Юлия Зель
Индивидуальный маршрут сопровождения детей в условиях группы компенсирующего (VII) вида. Работа с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Индивидуальный маршрут сопровождения детей в условиях С (к) группы VII вида. Работа с родителями».
Год от года все больше детей рождается с проблемами здоровья. И большую часть их, составляют дети с задержкой психического развития с органическим поражением центральной нервной системы (ЗПР).
Публикация «Индивидуальный маршрут сопровождения детей в условиях группы компенсирующего (VII) вида, Работа с родителями» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Индивидуальный образовательный маршрут ребенка. ИОМ
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Причины, предопределяющие отклонения в развитии, крайне разнообразны: различные нарушения внутриутробного периода, в том числе и многоплодная беременность, легкие формы природной патологии, постнатальные вредности, в частности нарушения питания. Ряд ученых (Лебединский В. С., Певзнер М. С., Власова Т. А.) придают большое значение наследственности. Эти воздействия приводят к не грубым морфологическим нарушениям мозга, а лишь к своеобразным нарушениям трофики, чем и определяется отставание в формировании той или иной мозговой системы. Термин «задержка» подчеркивает временный (несоответствие уровню психического развития возрасту) характер отставания, которое с возрастом тем успешнее преодолевается, чем раньше дети с данной патологией попадают в адекватные для них условия воспитания и обучения.
Особенности развития:
Социальное развитие - в младенческом возрасте они не фиксируют взор на лице взрослого, у них затруднён контакт с взрослыми «глаза в глаза», они не проявляют желания к сотрудничеству с близкими взрослыми, не проявляют интереса к сверстникам.
Многие из них не могут назвать свое имя по просьбе взрослого, показать свои части тела и лица, не знают их названия. У данной категории детей к трём годам не формируются представления о себе и своём «я».
Для многих характерны раздражительность, резкое изменение настроения. Они, как правило, упрямы, капризны, плаксивы, часто бывают вялы, либо возбуждены. У них задерживается навык опрятности и навык самообслуживания.
Физическое развитие – имеет ряд особенностей: овладение прямохождением происходит несколько позже, чем у их сверстников. Их движения отличаются неустойчивостью, неуклюжестью походки, замедленностью и импульсивностью. Они не могут ходить целенаправленно по прямой дорожке, подниматься и опускаться самостоятельно по лестнице.
У детей с ЗПР отмечается недоразвитие ручной моторики: движения обеих рук не согласованы, мелкие и точные движения кистей и пальцев рук не развиты. Они захватывают мелкие предметы всей ладонью, не могут выделить отдельно каждый палец, у них отсутствует указательный тип хватания (соединение указательного и большого пальцев) и хватание щепотью (соединение указательного, большого и среднего пальцев).
Познавательное развитие: значительное отставание во всех сферах психического развития: внимании, памяти, восприятия, мышления и речи.
Многие не проявляют интереса к окружающему миру: в младенчестве не рассматривают предметы, не берут самостоятельно игрушки, не манипулируют ими. При этом подражательная способность без коррекционной помощи не формируется.
Речевое развитие: отставание начинается у таких детей с младенчества : вовремя не появляется гуление, а затем и лепет. Эти дети весьма ограничено понимают обращенную к ним речь. У них не сформирован интерес к общению с близкими взрослыми, к окружающим предметам, не развит фонематический слух и артикуляционный аппарат, которые являются предпосылками речевого развития.
Итак. Дети с ЗПР значительно отстают по основным линиям развития от нормально развивающихся сверстников. Они нуждаются в комплексной помощи включающей в себя как медицинское, так и коррекционно-педагогическое воздействие.
При уточнении диагноза и определения специфических образовательных потребностей ребёнка, коррекционная поддержка организуется в коррекционно-развивающих группах. Здесь создаются специальные условия для обеспечения чувства защищенности, где педагоги создают атмосферу психологического комфорта, формируют навык адаптивного поведения в новых социальных условиях, способствуют появлению возрастных психологических новообразований. К специальным условиям относятся : адекватные способы общения взрослых и ребёнка; создание предметно-развивающей среды (дидактические пособия и материалы, игрушки); разработка индивидуальных программ воспитания, обучения и развития на каждого воспитанника.
Основным специалистом, проводящим коррекционно-развивающую работу в группе, является учитель-дефектолог. Он изучает детей, разрабатывает индивидуальные программы обучения и воспитания детей в группе и семье; составляет расписание занятий с воспитанниками группы; проводит коррекционные занятия; консультирует родителей по вопросам воспитания ребёнка в домашних условиях.
Цель деятельности учителя-дефектолога – оказание помощи детям с задержкой психического развития и органическим поражением ЦНС, а также оказание психолого-педагогической помощи их родителям.
Коррекционно-педагогическая работа учителя-дефектолога направлена на решение двух основных задач:
1. формирование тех психологических новообразований, которые должны быть, но ещё не появились у ребё нка: умение эмоционально общаться, подражать, совершенствовать предметные действия, овладение самостоятельностью в быту.
2. формирование ведущей деятельности и психологических новообразований, характерных для ребё нка: предметной деятельности, представления о себе, совершенствование восприятия, наглядно-действенного мышления, речи.
Основная форма работы – проведение индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми. Коррекционные занятия, как правило, проводятся два – три раза в неделю (индивидуальные).
Кроме того, проводится работа с родителями :
Цель: оказать квалифицированную педагогическую поддержку родителям; создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребёнка; помогает создать в семье комфортную для ребёнку среду; выявляет, раскрывает и поддерживает положительные личностные качества родителей, необходимые для успешного сотрудничества со своим ребёнком, формирует уверенный и спокойный стиль воспитания.
Формы работы с родителями разнообразны :
консультативно-рекомендательная форма работы
лекционно-просветительская
практические занятия
«круглый стол»
индивидуальные занятия с родителями и их ребёнком
Вся коррекционная работа строится на основе единства требований к воспитательному процессу в семье и дошкольном образовательном учреждении.
Исходя их выше сказанного, можно рекомендовать педагогам: своевременное выявление детей группы риска и направление их к специалистам психолого-медико-педагогической комиссии или специалистам ДОУ.