Наталья Шкарубо
Использование музейной педагогики в образовательном процессе
▼ Скачать + Заказать документы
Создавая в группе мини-музей, я преследовала несколько целей:
1. Освоить на практике инновационную музейную педагогику;
2. Использовать в работе с детьми новые, интересные для них формы;
3. Обогатить предметно-развивающую среду группы;
4. Расширить кругозор и познавательную активность детей;
5. Включить родителей в образовательный процесс.
Публикация «Использование музейной педагогики в образовательном процессе» размещена в разделах
Чтобы осуществить поставленные цели, мною была организована работа адекватная возрасту детей. Как известно дошкольники любят собирать различные предметы, коллекционировать, играть с ними и при этом мы педагоги должны формировать у детей учебные навыки. Проанализировав комплексно-тематический план, я выбрала ряд тем, для реализации которых содействовало бы создание мини-музея. Такими темами, на мой взгляд являются : «Народные традиции», «Декоративно-прикладное искусство», «Моя родина Россия», «Моя малая родина – село Карсы», «Откуда хлеб пришел?», «Космос и далекие звезды».
Работу по созданию нашего первого мини-музея(«Народные традиции») я разделила на несколько этапов:
Подготовительный этап. В начале работы мы вместе с детьми определяли тему и название мини-музея, выбирали место для размещения. Мы начали с метода «Трех вопросов» : что дети знают? Что хотят узнать? Как узнать? Оказалось, что дети очень мало имеют представления о народных традициях. Выяснили, где можно добыть эту информацию: в книгах, в интернете, спросить у родителей. Решили создать свой музей -«Народные традиции».
Практический этап. В создании музея приняли участие педагоги, дети и родители. К работе подошли, используя системный подход. Этот подход используется в программах ТРИЗ и РТВ. За систему мы взяли традиции, выявили надсистему, подсистему, определили, чем система являлась в прошлом, нашли ее составляющие в прошлом и будущем (подсистема) и частью чего она являлась в прошлом и станет в будущем (надсистема). Исходя из системного подхода, мы определили, какие экспонаты могут быть в нашем музее, обсудили это с детьми и родителями.
В процессе создания музея «Народные традиции» нами были поставлены следующие задачи:
1.
Развитие и обогащение потребности и желание детей в познании творчества народной культуры; восприятия природы, красивых предметов быта, произведений народного, декоративно- прикладного и изобразительного искусства; чтения художественной литературы; слушания музыкальных произведений
2. Ознакомление детей с взаимосвязью явлений природы с народными приметами, со способами действий с предметами быта, их функциями.
3. Формирование предпосылок проектно-исследовательской деятельности.
Для решения данной проблемы была создана предметно-развивающая среда, которая стимулирует развитие ребенка, оказывает позитивное влияние на развитие способности ребенка к самообучению.
Оформили выставку- «Какие бывают книги»; книги и иллюстрации о быте русского народа;
Приобрели детские музыкальные инструменты предметы и оборудование в стиле народных традиций для разворачивания игровых сюжетов по мотивам музыкальных произведений и народного творчества;
атрибуты и элементы костюмов для игр-драматизаций по сказкам «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Жихарка»;
готовые формы из бумаги, картона предметов быта, обводки по контуру (рукомойник, печь, чугунок, ухват, кочерга, самовар, коромысло, ведро, корыто, стиральная доска, глиняный горшок);
различные виды конструкторов и схемы построек старинных домов, зданий;
различный природный материал для составления композиций;
предметы народного творчества, иллюстрации, альбомы, фотографии, образцы росписи, трафареты;
самовар для организации игры в дом;
дымковские игрушки, иллюстрации с их изображением, силуэты для самостоятельной росписи различными знакомыми техниками;
предметы быта, расписанные в стиле городецкой и хохломской росписи, иллюстрации с их изображением, силуэты для самостоятельной росписи различными знакомыми техниками.
Родителями были выполнены объёмные макеты старинной русской избы и современного дома.
