организованной, самостоятельной деятельности детей, так и в других мероприятиях. И эта особенность, безусловно, привлекает детей. А раз у них появляется интерес, то процесс воспитания и обучения становится более эффективным.

Создание музея - очень интересное и увлекательное занятие, важное

средство воспитания и обучения детей. Соприкосновение с историческим

прошлым духовно обогащает ребёнка, воспитывает гордость, поддерживает

интерес к его культуре. Постепенно нам удаётся приобщать детей к культурным, историческим истокам, раскрывать в детях отзывчивость, чуткость, толерантность, восприимчивость к прошлому.

Любой мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть, использовать их как в организованной, образовательной, самостоятельной деятельности детей, так и в других мероприятиях. И эта особенность, безусловно, привлекает детей. А раз у них появляется интерес, процесс воспитания и обучения становится более эффективным.

«Приглянулся маме с папой

Жить в таежной стороне,

В Тынде – самом центре БАМа

Повезло тебе и мне!».

В нашем дошкольном учреждении были созданы в течении 2021-2024 года следующие музеи:

Мини-музей «БАМ магистраль века»; Цель: создать условия для знакомства с историей родного края.

Мини - музей «История БАМа в значках» Цель: рассказать о наследии и истории строительства Байкало-Амурской магистрали.

Мини - музей «Денег»; цель: создание условий для формирования у детей дошкольного возраста первичных элементарных экономических представлений, финансовой грамотности.

Мини - музей «Матрешка», «Неваляшка» Цель: Воспитание интереса детей к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.

Мини – музей «Бусинка» Цель: познакомить детей с разными видами бус и бусинок, познакомить детей с каких еще материалов могут состоять бусы.

Мини - музей «Пуговицы» Цель: формирование у детей естественнонаучных представлений о предметах; расширение кругозора посредством познавательно-исследовательской деятельности; развитие мелкой моторики, связной речи, мышления и творческих способностей детей.

Мини - музей «Пожарной машины» Цель: познакомить детей с пожарной аварийно-спасательной машиной и её назначением

Мини - музей «Часов» Цель: Знакомство с историей возникновения часов и разными их видами. Часы с кукушкой 1955

Мини - музей «Театральные куклы» Цель: приобщение дошкольников к миру искусства. Развитие творческих способностей.

Мини - музей «Кукол» Цель: познакомить с историей возникновения куклы

Мини - музей «БАМ – мой края родной, частица Родины большой» Цель: сформировать у детей любовь к родному краю и интерес к прошлому и настоящему.

Реализация технологии музейной педагогики в условиях ДОУ дает ребенку шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к истории, культуре и к одному из ее замечательных проявлений – музею.

Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. У них появится познавательный интерес к «настоящему» музею.

Музей играет большую познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи. Практика показывает, что создание мини-музеев способствует возникновению интереса, как у детей, так и у взрослых желанию узнать больше. Давайте воспитывать наших детей так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки, были способны учиться у других народов тому, что пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами мира в мире и согласии на нашей огромной и в то же время такой маленькой планете Земля!

Список литературы.

1. Загороднова, Н. И. Инновационный потенциал музейно-педагогической программы «Здравствуй, музей!» / Н. И. Загороднова // Музейная педагогика в школе. Вып. IV. – СПб., 2005. – С. 120-122

2. Лукашева, Т. Я. Музейная педагогика – средство формирования духовных ценностей учащихся / Т. Я. Лукашева // Начальная школа. – 2007. - № 9. – С. 29-31.

3. Макарова, Н. П. Образовательная среда в музее? Да, если этот музей – детский: Детский музей как способ организации образовательной среды / Н. П. Макарова, Т. А. Чичканова // Школьные технологии. – 2002. - № 2. – С. 133-140.

4. «Музейная педагогика», под редакцией А. Н. Морозовой, О. В. Мельниковой, Творческий центр, Москва, 2008г.

5. Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова «Мини-музеи в детском саду» Линка-пресс Москва, 2008

6. Пантелеева Л. В. «Музей и дети», Изд. дом «Карапуз», Москва 2000г

7. Чумалова, Т. В. Музейная педагогика как новая образовательная технология. Проблемы и пути из решения / Т. В. Чумалова // Музей и общество. Проблемы взаимодействия. – М., 2001. – С. 30-34.

8. Шевкунова, Е. «Музей и дети»: педагогический аспект региональной программы / Е. Шевкунова, Л. Власова, Е. Иванова // Дошкольное воспитание. – 2009. - № 4. – С. 59-65.

Публикации по теме:

Виды игр и их роль в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста 2 слайд Игра — не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Именно в ней формируются основные новообразования,.

Фотоотчёт о родительском собрании в средней группе «Роль народной педагогики в воспитании ребёнка»Фотоотчёт о родительском собрании в средней группе «Роль народной педагогики в воспитании ребёнка» В средней группе"Пчёлки" прошло родительское собрание в нетрадиционной форме -форме "Круглого стола". Тема собрания:"Роль народной педагогики.

Использование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детейИспользование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детей Наша группа не совсем обычная. У нас воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В основном это дети с заболеванием.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование музейной педагогики в воспитании и обучении детей дошкольного возраста
Опубликовано: 18 февраля 2025 в 04:52
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование музейной педагогики в воспитании и обучении детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Фуртас (УИ 1874570) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 февраля 2025 пятница
Родной язык - народа достоянье!
Идем на экскурсию!
22 февраля 2025 суббота
Президент подписал закон о ратификации Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между РФ и ДНР



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД