Получи документы

Исследовательская деятельность в детском саду с использованием методик Савенкова А. И.

Марина Тюлегенова
Исследовательская деятельность в детском саду с использованием методик Савенкова А. И.
▼ Скачать + Заказать документы

Современные дети живут и развиваются в эпоху информации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

2 СЛАЙД

Ребёнок - дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности. Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшими задачами современного образования.

Публикация «Исследовательская деятельность в детском саду с использованием методик Савенкова А, И,» размещена в разделах

Использование исследовательских методов обучения в детском саду имеет ряд существенных особенностей. Дошкольника бесполезно «нагружать» темой исследования. Он конечно исследователь от природы, но его на первых порах надо учить всему: как выявлять проблемы, как разрабатывать гипотезы, как наблюдать, как провести эксперимент и т. п., а исследовать он будет только то, что ему действительно интересно. Его природный дар исследователя нуждается в неустанной педагогической заботе.

3 СЛАЙД

Представляю вашему вниманию «Методику проведения учебных исследований в детском саду», автором которой является Савенков Александр Ильич, доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития Московского педагогического государственного университета.

Коллеги, как вы думаете, что такое исследование?

4 СЛАЙД

Определение, которое дает А. И. Савенков : исследование – поиск информации по какой-либо проблеме, за которым следует ее обобщение.

В чем заключается особенность исследовательского обучения?

5 СЛАЙД

Главная особенность исследовательского обучения – активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский характер, и, таким образом передать детям инициативу в организации своей познавательной деятельности.

6 СЛАЙД

Учебное исследование дошкольника, так же, как и исследование, проводимое взрослым исследователем, неизбежно включает следующие этапы:

• выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования);

• выработку гипотез;

• поиск и предложение возможных вариантов решения;

• сбор материала;

• анализ и обобщение полученных данных;

• подготовку и защиту итогового продукта (сообщение, доклад,

макет и др.).

7 СЛАЙД

Предлагаемая методика позволяет включить ребенка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях в детском саду. Она рассчитана не только на то, чтобы обучать детей наблюдению и экспериментированию, но включает в себя полный цикл исследовательской деятельности. От определения проблемы, до представления и защиты полученных результатов.

Для того чтобы познакомить детей с методикой потребуется 1—2 фронтальных тренировочных занятия.

8 СЛАЙД

Рассмотрим специфику тренировочных занятий.

Подготовка к занятиям:

Для проведения тренировочных занятий понадобятся карточки с символическим изображением «методов исследования». Образцы карточек представлены (Подумать, прочитать в книге, спросить у специалиста, посмотреть в интернете, провести эксперимент, понаблюдать). Сделать такие карточки можно из обычного тонкого картона. Оптимальный размер карточки — половина обычного альбомного листа (1/2 формата А4). Изображения лучше всего выполнить из цветной бумаги и наклеить на картон. На обратной стороне каждой карточки надо написать словесное обозначение каждого метода.

Кроме того, надо приготовить ручки, карандаши, фломастеры и небольшие листочки бумаги для фиксации детьми, полученной в ходе исследования, информации.

Проведение занятия:

Для того чтобы показать детям как вести себя на каждом из этапов исследовательского поиска надо выделить на добровольных началах пару наиболее активных ребят. Желательно подобрать детей энергичных, активных, с хорошо развитой речью.

Они вместе с педагогом будут выполнять главную работу исследователей от первого до последнего этапа, все остальные дети на первых занятиях будут участвовать как активные помощники.

9 СЛАЙД

1. Выбор темы

Шаг первый — выделенная нами пара «исследователей» определяет тему своего исследования. Для того чтобы дети смогли это сделать, предложить им заготовленные карточки с различными изображениями — темами будущих исследований.

После короткого обсуждения, направляемого педагогом, дети обычно останавливают свой выбор на какой-либо теме — выбирают ту или иную карточку. При выборе темы надо склонять детей к тому, чтобы они выбирали то, что им действительно интересно и что интересно исследовать. А интересное исследование возможно, если предмет исследования позволяет применить большую часть методов.

2. Составление плана исследования

Объясним исследователям, что их задача - получить как можно больше новых сведений о том, что (кто) является предметом их исследования и подготовить о нем сообщение — небольшой доклад

Начнем с обычных проблемных вопросов, например: «Что мы должны сделать вначале?» «Как вы думаете, с чего начинает исследование ученый

В ходе коллективного обсуждения дети обычно называют методы исследования, последовательность его проведения. Перед детьми необходимо выложить карточки с обозначением методов :

«подумать самостоятельно».

«спросить у другого человека»

«наблюдение и эксперимент».

«узнать из книги»

«посмотреть в компьютере»

«обратиться к специалисту».

10 СЛАЙД

3. Сбор материала

Следующий, третий, шаг — сбор материала. Собираемые сведения можно просто запоминать, но это трудно, поэтому лучше сразу пытаться их фиксировать. Мы можем использовать пиктографическое письмо. На маленьких листочках бумаги (мы заготовили их заранее) ручкой, карандашом или фломастерами можно делать заметки — рисунки, значки, символы. Это могут быть несложные изображения, отдельные буквы или слова, а также специальные, изобретенные «на ходу» значки и различные символы. Используемое на этом этапе пиктографическое письмо позволяет отразить информацию, полученную посредством различных сенсорных каналов (зрение, слух, вкус, температура и т. п.).

