Приложение МААМ

Исследовательская деятельность в детском саду с использованием методики Савенкова А. И (сообщение из опыта работы)

Ольга Уварова
Исследовательская деятельность в детском саду с использованием методики Савенкова А. И (сообщение из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

Исследовательская деятельность в детском саду с использованием методики Савенкова А. И. (сообщение из опыта работы)

Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования прописано, какими качествами должен обладать выпускник дошкольного учреждения – первой ступеньки образования. Задача педагогов, используя наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методик и образовательных технологий, не насыщать ребёнка информацией, не давать готовые знания, а развивать у него познавательный интерес, умение добывать знания самостоятельно, чтобы использовать их в разных жизненных ситуациях.

Публикация «Исследовательская деятельность в детском саду с использованием методики Савенкова А, И (сообщение из опыта работы)» размещена в разделах

Как помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе, научить общаться с взрослыми и сверстниками? Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как научить видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы?

В этом помогает методика А. И. Савенкова «Маленький исследователь», которую я изучила и попыталась применить на практике в старшей группе в этом учебном году.

Цель данной методики – активизация поисковой деятельности дошкольника, которая в свою очередь способствует формированию исследовательского поведения. Основными задачами исследовательской деятельности, как средства развития познавательной активности у старших дошкольников являются:

- развитие интереса к исследовательскому поиску;

-создание проблемной ситуации, которая инициирует детское любопытство, стимулирует стремление к исследованию;

- организация работы с родителями по развитию исследовательской деятельности дошкольника;

- организация предметно-развивающей среды.

Методика Савенкова предлагает не давать детям знания в готовом виде, им дается возможность размышлять, исследовать, делать выводы. При поддержке взрослых, ребята могут стать авторами своих собственных творческих, исследовательских докладов, сообщений. Сохранить, поддержать, развить любознательность, склонность к экспериментированию – и есть моя наиважнейшая задача.

Работая над данной темой я изучила специальную литературу, опыт работы других воспитателей и пришла к выводу, что эффективным средством внедрения исследовательской деятельности в образовательный процесс является не только развитие любознательности детей, но и создание пространственной предметно-развивающей среды в группе:

• подборка энциклопедической литературы;

• карточки-схемы и материалы для опытов ;

• дидактические игры и упражнения;

• различные картотеки;

• различные коллекции (бумага, ткань, ракушки и пр.)

Огромное значение в работе с дошкольниками имеет тесное сотрудничество с родителями. Поэтому постоянно нахожусь в поиске новых форм работы и подходов к организации взаимодействия с семьей. Родители приносят игрушки, книги, помогают проводить исследования дома. В детском саду действует клуб молодой заинтересованной семьи «Семицветик», одним из руководителей которого являюсь я. Одной из тем в этом учебном году было: «Занимательные опыты на кухне». Мы учили проводить эксперименты родителей с детьми на кухне. Так же был разработан исследовательский проект с родителями «Улитка Ахатина- идеальное домашнее животное».

Преимущества методики были раскрыты на мастер-классе: Создание условий для организации поисково-исследовательской деятельности дошкольников.

Таким образом, создано единое, оптимальное социально-образовательное пространство, включающее дошкольное учреждение и семью, направленное на поддержку и развитие детской познавательной инициативности, социальной и творческой активности.

В чем заключается методика Савенкова А. И. В начале недели мы объявляем детям тему нашего исследования. Объясняем нашим исследователям, что их задача – подготовить сообщение, доклад. Предлагаем им собрать всю доступную информацию по соответствующей теме и обработать ее. Первоначально обговариваем, как это можно сделать? «Что мы должны сделать вначале?», «Как вы думаете, с чего начинает исследование ученый Дети предлагают самые разные варианты. В ходе коллективного обсуждения дети обычно называют основные методы : «прочитать в книге», «понаблюдать» и др. Следующий вопрос — «Что нам следует сделать после этого?». Так, отвечая на аналогичные вопросы вместе с детьми, мы постепенно выстраиваем линию из карточек: «подумать самостоятельно», «спросить у другого человека», «посмотреть в книгах», «посмотреть по телевизору», «понаблюдать», «провести эксперимент». Наши исследователи - готовы к поиску.

Собираемые сведения можно просто запоминать, но это трудно, и мы фиксируем, используя пиктографическое письмо. Это могут быть несложные изображения, отдельные буквы или слова, а также специальные, изобретенные «на ходу» значки и различные символы.

В ходе изучения темы «Перелетные птицы», детей заинтересовал вопрос «Почему птицы могут летать?». От детей прозвучали ответы: Потому что у птиц есть крылья.

Мы выдвинули гипотезу : Птицы летают, потому что у них есть крылья.

Затем мы решали вопрос, где можно узнать интересующую нас информацию. При этом дети называли многие методы, но главный «Подумай сам» не назвали. Но я подвела их к этому. Затем мы распределили методы по значимости и стали искать информацию, фиксируя в пиктограммах полученные знания.

