Головенко Алена
Использование коммуникативных игр в период адаптации детей в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптационные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. В такой ситуации пригодятся специально подобранные игры, направленные на налаживание контакта с ребенком.
Публикация «Использование коммуникативных игр в период адаптации детей в детском саду» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Игры в период адаптации
- Игры для детей
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
У детей раннего возраста в период адаптации наибольшую роль играет уровень их социализации в коллективе, в частности наличие или отсутствие навыка общения со сверстниками. Первые положительные отношения со сверстниками складываются в процессе игры, С ней связанно возникновение интереса к играм других детей, желание включиться в игру, первые совместные игры, умение считаться с интересами окружающих. Игра это жизнь, преломленная сквозь психику ребенка. Без увлекательной игры не может быть детства. Чем разнообразнее игры малышей, тем богаче и шире для них становится окружающий мир, светлее и радостнее жизнь. Неоценимую услугу оказывает нам в этом включение в педагогический процесс с детьми раннего дошкольного возраста коммуникативных игр. Поэтому необходимо использовать коммуникативную игру, как средство, облегчающее адаптацию ребенка к детскому саду.
В психологической практике игровая деятельность выполнят ряд функций, одна из них - коммуникативная.
Коммуникативная игра - это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга.
Цель коммуникативной игры : развитие навыков общения.
Задачи, которые выполняет данная игра:
• создает условия для развития психических процессов и социально значимых качеств личности;
• развивает социальные навыки: освоение различных способов решения конфликтных ситуаций;
• воспитывает положительное отношение ребенка к себе, другим людям, окружающему миру.
Существует несколько классификаций коммуникативных игр, я для себя выделила классификацию, предложенную Валентиной Яковлевной Зедгенидзе:
• игры, на сплоченность и сотрудничество (Доброе животное, Дракон)
• игры, обучающие эффективным способам общения (Попроси игрушку, Ты мне нравишься)
• игры, на социальное признание (Король)
• игры, на снятие конфликтности (Коврик примирения)
Ключевым отличием коммуникативных игр является создание условий для спонтанного общения. В процессе игры ребенку приходится сталкиваться с неожиданными ситуациями, вопросами и ответами. Во время таких игр важнее взаимодействовать друг с другом, а не достичь какой-либо цели или решить задачу.
Опытные педагоги и психологи отмечают, что коммуникативные игры очень полезны по следующим причинам:
• обеспечивают быструю адаптацию;
• вызывают эмоциональную разрядку;
• способствуют развитию мимики и жестов;
• улучшают воображение;
• развивают способность концентрироваться;
• развивают умение распознавать собственные чувства;
• развивают склонность к эмпатии;
• формируют умение соблюдать правила;
• помогают позитивно воспринимать окружающий мир;
• ребенок - полноценная часть общества
Какие же требования должен выполнять взрослый, чтобы игра получилась успешной. Н. В. Клюева и Ю. В. Касаткина (авторы книги «Учим детей общению) составили несколько рекомендаций, касающихся организации и проведения игр на развитие коммуникативных навыков :
• не старайтесь использовать за один раз сразу несколько игр (у ребенка работоспособность еще невелика, он быстро утомляется, и на фоне этого может сложиться негативное отношение к игре);
• используйте для игр время, когда ребенок в хорошем настроении, не перевозбужден, не утомлен, не голоден, но и не сразу после еды, лучше всего после дневного сна, в течение 20 - 25 минут;
• не говорите ребенку, что он что-то сделал неправильно, иначе в дальнейшем он будет бояться давать искренние ответы;
• помните, что самая правдивая и искренняя информация та, которую ребенок выдает первой без долгих размышлений;
• игры и упражнения будут полезны только тогда, когда ребёнок захочет ими заниматься, поэтому не надо заставлять его играть с вами, лучше уделить ему свое время, когда он сам этого захочет.
Если соблюдать все рекомендации, то педагог может использовать коммуникативные игры :
• в ООД
• в режимных моментах
• во время игровой деятельности (в группе, на прогулке)
• на праздниках, развлечениях
Коммуникативные игры начинают использовать с адаптационного периода. Данный период очень важен, но и сложен для малыша. Наша задача состоит в том, чтобы помочь ребенку безболезненно войти в новую для него среду, обогатить его опыт общения с незнакомыми детьми и взрослыми.