4. Обобщение полученных данных

Теперь собранные сведения надо проанализировать и обобщить. На этом этапе необходимо выделить главные идеи, отметим второстепенные, а затем и третьестепенные. Сделать это несложно — надо, посоветовавшись с нашими исследователями, разложить пиктограммы в определенной последовательности. Слева, на первом месте кладем пиктограмму с самой важной информацией, затем то, что на втором, на третьем месте…

5. Доклад.

При проведении учебных исследований, сообщить об усвоенном. После выступления исследователей — завершения доклада, надо обязательно устроить его обсуждение, дать слушателям возможность задать вопросы.

После освоения общей схемы деятельности, можно перейти к другому варианту организации этой работы — самостоятельной исследовательской практике детей. Теперь каждый ребенок сам будет проводить собственное исследование.

11 СЛАЙД

Уважаемые коллеги! Сегодня я вам предлагаю выполнить исследовательскую работу с использованием методов Савенкова А. И.

Перед вами темы, рекомендованные Александром Ильичом. Каждая подгруппа выбирает тему исследования.

1). Первый метод исследования «Подумать самостоятельно».

Подумайте, что можно сказать о выбранном вами предмете, явлении или животном. В работе используйте карточки с методами исследования.

2). Метод «Спросить у другого человека».

Следующий метод исследования, расспросите других людей, коллег об интересующем вас теме.

Вопросы можно задавать всем присутствующим — детям и взрослым. На первых порах это вызывает большие трудности. Мы часто сталкиваемся с тем, что дети не умеют слушать воспитателя и друг друга. Данные занятия могут помочь в развитии умения спрашивать и слушать других.

3). Метод «Узнать из книг».

Коллеги, информацию вы можете узнать из заранее подготовленной литературы, сделать необходимые закладки.

4). Метод «Наблюдение и эксперимент».

Особенно ценны в любой исследовательской работе живые наблюдения и реальные действия с изучаемым предметом — эксперименты.

Какие эксперименты можно провести с вашим объектом исследования?

5).Метод "Получить информацию из интернета"

Обобщение полученных данных и доклад.

Теперь собранные сведения вам необходимо проанализировать и обобщить, и просим добровольца-исследователя по очереди из каждой группы выступить с докладом. Исследовательскую работу мы провели в ускоренном времени, но для детей процесс исследовательского обучения может занимать, как день, так и неделю, как проект.

12 СЛАЙД

Выполнение работы по методике исследовательского обучения помогает детям:

• уметь видеть проблему и ставить вопросы;

• уметь доказывать;

• делать выводы;

• высказывать предположения и строить планы по их проверке.

13 СЛАЙД

Для педагогов при использовании технологии А. И. Савенкова можно выделить следующие правила:

• Не занимайтесь наставлениями; помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они будут заниматься.

• На основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей.

• Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.

• Научите детей прослеживать межпредметные связи; не торопится с вынесенными суждениями.

• Помогайте, детям научится управлять процессом усвоения знаний.

• Подходите ко всему творчески.

Соблюдение этих рекомендаций дает хороший эффект развитию исследовательской активности, которая способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, и тем самым обеспечивает готовность к школе.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Исследовательская деятельность в детском саду (из опыта работы)Исследовательская деятельность в детском саду (из опыта работы) "Исследовательская деятельность в детском саду " из опыта работы. “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и.

Фотоотчет «Игровая деятельность в детском саду»Фотоотчет «Игровая деятельность в детском саду» «Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

Исследовательская деятельность детей в детском садуИсследовательская деятельность детей в детском саду Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем.

Исследовательская деятельность детей в детском саду. Детское экспериментированиеИсследовательская деятельность детей в детском саду. Детское экспериментирование Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем.

Исследовательская деятельность в рамках сотрудничества со старшими дошкольниками с использованием интеллект-картИсследовательская деятельность в рамках сотрудничества со старшими дошкольниками с использованием интеллект-карт План работы исследовательской деятельности по теме «Осень" на месяц октябрь во второй младшей группе № 8,в рамках сотрудничества со старшими.

Театрализованная деятельность в детском садуТеатрализованная деятельность в детском саду Театрализованная деятельность это самый распространенный вид детского творчества. Театрализованная деятельность в детском саду имеет свои.

Театрализованная деятельность в детском садуТеатрализованная деятельность в детском саду «Театр – это волшебный мир. Он даёт уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира.

Театрализованная деятельность в детском садуТеатрализованная деятельность в детском саду Театрализованная деятельность в детском саду. В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве,.

Экспериментальная деятельность в детском садуЭкспериментальная деятельность в детском саду Маленькие дети – прирожденные исследователи. Редкие дети не проявляют повышенный интерес к огню. Он для них и страшен и прекрасен одновременно.

Занимательная деятельность в детском саду С введение ФГОС ДО изменились требования к проведению образовательной деятельности. Каждому педагогу охота провести такое занятие, чтобы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательская деятельность в детском саду с использованием методик Савенкова А. И.
Опубликовано: 11 апреля 2022 в 13:32
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Исследовательская деятельность в детском саду с использованием методик Савенкова А. И.» (включая файлы) размещена пользователем Марина Тюлегенова (УИ 121392) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД