Светлана Николаевна Подковырова
Инновационная деятельность в дошкольном образовательном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Инновация (нововведение) — в социально-психологическом аспекте — создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике. (Словарь практического психолога. Минск, 1998.)
Новый — впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный. (Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1978.)
Публикация «Инновационная деятельность в дошкольном образовательном учреждении» размещена в разделах
Нововведение (инновация) — комплексный процесс создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства, метода, концепции и т. д. — новшества для удовлетворения человеческих потребностей. (Полонский В. М. Научно-педагогическая информация: Словарь-справочник. М., 1995.)
Нововведение — целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества, вызывающие переход системы из одного состояния в другое. (Управление развитием школы. М., 1995.)
Новшество — это именно средство (новый метод, методика, технология, учебная программа и т. п., а инновация — процесс освоения этого средства.
В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке, освоению, использованию и распространению новшеств. (Управление развитием школы. М., 1995.)
Процесс (продвижение) — совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.
Участники инновационного процесса всегда должны помнить, что новое:
добивается признания, пробивает себе дорогу с большим трудом;носит конкретно-исторический характер и может быть прогрессивным для определенного отрезка времени, но устареть на более позднем этапе, стать даже тормозом в развитии.
Новое может выступать в разных формах:
принципиально неизвестное новшество (абсолютная новизна);
условная (относительная) новизна;
«оригинальничанье» (не лучше, но по-другому, формальная смена названий, заигрывание с наукой;
изобретательские мелочи.
Типы нововведений также группируются по следующим основаниям.
1. По влиянию на учебно-воспитательный процесс:
в содержании образования;
в формах, методах воспитательно-образовательного процесса;
в управлении ДОУ.
2. По масштабам (объему) преобразований :
частные, единичные, не связанные между собой;
модульные (комплекс частных, связанных между собой);
системные (относящиеся ко всему дошкольному учреждению).
3. По инновационному потенциалу :
усовершенствование, рационализация, видоизменение того, что имеет аналог или прототип (модификационные нововведения);
новое конструктивное соединение элементов существующих методик, которые в новом сочетании ранее не применялись (комбинаторные нововведения);
радикальные инновации.
4. По отношению к предшествующему:
новшество вводится вместо конкретного, устаревшего средства (заменяющее новшество);
прекращение использования формы работы, отмена программы, технологии (отменяющее нововведение);
освоение нового вида услуг, новой программы, технологии (открывающее нововведение);
ретровведение — освоение нового в данный момент, для коллектива детского сада, но когда-то уже использовавшегося в системе дошкольного воспитания и образования.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Потребность в инновациях возникает тогда, когда появляется необходимость разрешить какую-то проблему, создается противоречие между желанием и реальным результатом.
О дошкольных учреждениях, занимающихся нововведениями, обычно говорят, что они работают в режиме развития.
Философский энциклопедический словарь определяет развитие как изменения, направленные, закономерные и необходимые.
Следовательно, изменения в развивающемся дошкольном учреждении происходят не хаотично, а прогнозируются руководителем на основе закономерностей и направлены на достижение конкретных целей.
Например, коллектив хочет изменить организацию работы с детьми, используя новую технологию, ориентированную на индивидуальные особенности ребенка. Для этого руководитель приобретает литературу по данной проблеме; организует ее изучение с педагогами или делает заявку институту повышения квалификации на обучение своих педагогов и т. д.
Однако нередко дошкольные учреждения берутся за введение новых технологий, не отдавая себе отчета в том, насколько педагоги подготовлены к их восприятию.
Каждый педагогический коллектив имеет право на инновационную деятельность. Но в этом случае он должен взять на себя определенные обязательства по подготовке и организации нововведения, так как объектом любой педагогической инициативы становятся дети.
Заведующий должен определить перспективу развития своего учреждения с учетом социального заказа общества и четко сформулировать цель инновационной деятельности. Цель должна быть понятна и принята всеми участниками педагогического процесса. Поэтому важно определить конкретные задачи для каждого направления: «Что мы хотим изменить в содержании педагогического процесса?», «Какую цель мы ставили при организации методической работы в ДОУ?», «Как изменим предметно-развивающую среду?» и т. д. Руководитель выстраивает «дерево целей». Познакомив с ним коллектив, он может провести анкетирование «Как Вы относитесь к предлагаемому новшеству?» со следующими вариантами ответов:
считаю бесполезным;
есть сомнения в необходимости использования;
есть сомнения в возможности применения;
есть интерес;
есть уверенность в его эффективности и необходимости использования в практике;
затрудняюсь ответить;
свой ответ.
Важно, чтобы цели, которые ставит руководитель ДОУ, позволяли получить более высокие результаты при тех же или меньших затратах физических, моральных сил, материальных, финансовых средств или времени. Нововведение может считаться успешным, если оно позволило решить те или иные конкретные задачи дошкольного образовательного учреждения.
Руководитель должен учитывать индивидуальные качества участников инновационного процесса, их профессиональный уровень, организаторские навыки, умения, психологическую готовность к новым видам деятельности, к дополнительной педагогической нагрузке.
Знание руководителем своего коллектива, его сильных и слабых сторон, всегда оценивалось высоко. И хотя, руководствуясь нормативными документами, заведующий определяет функциональные обязанности каждого педагога, в жизни он опирается на личностные, деловые, ведущие (лидерские) или ведомые (исполнительские) качества человека.