Кочурова Людмила
Использование материалов М. Монтессори в сенсорном воспитании младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность работы
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту современная система дошкольного образования в нашей стране нацелена на повышение качества педагогического процесса в детских садах, способствующего всестороннему и гармоничному развитию личности ребенка-дошкольника. При этом согласно положениям ФГОС ДО особое внимание уделяется вопросам становления познавательной деятельности, развитию интеллектуальных способностей начиная с младшего дошкольного возраста.
Публикация «Использование материалов М, Монтессори в сенсорном воспитании младших дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Монтессори. Методика развития детей, материалы для занятий своими руками
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2023
Одним из важнейших этапов формирования интеллектуальных способностей детей является младший дошкольный возраст (3-4 года). В этом возрасте в рамках продолжающегося сенсорного развития закладываются основы интеллектуальных операций и многих психических функций. Именно сенсорная сфера, согласно Б. Г. Ананьеву, Л. А. Венгеру, Н. Н. Поддъякову, Ю. М. Хохряковой, является базисом умственного и познавательного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста. Кроме того достаточный уровень сенсорного развития младших дошкольников является не только фундаментом интеллектуального развития, но и во многом определяет качество восприятия окружающего мира, формирует основу для проявления способностей в различных видах деятельности.
В современной дошкольной педагогике сенсорное развитие детей рассматривается как процесс формирования комплекса ощущений, восприятия и представлений о свойствах окружающего мира, как освоение и присвоение сенсорной культуры. Данное развитие происходит наиболее благоприятно в рамках сенсорного воспитания, которое понимается как специально организованное взаимодействие педагогов и детей с целью сенсорного развития последних.
В качестве средств сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста применяются различные средства: дидактические игры, сенсомоторные тренажеры и пр. Но мы полагаем, что одним из достаточно эффективных средств являются дидактические материалы М. Монтессори. Они позволяют сформировать у младших дошкольников достаточно широкий круг сенсорных представлений, развить точность их восприятия и оперирования ими. Взаимодействуя с этим материалом, каждый ребенок способен освоить геометрические фигуры, величины, цвета, звуки, вес и пр. Наиболее выраженная ценность этого материала заключается в том, что он не является учебно-дидактическим средством в полном смысле этого слова. Этот материал способствует познанию сенсорных свойств и качеств через освоение приемов его «правильного использования» на основе детской инициативы и интересов при отсутствии прямых объяснений и пояснений педагогов. Дидактический материал М. Монтессори позволяет построить дружеское и партнерское взаимоотношение детей и взрослых, где приобретение представлений происходит в активных действиях, выполняемых ребенком самостоятельно.
Цель работы – способствовать наиболее эффективному и результативному сенсорному воспитанию младших дошкольников через использование дидактических материалов М. Монтессори.
Задачи работы:
1. Формировать у детей систему сенсорных представлений о цвете, форме, величине, качестве поверхности, звуках.
2. Развивать способность с помощью осязательно-двигательного обследования определять основные сенсорные свойства и качества объектов и предметов.
3. Развивать познавательный интерес детей к сенсорным качествам и свойствам объектов и предметов дидактического материала, а также окружающего мира.
4. Способствовать гармоничному и целостному развитию детской личности.
Формы работы: индивидуальные и подгрупповые игры-занятия.
При этом индивидуальные формы работы являются основными, так как дети только начинают осваивать данный дидактический материал, а также обучаются осознанным перцептивным действиям. Подгрупповые занятия проводятся с 3-5 детьми и направлены на закрепление представлений в усложненных заданиях творческого характера: собрать картинку из геометрических фигур, быстрее собрать башню и украсить ее и пр.
Материалы М. Монтессори, применяемые в работе с детьми:
«Розовая башня»;
«Коричневая лестница»;
«Красные штанги»;
«Цветные таблички»;
«Геометрический комод»;
«Биологический комод»;
«Клавишная доска»;
«Ящик с кусочками тканей»;
«Шумящие коробочки».
Проведение работы осуществляется по плану, который дан в таблице 1.
Таблица 1 – План игр-занятий по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста с использованием материалов М. Монтессори
Название игры-занятия Цель игры-занятия Форма проведения Материал
«Собираем кубики в башню» Познакомить с дидактическим материалом.
Формировать восприятие величины : большой – маленький.
Развивать представление о величине предметов. Индивидуальная «Розовая башня»
«Удивительная башня» Закреплять и совершенствовать представление о величине предметов.
Формировать умение собирать башню, ставя кубики друг за другом по диагонали. Индивидуальная «Розовая башня»
«Маленькие строители» Закреплять представление о величине.
Развивать творческий подход к работе с материалом Подгрупповая «Розовая башня»
«Чудо-лесенка» Познакомить с дидактическим материалом.
Формировать восприятие величины : толстый – тонкий.
Развивать представление о величине предметов. Индивидуальная «Коричневая лестница»
«Лесенка для мишки» Закреплять и совершенствовать представление о величине предметов.
Формировать умение собирать лесенку, начиная с самой тонкой призмы Индивидуальная «Коричневая лестница»
«Волшебный ящик» Познакомить с дидактическим материалом.
Формировать восприятие цвета.
Развивать сенсорное представление о цвете. Индивидуальная «Цветные таблички»
«Найди потерявшийся цвет» Закреплять и совершенствовать представление о цвете.
Формировать умение ориентироваться на цвет Подгрупповая «Цветные таблички»
«Соберем фигуры» Познакомить с дидактическим материалом.
Формировать восприятие формы.
Развивать сенсорное представление о формах. Индивидуальная «Геометрический комод»
«Кто быстрее соберет фигуры» Закреплять и совершенствовать представление о формах.
Формировать умение ориентироваться на форму Подгрупповая «Геометрический комод»
«Поиграем с листиками» Познакомить с дидактическим материалом.
Формировать восприятие формы.
Развивать сенсорное представление о формах. Индивидуальная «Биологический комод»
«Кто быстрее соберет все листики» Закреплять и совершенствовать представление о формах.
Формировать умение ориентироваться на форму Подгрупповая «Биологический комод»
«Гладкий – шершавый» Познакомить с дидактическим материалом.
Формировать восприятие шероховатой и гладкой поверхности
Развивать сенсорное представление о качестве поверхности Индивидуальная «Клавишная доска»
«Узнай какой?» Познакомить с дидактическим материалом.
Формировать восприятие ткани на ощупь
Развивать сенсорное представление о качестве ткани на ощупь Индивидуальная «Ящик с кусочками ткани»
«Что спрятано в сундучке?» Закреплять и совершенствовать представление о качествах ткани
Формировать умение ориентироваться на качество ткани на ощупь Подгрупповая «Ящик с кусочками ткани»
«Что и как шумит?» Познакомить с дидактическим материалом.
Формировать восприятие шумящих звуков
Развивать сенсорное представление о звуке Индивидуальная «Шумящие коробочки»
«Подбери похожий звук» Закреплять и совершенствовать представление о звуках
Формировать умение ориентироваться на звук Подгрупповая «Шумящие коробочки»
«Мы за солнышком пойдем» Закрепление сенсорных представлений
Совершенствование перцептивных действий Подгрупповая «Розовая башня, коробочки с природным материалом
Разработанные и представленные в плане игры-занятия были направлены:
1. На развитие восприятия и формирование сенсорных представлений о величине: «Собираем кубики в башню», «Удивительная башня», «Маленькие строители», «Чудо-лесенка», «Лесенка для мишки».
На первых трех используется материал «Розовая башня», а на двух последних – «Коричневая лестница».
2. На развитие восприятия и формирования представлений о цвете: «Волшебный ящик», «Найди потерявшийся цвет».
На этих занятий используется материал «Цветные таблички».
3. На развитие восприятия и формирование представлений о форме: «Соберем фигуры», «Кто быстрее соберет фигуры», «Поиграем с листиками», «Кто быстрее соберет все листики».
На двух первых занятий применется материал «Геометрический комод», а на последних двух – «Биологический комод».
4. На развитие осязания и восприятия качества поверхностей, формирования представлений об этих качествах: «Гладкий – шершавый», «Узнай какой», «Что спрятано в сундучке».
