Оксана Лазаренко
Интеграция познавательной и двигательной деятельности детей в НОД
▼ Скачать + Заказать документы
«Интеграция познавательной и двигательной деятельности детей в НОД»
Современными исследованиями доказано, что ухудшение здоровья детей является результатом неблагоприятного воздействия не только социально-экономических и экологических, но также комплекса педагогических факторов.
К ним в первую очередь относят постоянное увеличение объема и интенсивности нагрузки, преждевременное начало систематического обучения на дошкольном этапе. Перегрузка дошкольников обусловлена не только содержанием образования и применением школьных форм организации обучения, но также сокращению прогулки, времени для самостоятельной игровой и двигательной деятельности.
Публикация «Интеграция познавательной и двигательной деятельности детей в НОД» размещена в разделах
Одним из механизмов решения данной проблемы является интегрированный подход к организации занятий, которые позволяют гибко реализовать в режиме дня различные виды детской деятельности.
Поиск форм, средств и методов образования, наиболее подходящих для гармоничного психофизического и социального развития дошкольников выводит на путь интеграции разных видов образовательной деятельности.
Интеграция- это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных частей в целое, единое.
Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. По результатам новейших исследований ученых в области мозга становится ясно, что именно движение – важнейшая часть обучения. Мозг активизируется во время двигательной активности. Физические упражнения укрепляют существующие клетки мозга и даже стимулируют рост новых. Из исследований также становится ясно, что сидение на протяжении более чем 10 минут без перерыва, снижает концентрацию детского внимания, и, поэтому часто возникают проблемы с дисциплиной. Движение же, расширяет кровяные сосуды, которые предназначены для доставки кислорода, воды и глюкозы к мозгу. Другими словами, когда дети двигаются, большее количество информации идет в мозг. Таким образом, именно движение становится ключиком к обучению. Под действием физических упражнений, двигательной активности в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроении е детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.
Следовательно, умственное и двигательное развитие – это два связанных друг с другом процесса - «То, что я слышу, я забываю. То, что я вижу, я помню. То, что я делаю, я знаю» (Конфуций).
Необходимо искать оптимальные технологии, обеспечивающие наибольшую интеграцию познавательной и двигательной деятельности.
В дошкольном учреждении интеграция двигательной и познавательной деятельности может осуществляться в таких формах:
- игровые упражнения
- соревнования
-эстафеты
- спортивные игры и упражнения
- игровая беседа с элементами движений
- подвижные и дидактические игры
-игровые ситуации
Физкультминутки снимают утомление и активизируют мышление детей, повышают умственную работоспособность.
Они могут проводиться в форме общеразвивающих упражнений, подвижной игры, дидактической игры с движением, танцевальных движений, выполнения движений под текст стихотворения, а также в виде любого двигательного действия и задания.
Игры, направленные на развитие мелкой моторики
Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии дошкольников, позволяет сформировать координацию движений пальцев, развивает речевую деятельность, готовит ребенка к школе, развивает творческие способности.
Дидактические игры – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.
Пальчиковая гимнастика (штриховка, обводка, дорисовывание, раскрашивание букв пластилином и методом «тычка», работа с разным конструктором, игры с крупами – «крупотерапия» работа с бархатной бумагой, ватой и шнурками).
Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций.
Реализация специфических возрастных возможностей физического и психического развития происходит благодаря участию дошкольников в соответствующих возрасту видах деятельности.
Интегрированная технология, реализуемая в образовательном процессе в ДОУ, позволит качественно на новом, более эффективном, доступном для ребенка уровне освоить большинство разделов программы. Интеграция также будет способствовать поддержанию внутреннего благополучия, позволит дошкольнику быстрее адаптироваться к изменяющимся психолого-педагогическим ситуациям.