Чем разнообразнее, интереснее игры малышей, тем богаче и шире для них становится окружающий мир, светлее и радостнее жизнь.
Начинаем свою работу у малышей с различных игр на знакомство со взрослым и детей друг с другом – «Иди ко мне», «Пришёл Петрушка», «Покружимся», «Эхо», «Колокольчик», «Чей голосок» и т. д.
Также используем игры-Приветствия, например:
Шел по крыше воробей,
Собирал своих друзей,
Много, много, много нас,
Встанут Танечки (Ванечки и т. п.) сейчас…
Затем использую самые простые игры, в которых воспитанники действуют одновременно и одинаково. Общность движений и игровых интересов усиливают радостные переживания и эмоциональный подъем. Дети учатся согласовывать свои действия друг с другом и ориентироваться на пространственные условия для выполнения движений (игры «Ленточка», «Гном и дом», «Веселые ладошки», «Большие ноги», «Карусели», «Лови-лови», «Салют», «Мы капусту рубим»).
Затем переходим к более сложным играм, в которых нужно действовать по очереди, небольшими группами. «Я по горенке иду», «Завивайся, капустка», «Змейка», «Передача мячей», «Поезд», «Огуречик-огуречик». Эти игры кладут начало самостоятельности и дружеским контактам детей.
Таким образом, использование коммуникативных игр в период адаптации к ДОУ имеет неоценимое значение для создания жизнерадостного настроения малышей и хорошего отношения друг к другу.
Средний дошкольный возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Средний дошкольник нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более длительными и активными. Дети легко объединяются в небольшие подгруппы на основе общих интересов, взаимных симпатий. Для того, чтобы помочь детям справиться с окружающими их сложными задачами, используем в работе следующие игры:
• на развитие внимания, интереса к партнеру: «Как можно нас называть по - разному?», «Комплимент», «Опиши друга», «Угадай кто это?»
• на развитие навыков невербального общения: «Угадай», «Походки», «Что мы делали, не скажем, а что делали, покажем», «Расскажи стихи без слов»
• на развитие навыков взаимодействия в группе: «Ручеек», «Зеркала», «Поварята»
• на развитие умения входить в контакт, вести диалог: «Обзывалки», «Охота на тигров», «Интервью»
• на преодоление стеснения в общении, игры на телесный контакт: «Ладонь в ладонь», ««Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся», «Газета», «Тепло - холодно»
К старшему дошкольному возрасту, ребенок уже овладевает определенными коммуникативными навыками. Эту группу навыков составляют умения:
• сотрудничать;
• слушать и слышать;
• воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию; говорить самому.
Поэтому для детей этого возраста можно продолжать использовать в работе игры для среднего возраста и вводить новые, более сложные:
• на сплочение: «Клеевой ручеек», «Подарок на всех», «Веселая сороконожка, «Нос к носу»
• на развитие умения решать конфликтные ситуации: «Коврик примирения», игры-ситуации
• на развитие вербальных и предметных способов взаимодействия: «Небоскреб», «Конкурс хвастунов», «Танец мира»
• на развитие свободного общения и эмоциональной близости: «Пресс-конференция», «Кто лучше разбудит?»,
• на умение устанавливать доброжелательные отношения: «Слепой и поводырь», «Я могу», «Доброе животное»
Список литературы:
• ФОП ДО.
• Зедгенидзе Валентина Яковлевна. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников: пособие для практических работников ДОУ / В. Я. Зедгенидзе. - М. : Айрис пресс: Айрис дидактика, 2005.
• Клюева Н. В, Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. - Ярославль: Академия развития, 1996.
• Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1996.
• Психология социальной одаренности: пособие по выявлению и развитию коммуникативных способностей дошкольников; под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. - М. : Линка-Пресс, 2009.
• Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., Первушина И. М. Тропинка к своему Я. Как сохранить психологическое здоровье дошкольников. - 8-е изд., испр. - М. : Генезис, 2017.
• «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 3-4, 4-5, 5-6, 6-7 лет / Н. Ю. Куражева [и др. ]; под ред. Н. Ю. Куражевой. - СПб. : Речь, 2014.
• Чернецкая Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений / Л. В. Чернецкая. - Ростов н/Д. : Феникс, 2005.
• nsportal.ru