Нина Митрофанова
Инновационные подходы к созданию предметно-развивающей среды в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Публикация «Инновационные подходы к созданию предметно-развивающей среды в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению развивающей предметно-пространственной среды ДОУ.
Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде :
1. Обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства ДОУ.
2. Обеспечение возможности общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать :
-реализацию различных образовательных программ;
-в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть :
1. содержательно-насыщенной.
2. трансформируемой.
3. полифункциональной.
4. вариативной.
5. доступной.
6. безопасной.
Ожидаемый результат: Гармонично развитая, творчески активная личность ребенка дошкольного возраста.
Создавая предметно-развивающую среду во второй младшей группе, мы опиралась на принцип активности, стабильности, гибкого зонирования. В группе созданы условия для взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом. Также есть уголок уединения, что даёт ребёнку чувство психологической защищённости, помогает развитию личности. Мы стараемся обогатить среду такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, развивающую, двигательную и иную активность детей.
Сектор игры.
Задачи: способствовать возникновению игры; развивать умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий; формирование коммуникативных навыков в игре; развитие подражательности и творческих способностей. Игровой центр оснастили сюжетно – ролевыми играми с функционально-игровыми предметами. Это: «Парикмахерская», «Спальная комната», «Магазин», «Кухня», «Больница». Функциональными предметами для игр стали игрушки, закупленные в магазине, а также изготовленные руками педагогов и родителей.
Сектор художественной литературы.
Задачи: Формирование навыка слушания, умения обращаться с книгой; формирование и расширение представлений об окружающем.
В литературном центре много яркой, красочной и интересной детской литературы, которая является верным спутником детей на пути познания большого и загадочного мира, также подобраны наборы предметных картинок и наборы сюжетных картин.
Музыкально – театральный сектор:
Задачи: Развитие слухового восприятия и внимания формирование исполнительских навыков; развитие творчества детей на основе литературных произведений.
Оборудование и материалы, которые есть у нас в уголке: звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, бубен, дудочки, металлофон, барабан, погремушки и др.) ; музыкальные дидактические игры; театр настольный, театр теней, фланелеграф, небольшая ширма и наборы кукол (пальчиковых, плоскостных и др.) маски, шапочки, для постановки сказок.
Сектор художественного творчества.
Он выполняет задачу формирования интереса детей к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворения потребностей детей в самовыражении. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. В распоряжении детей представлен разнообразный изобразительный материал: цветные карандаши, мелки, акварель, гуашь, пластилин, альбомы для рисования, раскраски, картон. В центре есть альбомы с образцами народно-прикладного искусства, иллюстрации известных художников.
Сектор дидактической игры.
Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников. В нашем уголке есть игры с предметами (игрушками, природным материалом); игры по сенсорике, настольно-печатные игры. Настольно-печатные игры - очень интересное занятие для детей нашей группы, любимое. Игры разнообразны по видам: разные виды лото, домино, парные картинки, мозаика.
Сектор безопасности.
Задачи. Дать знания об опасных ситуациях, которые могут произойти с ребенком. Познакомить детей с опасными предметами и ПДД.
Хорошим дидактическим пособием по безопасности дорожного движения служит стенд «Советы светофорчика», с помощью которого дети знакомятся с сигналами светофора, дорожными знаками, правилами поведения на дорогах. Есть в нашем уголке и различные виды транспорта. Оформлены тематические альбомы по безопасности в быту, пожарной безопасности, безопасности на дорогах.
Сектор двигательной активности.
Задачи: Создать условия для занятия физическими упражнениями в группе, стимулировать желание детей заниматься двигательной деятельностью. Яркий, веселый, с нестандартным дизайнерским решением, лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в самостоятельной двигательной активности, совместных движениях со сверстниками, свободного использования спортивного инвентаря и физкультурного оборудования. Здесь дошкольники могут заниматься и закреплять разные виды движений. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.
Сектор строительной и транспортной тематики.
Задачи. Способствует развитию детского творчества, конструкторских способностей. Центр может быть достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что любой конструктор легко перемещаются в любое место. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности.
Экологический сектор.
Служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. У детей формируются предпосылки экологического сознания, развивается экологическая культура, познавательный интерес к экологии, проблемам природы, желание и стремление разрешить некоторые из экологических проблем, доступными ребенку – дошкольнику средствами, воспитывает любовь к прекрасному. Имеется всё необходимое оборудование для ухода за растениями, календарь погоды, настольные игры, детская художественная литература с красочными иллюстрациями, которые позволяют малышам замечать красоту природы в разные времена года, предметные картинки различных серий.
Сектор экспериментирования.
Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования. Для детского исследования и экспериментирования необходимы самые разнообразные природные и бросовые материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь, а также лабораторное оборудование – все это вызывает у детей особый интерес.
Вывод: Развивающая среда детства – это система условий, обеспечивающая возможность осуществления детской деятельности и предусматривающая ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального становления личности ребенка.
Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Организуя предметно - развивающую среду в группе необходимо учитывать всё, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребё нка: закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально - потребностной сферы.
Правильно организованная развивающая среда в группе позволит каждому ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности. К самостоятельным активным действиям ребёнка побуждает не взрослый, а предметный мир. Развивающая среда должна быть насыщена тем многообразием игрового и дидактического материала, который действительно оставляет за ребёнком свободу выбора.