На первом занятии используется «Клавишная доска», а на последующих занятиях ящик с кусочками тканей.
5. На развитие восприятия звуков и представлений о них: «Что и как шумит?», «Подбери похожий звук».
На этих занятиях применяется материал «Шумящие коробочки».
В завершении работы проводится игра-занятие «Мы за солнышком пойдем», на котором обобщаются и углубляются полученные на предыдущих занятиях сенсорные представления.
Методика проведения игр-занятий с каждым дидактическим материалом предполагает :
- Сначала мы проводим индивидуальное игру-занятие, позволяющее привлечь внимание к материалу и заинтересовать им ребенка, показать способы работы с ним. Например, во время игры-занятия «Узнай какой» мы приглашаем ребенка поиграть. Усаживаемся на ковер и ставим перед собой и ребенком пособие «Клавишная доска». Начинаем проводить пальцем то по одной (гладкой, то по другой (шероховатой) клавише. Почти все дети с интересом наблюдают за нашими действиями. Некоторые из них стараются тут же повторить действие. Потом мы увеличиваем скорость передвижения пальцами по клавишам с одной стороны на другую. Затем проводя по клавишам, мы обозначаем их словом: «Это гладкая, а это шершавая». Далее предлагаем ребенку провести пальцем только по гладким клавишам, а потом только по шершавым. Большинство детей сразу осваивают эти представления, безошибочно выполняя действия;
- Для закрепления работы восприятия и представления о сенсорном качестве проводим подгрупповые игры-занятия. Они позволяют расширить возможности взаимодействия с материалом, а также ввести в действия творческий элемент. Например, во время игры-занятия «Найди потерявшийся цвет» дети сначала сортируют таблички из пособия «Цветные таблички» по цветам – игровое задание «Разложим по группам». Затем мы просим детей спрятать таблички. Потом указываем на одну из оставшихся табличек на столе и просим принести табличку такого же цвета. Кто быстрее находит все таблички, тот получает медаль и становился победителем. Большинство детей показывает хорошее запоминание цветов и у них быстро формируется способность ориентироваться на цвет.
Работая с детьми, мы отмечаем, все воспитанники всегда с первого раза заинтересовываются материалами. Для большинства из них эти материалы являются новыми. Дети активно и с удовольствием повторяют действия за нами с этими материалами. Некоторые начинают придумывать свои действия. Например, во время игры-занятия «Чудо лесенка», на котором они только что познакомились с «Коричневой лестницей», некоторые воспитанники начинали ставить и сортировать их по величине по вертикали. У многих сразу получалось таким образом составить лесенку.
Познакомившись с материалом, дети часто обращаются к нему в самостоятельных играх и занятиях. Некоторые предлагают поиграть вместе с ними сверстникам.
Особый интерес у многих детей вызывают игры с «Биологическим комодом». Им нравится раскладывать фигуры-вкладыши в виде листьев в соответствующие отверстия. При этом многие сразу улавливают принцип обследования формы пальцем, который был продемонстрирован им на первом игре-занятии.
Вся работа с детьми проводится нами в условиях специально созданной предметно-развивающей среды. В содержание этой среды входит игровой уголок по сенсорике, в котором располагается небольшой стеллаж, не превышающий роста самих детей. Это позволяет соблюдать один из важных принципов М. Монтессори – доступность и досягаемость для детей любого материала. На каждой полочке стеллажа выставлены дидактические материалы.
Рядом со стеллажом мы обустроили место для индивидуальных и подгрупповых игр-занятий, а также самостоятельной деятельности детей. В соответствии с указаниями М. Монтессори, мы оснастили уголок ковриком нейтрального бежевого цвета, что бы каждый вид материала контрастировал с ним и был сразу заметен ребенку.
Для проведения подгрупповых занятий в уголок был внесен небольшой круглый столик и 4 детских стульчика, которые располагались вокруг столика.
Материал уголка всегда в доступе детей. Мы не ограничиваем доступ к нему, а даже поощряем детей заниматься в нем по собственной инициативе.