Воспитатель: Начинаем собирать материал. Что мы знаем о птицах?

Дети: Птицы летают, им помогают лететь ее крылья.

Воспитатель: Что мы еще знаем?

Дети: Птице помогает летать воздух.

Воспитатель: Давайте попробуем с вами узнать как воздух помогает лететь птице? Пройдите в лабораторию. (Дети переходят к столам).

Опыт 1 : Возьмите на ладошку перо. Как можно доказать, что перо легкое и может летать?

Дети: нужно на него подуть (Дети берут перо и дуют на него.)

Воспитатель: - Что с ним происходит? ( Ответы детей: перо летает). Воспитатель: А сейчас проверим сможет ли летать камень.

Воспитатель: - Что мы делали? – Какое перо? ( Ответы детей: Мы дули воздухом на перо, оно легкое, а камень тяжелый).

ВЫВОД: Воздух помогает летать легким предметам.

Воспитатель: А почему перья легкие?

Гордей: Мы с мамой читали энциклопедию о строении оперения птиц.

Оказывается стержень у пера «пустой» (полый, в нем есть воздух.

Опыт 2 : У вас на столе лежат маховые перья птиц. За что вы держите перо?

Дети: За стержень

Воспитатель: Обратите внимание какой он?

Дети: Стержень у пера «Пустой» (полый, в нем находится воздух.

Воспитатель: У вас на столе лежат полиэтиленовые пакеты. Как с помощью этих пакетов мы можем доказать, что есть воздух? Дети предлагают варианты исследования. (Детям предлагается резким движением провести пакетом в воздухе и закрыть рукой пакет).

Воспитатель: Мы видим, что пакет надулся, а что же в пакете? ( Ответы детей: воздух)

ВЫВОД: воздух есть, стержень у перьев наполнен воздухом. Перья помогают птице быть легкой.

Опыт 3 : Вы сказали, что птице помогают лететь ее крылья. Я даю вам ровный лист бумаги и смятый лист бумаги. Как мы можем доказать это?

(Представьте, что лист бумаги это раскрытые крылья, а смятый лист, сложенные крылья). Воспитатель: - Какой лист бумаги летит дольше? Почему? ( Ответы детей: ровный лист бумаги летит дольше, а смятый сразу падает. Воспитатель: - Какой мы можем сделать вывод?

ВЫВОД: Птице помогают летать раскрытые крылья, если птица закроет крылья, то сразу упадет на землю, как камень.

Мы с вами спросили у учителя- логопеда: Помогает ли лететь птице строение пера. Она рассказала о строении махового пера: стержень, очин, опахало, которое состоит из маленьких волосков. Когда птица машет крыльями, перо эластично пружинит, не расцепляя волоски. На бороздках пера есть выступы и крючочки, которые прочно и легко соединяются, застегивая поверхность пера, а если они расцепляются, то птица клювом соединяет их.

Опыт 4 : Воспитатель: - У вас на подносах перья птиц. Возьмите большое перышко. Как оно называется?

Дети: Маховое.

Воспитатель: Как можно проверить раскрывается перо птицы во время полета или нет?

Дети: нужно помахать им.

Воспитатель: Что происходит с волосками на пере?

( Ответы детей: волоски на пере не расходятся, сомкнуты).

Воспитатель: Дети возьмите пожалуйста лупу и рассмотрите перо под лупой. Какие особенности строения пера вы увидели?

( Ответы детей: видно крючки на волосках).

Воспитатель: Как вы думаете, для чего нужны эти крючки?

Дети: чтобы перо не раскрывалось

ВЫВОД: Птице помогает лететь особенное строение пера.

ИТОГ: Мы узнали почему птицы могут летать:

1. Помогает птице воздух,

2. Чем длиннее и шире маховое перо, тем шире размах крыльев, птица дольше будет лететь.

Самым интересным для них была защита своих исследований в академических головных уборах. Конечно, доклады были примитивны, просты, слушатели вопросов почти не задавали, иногда дополняли выступающего. Но сколько было эмоций, переживаний, гордости! Хочется отметить, что дети, не пожелавшие участвовать в исследовании, увидев выступление товарищей, выказали желание тоже участвовать в исследованиях.

Поэтому при исследовании темы «Домашние животные» желающих было больше. Тем более, что тема эта каждому знакома. При самостоятельном исследовании дети уже смело высказывали гипотезы, называли методы. Ребята помогали друг другу, находили информацию не только для себя, но и для товарища, задавали вопросы взрослым. Чтобы использовать такие методы как Понаблюдай сам, Проведи эксперимент мы привлекли к исследованию родителей – они с детьми наблюдали за домашними питомцами, пытались выяснить, что едят их питомцы, находили информацию в интернете о своем домашнем любимце.

Для формирования у ребенка основ культуры мышления и развития умений и навыков исследовательского поведения используются самые разные приемы.

