Елена Фуртас
Использование музейной педагогики в воспитании и обучении детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №3 «РАДУГА»
ГОРОДА ТЫНДЫ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Тема работы: «Использование музейной педагогики в воспитании и обучении детей дошкольного возраста»
Елена Викторовна Фуртас,
МДОАУ ДС №3 Г. ТЫНДЫ
старший воспитатель.
2025г., г. Тында
Дошкольный возраст - сложный и драматический период жизни (как, впрочем, и любой другой). Маленький человек начинает открывать для себя окружающий мир, делает первые шаги на пути познания себя и другого, близкого и далекого. Интерес к окружающей действительности пробуждается у ребенка в раннем возрасте, когда рамки этой действительности ограничиваются стенами дома, самыми близкими людьми, привычными предметами, установившимися правилами и нормами поведения в семье. Далее этот интерес возрастает и крепнет. Дети становятся юными исследователями и начинают задавать многочисленные вопросы.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Музейная педагогика в детском саду
- Темочки
Очень важно, чтобы в этот момент рядом оказались люди, готовые прийти на помощь, вооруженные необходимыми знаниями и умениями, способные поддержать возникший интерес, маленького философа с вечными вопросами.
Особых усилий в период дошкольного детства требует процесс активного воспитания путем действенного познания. Белинский В. Г. утверждал: «Давайте детям больше и больше созерцания общего человеческого, мирового, но и преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления».
Решение практической задачи воспитания детей представляется возможным средствами музейной педагогики. С целью этого создаются условия для проявления активности детей, реализуется принцип интерактивности - приобретение опыта личного соприкосновения с реальностью истории и культуры через предметный мир.
Цель музейной педагогики: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности.
Музейная педагогика – достаточно известное направление современной педагогики. Она имеет длительную историю, хотя в дошкольном образовании стала играть существенную роль только в последние десятилетия. Если говорить о музейной педагогике как о научной дисциплине, нужно подчеркнуть ее интегрированный характер. Развитие этого направления происходит благодаря взаимодействию музееведения, педагогики и психологии. Изначально музейная педагогика подразумевала, прежде всего, сотрудничество детского сада и музея, организацию посещений, экскурсий. Однако в последнее время музейная педагогика в значительной степени изменилась, так как дошкольные учреждения стали создавать собственные музеи, а организация и использование музеев рассматривается как особая форма работы с детьми и родителями.
Музейная педагогика помогает решать практически все задачи дошкольного образования. Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию.
Включение музеев в образовательно-воспитательный процесс - дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Педагоги, родители, осознавшие великое и незаменимое значение музея как воспитательного и образовательного феномена, выражают порой недоумение: водят своих воспитанников в музеи, а ожидаемый результат все не достигается. Дети продолжают скучать, не могут сосредоточиться, не ведут себя положительным образом, а нередко отказываются от очередного посещения музея. Словом, количество никак не переходит в качество.
Дело вовсе не в частоте посещений, а в степени подготовленности ребенка к восприятию предметного, условного музейного языка. Необходима «прививка» музейной культуры. Привести детей в музей и ожидать от них полноценного восприятия музейной информации (эмоциональной реакции, выявление главной идеи экспозиции или экспозиционного комплекса, эстетического наслаждения и т. д.) - дело наивное и безнадежное. Это все равно что надеяться на то, что человек впервые взявший в руки скрипку, кисть, глину, начнет создавать шедевры.
Музейной педагог (воспитатель) должен отдавать себе отчет в том, что ребенок не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея, к постижению скрытого смысла окружающих его вещей. Задача состоит в том, чтобы помочь маленькому человеку в этой непростой и очень важной познавательной деятельности. Открытие окружающего мира начинается с малого. Если малыш научиться в простом, обыденном видеть важное, интересное, он сумеет распознать скрытые смыслы в отдаленных и сложных явлениях и фактах культуры. Мир обыкновенных вещей более доступен и близок детям.
Одна из основоположниц отечественного дошкольного образования профессор Е. И. Тихеева отмечала, что для дошкольников гораздо полезнее, когда музей приходит в гости к ребенку. В последнем случае один предмет, явление как бы выхватывается из общей жизни и включается в решение педагогических задач детского сада.
Несмотря на активную работу в области музейной педагогики педагоги дошкольных образовательных учреждениях сталкиваются с немалыми трудностями. В литературе данные трудности делятся на «детские» проблемы и «взрослые» проблемы.
«Детские» проблемы заключаются в недостаточной сформированности внимания. Яркий неожиданный объект привлекает внимание детей и на некоторое время удерживает его. Но если предмет находится в постоянном поле зрения, но делать с ним практически ничего нельзя, интерес к нему ослабевает: предмет становится частью окружающего фона.
«Взрослой» проблемой является стремление «прописать» музей в определенном месте навечно. Это желание понятно и объяснимо, так как педагоги стараются сделать интерьер гармоничным и уютным, вкладывают в оформление материальные средства и собственные силы.
Специфика музея в образовательном учреждении заключается в том, что его главная задача – образовательная, просветительская, а, значит, в нем могут быть собраны любые предметы, а не только подлинники, как это принято в традиционных музеях. Более того, в детском музее может не быть особых (ценных) коллекций, научной работы по их изучению. Именно поэтому идея создания детских музеев, как своих сторонников, так и противников.
Цель создания мини – музея: подготовка юного поколения к
взрослой жизни через игру и с помощью музейных средств, приобщение родителей и детей и к музейному искусству.
Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность.
В процессе создания мини-музеев вся работа делится на два этапа.
подготовительный и практический.
Подготовительный этап. Начало работы, когда дети, воспитатели, родители определяют тему и название мини-музея, разрабатывают его модель, выбирают место для размещения.
Практический этап. Практическое создании мини-музея. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. В ходе работы весь материал систематизируется и дополняется. В итоге главная цель достигнута: отношения родителей и педагогов изменились, больше сплотились, произошло сближения. Наладились партнерские отношения между дошкольным учреждением и родителями.
В работу создания музейного комплекса детского сада вовлечены все – сотрудники, дети, родители воспитанников.
Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Содержание, оформление и назначение мини-музеев обязательно отражает специфику возраста детей определенной группы. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно с взрослыми.
При правильной постановке работы в музее, музей становится своеобразной образовательной зоной, где не требуется специально привлекать детей, их увлекает сама созданная среда музея.
Мини-музеи в детском саду актуальны и эффективны. Они дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Тематика мини – музеев, организованных в дошкольном учреждении,
охватывает все направления основной образовательной программы дошкольного образования (ООП ДО).
Мы в нашем детском саду создаём небольшие, уютные, в чем-то даже
Домашние мини-музеи. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для малышей, пополнять их своими рисунками. В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. В их создании принимают участие и сами ребята, и их папы, мамы, бабушки, дедушки, братья и сестры.
Ведь именно они приносят многие экспонаты, выполняют с детьми разные поделки, собирают коллекции. Сотрудникам детского сада необходимо быть и дизайнерами, и художниками, и музееведами, и историками.
Наши мини - музеи интерактивны.
Любой мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть, использовать их как в организованной, самостоятельной деятельности детей, так и в других мероприятиях. И эта особенность, безусловно, привлекает детей. А раз у них появляется интерес, то процесс воспитания и обучения становится более эффективным.
Создание музея - очень интересное и увлекательное занятие, важное
средство воспитания и обучения детей. Соприкосновение с историческим
прошлым духовно обогащает ребёнка, воспитывает гордость, поддерживает
интерес к его культуре. Постепенно нам удаётся приобщать детей к культурным, историческим истокам, раскрывать в детях отзывчивость, чуткость, толерантность, восприимчивость к прошлому.
Любой мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть, использовать их как в организованной, образовательной, самостоятельной деятельности детей, так и в других мероприятиях. И эта особенность, безусловно, привлекает детей. А раз у них появляется интерес, процесс воспитания и обучения становится более эффективным.
«Приглянулся маме с папой
Жить в таежной стороне,
В Тынде – самом центре БАМа
Повезло тебе и мне!».
В нашем дошкольном учреждении были созданы в течении 2021-2024 года следующие музеи:
Мини-музей «БАМ магистраль века»; Цель: создать условия для знакомства с историей родного края.
Мини - музей «История БАМа в значках» Цель: рассказать о наследии и истории строительства Байкало-Амурской магистрали.
Мини - музей «Денег»; цель: создание условий для формирования у детей дошкольного возраста первичных элементарных экономических представлений, финансовой грамотности.
Мини - музей «Матрешка», «Неваляшка» Цель: Воспитание интереса детей к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.
Мини – музей «Бусинка» Цель: познакомить детей с разными видами бус и бусинок, познакомить детей с каких еще материалов могут состоять бусы.
Мини - музей «Пуговицы» Цель: формирование у детей естественнонаучных представлений о предметах; расширение кругозора посредством познавательно-исследовательской деятельности; развитие мелкой моторики, связной речи, мышления и творческих способностей детей.
Мини - музей «Пожарной машины» Цель: познакомить детей с пожарной аварийно-спасательной машиной и её назначением
Мини - музей «Часов» Цель: Знакомство с историей возникновения часов и разными их видами. Часы с кукушкой 1955
Мини - музей «Театральные куклы» Цель: приобщение дошкольников к миру искусства. Развитие творческих способностей.
Мини - музей «Кукол» Цель: познакомить с историей возникновения куклы
Мини - музей «БАМ – мой края родной, частица Родины большой» Цель: сформировать у детей любовь к родному краю и интерес к прошлому и настоящему.
Реализация технологии музейной педагогики в условиях ДОУ дает ребенку шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к истории, культуре и к одному из ее замечательных проявлений – музею.
Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. У них появится познавательный интерес к «настоящему» музею.
Музей играет большую познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи. Практика показывает, что создание мини-музеев способствует возникновению интереса, как у детей, так и у взрослых желанию узнать больше. Давайте воспитывать наших детей так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки, были способны учиться у других народов тому, что пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами мира в мире и согласии на нашей огромной и в то же время такой маленькой планете Земля!
Список литературы.
1. Загороднова, Н. И. Инновационный потенциал музейно-педагогической программы «Здравствуй, музей!» / Н. И. Загороднова // Музейная педагогика в школе. Вып. IV. – СПб., 2005. – С. 120-122
2. Лукашева, Т. Я. Музейная педагогика – средство формирования духовных ценностей учащихся / Т. Я. Лукашева // Начальная школа. – 2007. - № 9. – С. 29-31.
3. Макарова, Н. П. Образовательная среда в музее? Да, если этот музей – детский: Детский музей как способ организации образовательной среды / Н. П. Макарова, Т. А. Чичканова // Школьные технологии. – 2002. - № 2. – С. 133-140.
4. «Музейная педагогика», под редакцией А. Н. Морозовой, О. В. Мельниковой, Творческий центр, Москва, 2008г.
5. Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова «Мини-музеи в детском саду» Линка-пресс Москва, 2008
6. Пантелеева Л. В. «Музей и дети», Изд. дом «Карапуз», Москва 2000г
7. Чумалова, Т. В. Музейная педагогика как новая образовательная технология. Проблемы и пути из решения / Т. В. Чумалова // Музей и общество. Проблемы взаимодействия. – М., 2001. – С. 30-34.
8. Шевкунова, Е. «Музей и дети»: педагогический аспект региональной программы / Е. Шевкунова, Л. Власова, Е. Иванова // Дошкольное воспитание. – 2009. - № 4. – С. 59-65.