Михайлова Вероника Геннадьевна
Исследование особенностей адаптации первоклассников в начале учебного года в условиях образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Исследование особенностей адаптации первоклассников
в начале учебного года в условиях образовательной организации
Михайлова В. Г., педагог-психолог
Публикация «Исследование особенностей адаптации первоклассников в начале учебного года в условиях образовательной организации» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Исследовательская деятельность
- Начальная школа. 1 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
В условиях современной школы вопрос психологического и физиологического благополучия ребенка, его успешного личностного развития остается по-прежнему актуальным. Первый класс – это переходный, кризисный этап в жизни ребенка, особенно ответственным является вхождение в процесс обучения. Перед ребенком стоят новые задачи, что требует концентрации умственных и физических сил. Подстроиться к новым условиям школы, следовать выдвигаемым требованиям учителей, способность установить дружеские взаимоотношения со сверстниками – все это создает особенное напряжение личности первоклассника в первый год обучения.
Школа ставит перед ребенком большое количество новых задач, которые требуют мобилизации его физических и интеллектуальных сил [4].
Адаптация младших школьников к новым условиям может развиваться по двум направлениям. Ребёнок может либо успешно адаптироваться к школе (он принимает и осознает свою новую социальную роль ученика, понимает предъявляемые к нему требования, либо же не адаптироваться к школе [1]. Иначе речь идет о дезадаптации ребёнка, что проявляется в нарушениях успеваемости, поведения и межличностных взаимодействий.
Выше сказанное и определило цель исследования : экспериментально изучить особенности адаптации первоклассников к условиям образовательной организации.
Исследование особенностей адаптации первоклассников было проведено нами в последнюю неделю октября 2023 года и позволило изучить структуру его компонентов: мотивацию, самооценку, работоспособность учащихся.
В исследовании были использованы следующие методики: Оценка уровня школьной мотивации Лускановой Н. Г., исследование уровня самооценки «Лесенка» Щур В. Г., проективный тест личностных отношений, социальных эмоций, ценностных ориентаций и уровня работоспособности «Домики» О. А. Ореховой. База исследования : МАОУ СОШ № 94 Ленинского района города Кемерово.
Всего в исследовании приняли участие 169 детей, учащихся 1-х классов, в возрасте 6-7 лет.
По результатам этой диагностики было выявлено: 59 % учащихся имеют достаточный уровень адаптации, недостаточный уровень у 30 %, дезадаптация выявлена у 11 % учащихся.
Анализ данных методики «Оценка уровня школьной мотивации» Н. Г. Лускановой, показал высокий уровень школьной мотивации у 42 % первоклассников. Они положительно относятся к школе, классному руководителю и одноклассникам. Эти дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением успешно выполнять предъявляемые школой требования. Они четко следуют указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают плохие отметки или замечания педагога [2]. 31 % со средним (хороший) уровнем школьной мотивации школьники успешно справляются с учебной деятельностью, однако при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Положительно относятся к школе, но школа больше привлекает внеучебными видами деятельности. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало интересует. Первоклассники с таким уровнем мотивации достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится роль школьника, желание ощущать себя учениками, иметь красивый ранец, ручки, тетради и т. д. [2,6].
Низкий уровень мотивации был обнаружен у 22 % учащихся 1-х классов. Эти первоклассники демонстрируют неустойчивую адаптацию к школе, на уроках часто занимаются посторонними делами, играми, испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.
5 % учащихся 1 – х классов с низкой школьной мотивацией, испытывают негативное отношение к школе, что свидетельствует о дезадаптации. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Ученики часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивность, отказываться выполнить те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно – психического здоровья [3].
Результаты диагностики адаптации первоклассников в условиях образовательной организации по методике исследования самооценки Щур В. Г. «Лесенка» получились следующие: 72 % учащихся обладают завышенной самооценкой, чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой, так как ещё есть трудности в оценивании себя, поэтому дети полагаются на мнение старших и оценивают себя с позиции того, что о них говорят взрослые. С адекватной самооценкой 19 % учащихся, что свидетельствует нормальному развитию самосознания.
С заниженной самооценкой 5% учащихся, что связано с определенной психологической проблемой ученика. В беседе ребенок может рассказать, например: «Я и ни хороший и ни плохой, потому что я бываю добрым (когда помогаю папе, бываю злым (когда на братика своего кричу)». Налицо проблемы во взаимоотношениях в семье. «Я ни хорошая и ни плохая, потому что пишу плохо буквы, а мама и учительница меня ругают за это». В данном случае разрушены ситуация успеха и положительное отношение школьницы к урокам письма; нарушены межличностные отношения со значимыми взрослыми» [5].
Резко заниженная самооценка у 4 % младших школьников. Такие дети находятся в ситуации школьной дезадаптации, личностного и эмоционального неблагополучия. Чтобы отнести себя к «самым плохим ребятам», нужен комплекс негативных, постоянно влияющих на школьника факторов. К несчастью, школа может становится одним из таких факторов [5].
В проективном тесте личностных отношений, социальных эмоций, ценностных ориентаций и уровня работоспособности «Домики» О. А. Ореховой за основу был взят и проанализирован вегетативный коэффициент, а именно уровень физиологической адаптации.
Вегетативный коэффициент характеризует энергетический баланс организма : его способность к энергозатратам или тенденцию к энергосбережению.
Энергетический показатель у 55% учащихся соответствует оптимальной работоспособности. Дети отличаются бодростью, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют возможностям. Образ жизни позволяет ребенку восстанавливать затраченную энергию [7].
Компенсируемое состояние усталости выявлено у 33 % учащихся. Их самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности. Необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха.
Хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность у 7 % младших школьников. Нагрузки непосильны для детей.
5 % первоклассников испытывают перевозбуждение, что чаще является результатом работы ребенка на пределе своих возможностей, и приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, а иногда и снижение нагрузки.
Таким образом, такие особенности психических и физических процессов, как положительное отношение к школе, положительная оценка себя и готовность к энергозатратам являются значимыми индикаторами успешной адаптации в школе, и наоборот.
Проведенное исследование особенностей адаптации первоклассников в начале учебного года в условиях образовательной организации позволило сформулировать следующие рекомендации:
1. Взаимоотношения учащихся и классного руководителя должны быть психологически безопасные и способствовать адаптации детей.
2. Школа и семья должны придерживаться единых требований по отношению к ребёнку.
3. Здоровый эмоциональный климат, психологическая атмосфера в семье должны способствовать формированию успешной позиции ученика.
4. Давать возможность ребенку самостоятельно справляться с домашними заданиями.
5. Уроки в школе дополнять не только короткими играми, физкультминутками, но и прогулками и подвижными играми на свежем воздухе.
Таким образом, проблема адаптации детей к школе в начале учебного года является одной из наиболее важных проблем начальной ступени образования, от успешного решения которого зависит дальнейшее развитие личности первоклассника.
Список литературы:
1. Битянова М. Г. Адаптация ребенка в школе. – М., 2013. – 299 с. 2.
2. Журба В. В. Адаптация детей к первому классу, особенности адаптации первоклассников / В. В. Журба. – Москва : Юрайт, 2019. – 167 с.
3. Костяк Т. В. Психологическая адаптация первоклассников / Т. В. Костяк. – Москва : Юрайт, 2017. – 169 с.
4. Горбунова В. В. Взаимосвязь психолого-социальных и физиологических показателей школьной адаптации на начальном этапе обучения // Индивидуальность растущего человека в условиях современной школы / под ред. Б. А. Вяткина. – Пермь, 2015. – С. 174–193.
5. Захарова А. В. Психология формирования самооценки. – Минск, 1993. – 100 6.3еленова М. Е. Адаптация к начальной школе // Психол. наука и образование. – 2014. – № 3. – С. 22.
7. Корнеева Е. Н. Ваш ребёнок идет в школу. Проверяем готовность ребёнка к школе. Советы родителям первоклашек. Под редакцией О. А. Богатырева. 2-е изд., испр. и доп. Москва: Мир и образование, 2013. 2. Никифорова О. А. Психолого-педагогические и медико-физиологические аспекты школьной адаптации : учебное пособие. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2011.