• Учимся выдвигать гипотезы – Назови правдоподобные и неправдоподобные причины событий –Почему птицы улетают осенью, Почему мальчики поссорились и т. д. В каких случаях предмет полезен, а в каких вреден.

• Учимся задавать вопросы - упр. «Исправь ошибку», «Угадай, о чем спросили».

• Учимся давать определения понятиям - упражнение «Сравни свое описание с описанием другого», «Загадай загадку», отгадай загадку.

• Учимся классифицировать - д/и «Не красный, не квадратный», желательно в заданиях делать ошибку (для большей эмоциональности и возможности ребенку самому аргументировать свой ответ).

• Учимся наблюдать – упр. «Нарисуй по памяти», «Вспомни все детали».

• Эксперимент, мысленный эксперимент. - «Что будет, если наступить на лед в луже?»

• Учимся высказывать суждения. – форма логического мышления. Упр. «Проверьте правильность суждений» Например: Все волки серый Пес Рекс серый. Следовательно, он волк, д/и «Что из чего».

Хочется отметить, что исследование тесно связано со всеми видами деятельности детей, образовательными областями. Ведь все, что нас окружает для ребенка интересно. Например:

- с математикой (величины, счёт, логика, мерки и измерительные приборы);

- с изобразительной деятельностью (лепка из глины, рисование по сырому песку, выдувание клякс из трубочек, работа с тканью, клеем, бумагой);

- с литературой ( чтение познавательных книг: «Почемучка», «Детская энциклопедия

-с развитием речи (отвечать и задавать вопросы, описывать эксперименты, сочинять сказки, формулировать выводы, делать сообщение);

-с социальной - коммуникативной деятельностью (умение договариваться, подбирать необходимый материал, проявлять себя);

В любом виде деятельности можно найти много интересного, занимательного, неизведанного. Дети сами выбирают себе занятие по интересам. Благодаря исследовательской деятельности дети становятся более открытыми, стараются сами сделать какие- то выводы, в общем, познают окружающий мир благодаря собственным ощущениям. Поэтому хочется отметить, что знания, полученные в результате исследовательской деятельности, используются в дальнейшем.

«… Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность прийти ему на помощь. Вообще опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера». (А. Шапиро.)

Главная задача педагога: создать условия и помогать, а не выполнять за ребенка исследование.

В заключение можно сказать, что на современном этапе развития дошкольного образования проблеме познавательного развития дошкольников уделяется большое внимание. Используя исследовательскую деятельность при решении этой задачи мы обеспечим качественные изменения в развитии познавательной деятельности дошкольников и поможем им стать творческими, активными, уверенными в себе членами общества.

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Масленица в детском саду» (из опыта работы)«Масленица в детском саду» (из опыта работы) Масленица – самый весёлый, разгульный народный праздник на Руси с незапамятных времён. Она до сих пор остаётся одним из любимейших праздников.

День рождения в детском саду (из опыта работы)День рождения в детском саду (из опыта работы) Уважаемые коллеги, спасибо, что заглянули ко мне в гости. Сегодня я хочу поделиться с вами опытом в проведении дня рождения детей в нашей.

Исследовательская деятельность детей в детском садуИсследовательская деятельность детей в детском саду Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем.

Исследовательская деятельность детей в детском саду. Детское экспериментированиеИсследовательская деятельность детей в детском саду. Детское экспериментирование Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем.

Из опыта работы «Акробатика в детском саду»Из опыта работы «Акробатика в детском саду» Акробатика в детском саду Сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников всегда было и остается главной задачей.

Из опыта работы «Экспериментально-исследовательская деятельность в ДОУ»Из опыта работы «Экспериментально-исследовательская деятельность в ДОУ» Экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни,.

Мини — музей в детском саду (из опыта работы).Мини — музей в детском саду (из опыта работы). Здравствуйте, дорогие коллеги. Музейная педагогика и мини-музеи прочно вошли в жизнь дошкольных учреждений. Цель музейной педагогики: создание.

«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» (из опыта работы)«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» (из опыта работы) В своей работе большое внимание я уделяю познавательно – исследовательской деятельности. СЛАЙД №2 Познавательно – исследовательская деятельность.

Сообщение из опыта работы на педсовете «Проектная деятельность как одна из инновационных форм работы с родителями в ДОУ» В настоящее время важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с.

Сообщение из опыта работы на тему «Творческая речевая деятельность детей в старшей группе дошкольного возраста» Работу по формированию творческой художественно – речевой деятельности начали проводить в старшей группе. Цель этого задания –подвести детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательская деятельность в детском саду с использованием методики Савенкова А. И (сообщение из опыта работы)
Опубликовано: 19 августа 2020 в 14:16
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Исследовательская деятельность в детском саду с использованием методики Савенкова А. И (сообщение из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Уварова (УИ 170931) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД