Алевтина Сабитова
Использование игр и игрушек для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование игр и игрушек для развития мелкой моторики
рук детей дошкольного возраста»
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.
Публикация «Использование игр и игрушек для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Одним из показателей интеллектуальной готовности к школе является уровень развития мелкой моторики. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.
Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание:
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
«Рука – это своего рода внешний мозг!» - писал Кант.
Из чего же исходит такое умозаключение?
На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом.
Ну, а что такое «моторика»?
«Моторика» в переводе с латинского – движение. Различают – крупную моторику и мелкую моторику.
Бег, ползание, прыжки, ходьба, наклоны и т. д. – все это относится к крупной моторике, вначале ребенок осваивает крупную моторику, а потом к ней постепенно добавляются навыки мелкой моторики. При мелкой моторике работают мелкие мышцы. Застегивание пуговиц, завязывание узелков, рисование, вырезание – это все мелкая моторика.
Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук?
Доказано, что речь ребёнка и его сенсорный опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной. Поэтому, если мы хотим, чтобы ребёнок хорошо говорил, развиваем его ручки!
Мелкая моторика взаимодействует не только с речью, но и с мышлением, вниманием, координацией движений и пространственным восприятием, наблюдательностью, воображением, зрительной и двигательной памятью.
Мы все с вами педагоги и знаем, что развитие мелкой моторики, наша с вами повседневная работа, которой нужно уделять немалое внимание.
Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают игры с предметами: пирамидки, вкладыши различного типа, матрешки, лото и т. д.
Игры-шнуровки - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; формируют навыки шнуровки; способствуют развитию речи; развивают творческие способности; усидчивость ребенка
нанизывание на шнурки геометрических фигур разной формы и цвета помогут скоординировать движения обеих рук.
Игр с прищепками существует множество. С их помощью можно развивать не только мелкую моторику, но и научиться считать, развивать фантазию. Одна из них. Например:
Игра "Солнышко"
Солнышко имеет двустороннее лицо, с одной стороны веселое лицо, с другой – грустное. Поворачиваю круг к ребенку той стороной, где нарисовано грустное лицо и рассказываю малышу сказку о том, что на небе жило-было солнышко. И вот однажды оно потеряло свои лучики. С тех пор оно стало грустным-грустным. Чтобы развеселить солнышко нужно прицепить ему лучики. Показываю, как с помощью прищепок можно сделать лучики. Затем, когда все лучики будут на месте, поворачиваю солнышко другой стороной и показываю, какое оно стало веселое. У нас имеются аналогичные игры «Ёжик», «Павлин».
Из счетных палочек дети выполняют различные фигурки. При выполнении упражнений ребёнок также развивает мелкую моторику.
С помощью фасоли и горохаможно выкладывать предложенные по схеме дорожки, затем можно попросить придумать свои узоры, которые можно создать с помощью фасолинок и гороха. Фасолью еще дети кормят колобка. Также используются рисование по крупе, игры с сыпучими предметами.
Игры с пробками от бутылок
Берем две крышечки, положим резьбой вверх – это лыжи. Дети ставят в крышечки пальчики. Двигаемся на «лыжах», сопровождаем стихотворением:
«Мы едем на лыжах,
мы мчимся с горы,
мы любим забавы
снежной зимы»
Также наматываем ленточки разноцветные, раскручиваем и закручиваем пробки от пустых емкостей гуашь.
Математический планшет «Геометрик» прост в использовании и очень функционален. С помощью доски с кнопочками и резиночек дети научатся ориентироваться на плоскости, работать по предложенной схеме и созидать самостоятельно, а так же способствует развитию таких качеств, как внимание и усидчивость, логики и мелкой моторики, даст ребенку возможность прочувствовать пальцами форму геометрических фигур,
Игры-мозаики, конструктор являются ещё одним эффективным способом развития мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребёнка. Такая игра подходит для детей любого возраста.
Детям очень нравиться собирать пазлы (даже с большим количеством штук они легко справляются, я считаю, что это очень увлекательная игра, развивает и мелкую моторику, и координацию движения рук, внимательность, ориентировку в пространстве.
Застёгивание и расстёгивание различных застёжек, пуговиц, кнопок, молний. Этот способ влияет на тренировку пальцев, совершенствует ловкость рук.
Игры с пуговицами. Младшие воспитанники выкладываютрисунок по образцу, а старшим предлагаю придумывать свои варианты рисунков.
Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук (мячиком-ёжиком, бигудями, грецкими орехами, карандашами)
В старшей и подготовительной группе, кроме этих игр, используютграфические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом.
Особое место здесь занимает штриховка, обведение по трафарету с использованием карандашей.
Успешное развитие мелкой моторики пальцев рук происходит в разных видах изобразительной деятельности - лепке, рисовании, аппликации, конструировании. Занятия этими видами деятельности способствуют развитию восприятия, чувства цвета. Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук.
А теперь я хочу познакомить вас с игрой, которая называется «МАЛЕНЬКИЙ АПТЕКАРЬ»
Цель игры: тренировка точности движений рук, развитие мелкой моторики.
Материалы:
- упаковка от таблеток с ячейками
- пипетки с тугим резиновым колпачком;
- пузырёк с чуть подкрашенной водой;
- несколько предметов одинакового с водой цвета.
Ход игры.
Чтобы заинтересовать ребенка, расскажем ему о том, что есть такая важная профессия, как аптекарь. Аптекарь умеет делать лекарства. Чтобы лекарство получилось хорошим и вылечило человека, аптекарь должен приготовить его очень аккуратно. Затем покажем малышу, как аптекарь может его готовить. Для этого в пипетке нужно перенести воду из пузырька в ячейки из-под таблеток. После чего предложите ребёнку заполнить все ячейки водой при помощи пипетки самому, а потом перенести воду из ячеек обратно в пузырёк.
Такими играми можно занять ребенка на длительное время. То, что для нас, взрослых, кажется таким простым и неинтересным, увлекает ребенка и, вместе с тем, развивает его моторику. Это упражнение особенно хорошо тренирует координацию пальцев руки. Оно требует предельной концентрации внимания.
Нельзя решить задачу по воспитанию и развитию ребенка без участия родителей. В родительском уголке помещаю для них рекомендации по развитию мелкой моторики : описание пальчиковых игр, игр в быту.
Я считаю, что создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, можно добиться поставленной цели. Спасибо за внимание и удачи вам в работе.