Жанна Иванова
Инновационные технологии в организации и проведении логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
«Инновационные технологии в организации и проведении логопедической работы
в дошкольном образовательном учреждении»
Современная ситуация в системе образования претерпевает изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребёнка. Проживая в условиях Крайнего Севера, нам педагогам и специалистам необходимо учитывать региональный компонент при создании новых моделей, поиске новых форм и технологий, для того, чтобы оказать специализированную помощь детям, имеющим проблемы в речевом развитии, а также трудности в обучении, общении и поведении.
Публикация «Инновационные технологии в организации и проведении логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
Общеизвестно, что детство – уникальный период в жизни человека. Именно в это время формируются основы психофизического здоровья, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека, поэтому одной из приоритетных задач государства является обеспечение каждому ребёнку право на жизнь, здоровье, образование, труд, на свою индивидуальность.
Быть человеком – это значит не только быть таким, как все: владеть всем, чем владеют другие, но и быть неповторимой индивидуальностью с собственными вкусами, интересами и способностями.
Сочетание возрастного и индивидуального подхода в воспитании и обучении детей может обеспечить эмоциональное благополучие и полноценное психическое развитие.
На любой возрастной ступени ребёнок приобретает не только общие для всех детей черты характера, но и индивидуальные особенности психики и поведения.
Речевая деятельность является основной функцией обеспечивающей социальное существование человека. В своём конечном звене эта функция формирует процессы мышления и нервно-мышечных связи обеспечивающих синхронную деятельность органов артикуляции – губ, языка, голосовых складок, придаточных пазух лицевого скелета.
Анализ речевой патологии, её этиологии и социальной адаптации детей свидетельствует о том, что лишь 20% дошкольников практически здоровы, а 80% имеют речевые нарушения разной степени сложности. Современные дети демонстрируют поздний этап созревания. В 1990-е гг. появился термин «децелерация», сущность его заключается в замедленном темпе роста и развития детей. Первые слова у детей появляются после 1 года (раньше – в 6-7 мес.); фразовая речь к 2,5 годам (раньше – к 1,5 годам); поздно формируются звуки, запаздывает звукопроизношение. В 5-6 лет у таких детей наблюдается несформированность всех компонентов языка (фонетики, грамматики, лексики, т. е. массированное нарушение речи, что затрудняет речевую диагностику. Уровень сформированности языковой компетенции определяется по лексическому запасу ребёнка, умению актуализировать слова в самостоятельной речи.
Современная жизнь диктует свои законы: речь людей становится деловой, даже не в деловой обстановке, лаконичной, сухой, лишённой образности, яркости. Хорошее владение речью – это искусство, которому нужно учиться не один год. От этого в дальнейшем зависят и социальный статус человека и профессиональная карьера.
Многолетний опыт работы с детьми подтверждает, что чем раньше ребёнок овладеет грамотой, тем меньше проблем у него с обучением в школе, тем успешнее оно протекает, даёт больше положительных эмоций, реже возникают трудности. Вот здесь на первый план выходит раннее обучение детей чтению (точнее, грамоте, оно является профилактикой дислексии и дисграфии, а также средством познания мира. Известно, что вторичное отклонение легче предупредить, чем исправить уже сформировавшееся нарушение. Принцип предупредительного подхода, который разработала профессор Р. Е. Левина, положен в основу коррекционного обучения – это обязательная подготовка детей к обучению в школе (освоение элементов грамоты).
Занимаясь с детьми, имеющими речевые нарушения, я пришла к выводу, что необходимо использовать методы, приёмы и средства, облегчающие и направляющие процесс становления развёрнутого смыслового высказывания. Для успешной реализации своих целей я обратилась к драмопедагогике и выбрала социально-игровой стиль педагогической деятельности. Это стиль всего обучения, а не одного какого-то занятия. Теперь я строю свою работу таким образом, чтобы дети жили на моих занятиях естественной, радостной жизнью.
На логопедических занятиях мною широко использую театрализованные игры, объединённые одной темой. Театрализованная игра приносит ребёнку большую радость и удивление. Будучи синкретической деятельностью, она наиболее полно охватывает личность ребё нка и отвечает специфике развития его психических процессов: цельности и одномоментности восприятия, образного и логического мышления, двигательной активности.
Успешности использования театрализованных игр в коррекционной работе способствует организация предметно-игровой среды. Для них необходим разнообразный дидактический материал: костюмы, объёмные и плоскостные куклы, дидактические игрушки, всевозможные иллюстрации.
Театрализованные игры проводятся мною поэтапно.
• На первом этапе систематически выполняются игровые упражнения, направленные на выработку мимики и пантомимики, что служит своеобразным предлогом к будущим драматизациям. Благодаря им движения приобретают большую уверенность и управляемость. Дети начинают легче переключаться с одного движения на другое, обучаются самостоятельно решать двигательную задачу, понимать нюансы выражения лица, жестов и движений другого человека.
• На втором этапе вводятся игры и упражнения на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, разнообразной интонации, логики речи.
• На третьем этапе следует переходить к драматизации стихов, прибауток, потешек. Дети заранее с родителями или воспитателями заучивают тексты, затем разыгрывают их, используя настольный или пальчиковый театр.
• На четвёртом этапе можно перейти к более сложному виду деятельности – драматизации рассказов и сказок. Здесь используются разные виды театров: настольный, пальчиковый, би-ба-бо. Дети могут разыгрывать текст как актёры, используя маски или элементы костюмов. Один и тот же текст подойдёт для разных инсценировок. На этом этапе необходимо «оживлять» картинки, рассказы и сказки.
Умелое использование театрализованных игр позволяет мне не только сформировать у детей разнообразные умения и навыки, но и решить очень важные задачи коррекционно-воспитательной работы. Они помогают развитию связной речи, значительно пополняют словарный запас, делают речь более грамотной, выразительной.
Эта работа благодаря отзывчивости, пониманию, помощи педагогов и родителей даёт прекрасные результаты в формировании и развитии устной, в дальнейшем и письменной речи ребёнка, быстрому росту словарного запаса, обогащению словаря. А самое главное – это неиссякаемый источник для творчества детей и взрослых.
Развитие речи это маркер зрелости центральной нервной системы и её функциональных возможностей. Этот процесс во многом зависит от целенаправленного потока информации, который возникает в процессе общения дошкольников со взрослым и в конечном результате является вершиной развития.