При работе в музее учитывались требования ФГТ, ставились и решались задачи всех областей:
Непосредственно организованная образовательная деятельность
«Социализация»/«Безопасность»
Рассматривание выставок «Старинная и современная посуда», «Что за чудо печь». Развитие потребности и желания детей в познании творчества народной культуры; красивых предметов быта. Отметить особенности старинной и современной посуды.
«Познание» - развитие сенсорной культуры, конструирование
Архитектура и дизайн. Отмечать особенности построек старины. Развивать творческие и конструкторские способности, фантазию, изобретательность. Упражнять: в моделировании и конструировании, построении схем. Учить самостоятельно находить способы выполнения заданий и выполнять их. Развивать образное пространственное мышление
«Познание» развитие кругозора
Беседа о народных обычаях и праздниках. Загадывание загадок.
«Труд» - рукотворный мир
Салфеточка. Вязание крючком. Познакомить детей с приёмом вязания – косичка.
«Коммуникация»
Беседа «Русская изба» : обогащать речь детей существительными, обозначающие предметы бытового окружения; Учить детей связно и последовательно рассказывать о предмете развёрнутыми и полными предложениями;
«Чтение художественной литературы»
«Колыбельная» Саша Черный. Знакомить детей с новым жанром народного творчества - колыбельная песня, показать особенности и способ бытования в современной жизни;
«Художественное творчество» – декоративно-прикладное искусство/рисование
Знакомство с городецкой росписью; Учить: образно отражать в рисунках впечатления от окружающей жизни; - пользоваться приобретенными приемами для передачи явления в рисунке; Закреплять умение строить композицию рисунка; Упражнять в рисовании простым графитным и цветными карандашами; Учить: выделять яркий, народный колорит, композицию узора, мазки, точки, черточки-оживки; рисовать элементы кистью; Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, чувство прекрасного.
«Художественное творчество» - лепка
«Дымковская роспись». Познакомить детей с некоторыми способами изготовления и росписи глиняных игрушек. Приобщать к народному творчеству. Воспитывать творческий дух. Учить радоваться успеху своей работы и работ других детей.
«Художественное творчество» – художественный труд
«Коврик для кукол с элементами декоративной росписи».Учить составлять узор на квадрате, заполняя элементами середину и углы; Учить разрезать полоску пополам, предварительно сложив ее, правильно держать ножницы и правильно действовать ими. Развивать чувство композиции. Продолжать учить детей аккуратно пользоваться клеем. Воспитывать желание трудиться.
«Музыка»
Слушание и пение народных произведений.
Родителям рекомендовали:
совместно с ребенком нарисовать портрет здорового человека. Побеседовать о старинных рецептах поддержания здоровья;
посетить с детьми музеи, выставки, художественные галереи;
домашнее чтение русских народных сказок с обсуждением характера героев, их поступков, отношениях друг с другом;
предложить родителям вместе с детьми изготовить поделки на выставку предметов народного творчества;
почитать: небылицы «Вы послушайте ребята», «Богат Ермошка»; прибаутки «Глупый Иван», «Где кисель»;
знакомство с процессом изготовления блюд обрядовой русской кухни;
поиграть: «Палочка – выручалочка», «Веревочка», «Заря», «Горелки»;
изготовить совместно с ребёнком макет «Русское подворье».
Пополнение экспонатов музея происходит постоянно. Это и обновление имеющихся экспонатов, и привнесение новых. Вместе с детьми и родителями проводим народные праздники и игры.
Работа в музее дала толчок для продолжения исследовательской деятельности. Мы с детьми собираем материал о возникновении нашего села, его местных традициях, народных промыслах и людях. Наша задача – показать детям, что ничто не уходит в небытие, что окружающий мир хранит память о людях, их делах и творениях.
Музей стал для нас источником вдохновения. При правильной постановки работы в музее, музей становится своеобразной образовательной зоной, где требуется специально привлекать детей, их увлекает сама созданная среда музея.
Считаю, что наш музей играет большую роль в познавательном и нравственном развитии дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи.