МААМ-картинки

Индивидуальность ребёнка в образовательном процессе дошкольных организаций

Татьяна Кондратьева
Индивидуальность ребёнка в образовательном процессе дошкольных организаций
▼ Скачать + Заказать документы

Понятие индивидуальности равнозначно по значению понятиям единичности, неповторимости, непохожести одного человека на другого. Индивидуальность – это возможность действовать по собственной программе, принимать собственные решения. Но, как известно, человек во многих ситуациях должен соблюдать определенные общественные требования или действовать по принуждению другого человека. Сопротивление такому принуждению – и есть проявление индивидуальности!

Публикация «Индивидуальность ребёнка в образовательном процессе дошкольных организаций» размещена в разделах

Правда, осознается это самим ребенком как возможность самостоятельного и независимого действия гораздо позднее. Сначала индивидуальность выражается в действии, в первом непослушании, первом упрямстве, а затем и в словах «Я сам». И проявляется она тем ярче, чем больше у человека развита способность взаимодействовать с другими, понимать неоднозначность действия, противостоять шаблону, стереотипу поведения. Это всем известное «Я сам!» – ни что иное, как проявление отношения ребенка к людям, к миру, к возможности взаимодействовать с ними. Оно состоит в умении оценивать свои возможности, анализировать конкретную ситуацию с учетом своих возможностей, в умении ставить цель и достигать ее. У каждого человека есть право проявлять свою индивидуальность, но есть и возможность потерять ее. Ценность индивидуальности складывается из бытовых отношений, в которых воплощаются ценности другого, ценности самого человека. Это происходит в любом действии. Вот ребенок сломал игрушку, и начались упреки, вплоть до упрека в неблагодарности. А он просто хотел посмотреть, как устроено… И вот нельзя играть в мяч, нельзя стучать молотком, нельзя дружить с этим мальчиком и с этой девочкой, нельзя высказывать свое мнение. В конце концов, это заканчивается разочарованием во взрослой жизни. А родители только удивляются – мы же говорили, как надо поступать, почему же он таким вырос – ничего не хочет и не умеет делать, не умеет вести себя с людьми – застенчивый, у всех на поводу идет? Разве мы этому его учили? Просто он не научился поступать по-своему, не развились способности, те самые, которые дают человеку силы быть самим собой, и индивидуальность стала безликостью.

Что же это за способности? Самая важная из них – способность вставать на точку зрения другого человека. Через ее развитие появляется возможность видеть мир более многогранным, ярким, бесконечно меняющимся, выходящим за рамки шаблонов и стереотипов. Благодаря этой способности человек получает возможность перевоплощения, у него появляется реальный шанс найти себя, стать самим собой.

Уже в детстве через чувства взрослых ребенок начинает воспринимать неоднозначность своих действий: замахиваться на маму нельзя, а отмахнуться от мухи можно. Усваивает ребенок и неоднозначность свойств вещей – палочкой можно как ложкой есть понарошку, а можно использовать ее в качестве градусника. В возрасте от 1 до 3 лет у детей развивается чувство юмора как проявление отношения к многозначному использованию вещи, к возможному существованию другой точки зрения на эту вещь – например, надел ребенок специально носок на руку и смеется, доволен своей шуткой.

Дальнейшее развитие способности вставать на точку зрения другого происходит в сюжетно-ролевой игре, где все содержание подчинено развитию этой способности и воображения. Он уже может сказать «я – врач» или «я – мама» и вести себя определенным образом с окружающими, в зависимости от выбранного.

В более позднем – младшем школьном – возрасте появляется рефлексия, которая обогащает эту способность новыми возможностями, связанными с выделением своего внутреннего мира и воздействием на него. Появляется планирование, основанное на предвидении своего будущего и будущего другого. Это очень важное приобретение, т. к. появляется не только понимание другого в конкретной ситуации, но и в перспективе будущего взаимодействия с ним.

Это, в свою очередь, способствует освоению в подростковом возрасте норм морали и нравственности, т. к. рост самосознания способствует формированию у человека особенного представления о свойствах психической реальности, обобщением этих свойств в образе другого.

Таким образом, мы видим, что индивидуальность человека проявляется тем в большей степени, чем выше степень развития его способности понимать неоднозначность действия, это помогает противостоять шаблону, стереотипу поведения, дает начало творчеству.

К сожалению, многие люди отказываются по разным причинам от собственной индивидуальности, проживая, по сути, чужую жизнь. Основное переживание, вызываемое такой жизнью, состоит в том, что человек испытывает в основном негативные чувства по отношению к другим – зависть, злость, раздражение, всегда кажется, что кто-то занимает его место в жизненном пространстве. Развитой же индивидуальности другие люди не мешают быть собой.

Способности дарованы ребенку при рождении, их развитие проходит по своим четким законам. Нельзя ускорить процесс развития, если способности спят и не востребованы. Нет неспособных детей (принимаются во внимание интеллектуально полноценные дети, есть нераскрытые способности и нетерпение взрослых. Одни способности развиты более, другие менее. Отсюда и деление детей и взрослых людей на гуманитариев и аналитиков. Деление условное, просто в определенный момент у ребенка были замечены способности к анализу, и они в большей степени развивались и поощрялись, а склонность к художественному восприятию не принималась во внимание, акценты были расставлены в пользу математических возможностей.

Возможности включают в себя способность самостоятельно решать собственные проблемы, ранний опыт и успехи, приносящие ребенку активность и заинтересованность, уверенность и осознание себя как человека уверенного и компетентного.

Однако детский характер может претерпевать некоторые изменения под благоприятным или неблагоприятным воздействием окружающего мира. Индивидуальные черты характера в силу определенных условий могут быть ослаблены, но не изжиты вовсе. Поэтому, как правило, стремление изменить характер ребенка терпит неудачи. А если попробовать найти другой подход?

Не переделывать и искоренять, а понять и пойти на компромисс. Поиск и выработка решений способствуют укреплению взаимопонимания, устраняют изнурительные трения, способствуют развитию способностей и активизируют процесс познания.

Развитие индивидуальности в семье и в детском саду

Ребенок – это центральная фигура образования, его объект и субъект. Именно для ребенка и ради него существуют детские сады и школы, воспитатели и учителя. На него направлены усилия и надежды педагогов и родителей. Родители бережно передают педагогам самое ценное, что у них есть – своего сына или дочку. Ребенок раньше был открыт для родителей: вся его жизнь, все желания, трудности, радости и неприятности детской жизни были для родителей открытой книгой. Ребенок был понятен, большая часть его жизни проходила на глазах у любящих родителей. И вдруг пришлось отдать ребенка в незнакомые, чужие руки, доверить педагогу. Теперь далеко не вся жизнь ребенка подконтрольна родителям. У них может возникнуть понятное беспокойство или даже чувство беспомощности, а иногда и ревности. Для самого ребенка переход из семьи в детский сад, а затем в школу, от мамы, папы и других родных людей к педагогу – тоже серьезное испытание. Так чем же отличаются родители и педагоги и что между ними общее?

Сходство в том, что и те, и другие – взрослые. Они смотрят на ребенка глазами взрослого, оценивают его с позиций взрослого, ставят цели своей образовательной деятельности, выстраивают портрет идеального ребенка и стремятся к тому, чтобы реальный ребенок соответствовал (или хотя бы приближался) к этому идеалу.

Но между родителями и педагогами существует и значительная разница. Для родителей ребенок – его собственная часть, его произведение, возможность воплощения того, что не смогли осуществить они сами. Воспитание и обучение ребенка для родителей – это выбор дороги в будущую жизнь и для ребенка, и для самих родителей. От результатов воспитания и образования ребенка во многом зависит, какой будет жизнь родителей в ближайшем и отдаленном будущем.

Родители видят ребенка ежедневно в самых разных ситуациях и видах деятельности: в труде, на отдыхе, в игре, в общении со знакомыми и незнакомыми людьми, взрослыми и детьми, с малышами и животными. Они понимают скрытый от глаз мир ребенка через разговор с ним, его рисунки и игры, его эмоции и поступки. Кроме того, в отношениях родителей и детей есть прошлое, память о раннем детстве и некоторая биологическая связь, которая убывает с возрастом, но не исчезает совсем. То есть родители связаны с ребенком на всю жизнь.

Воспитатель детского сада тоже видит ребенка во многих ситуациях, хотя их разнообразие меньше. Но воспитатель видит только настоящее. У него и у ребенка нет общего прошлого, нет биологической связи. Для него ребенок – один из многих. И образовательный процесс связывает его с ребенком на достаточно короткое время – всего на несколько лет. Педагогические неудачи и ошибки уйдут из его жизни вместе с ребенком в школу и семью. Но у воспитателя есть и свои преимущества: он имеет возможность оценить личность ребенка в сравнении с другими детьми, а значит, яснее увидеть его недостатки. В этом есть и негативная сторона: педагог постоянно сравнивает ребенка с другими детьми. Достоинства же ребенка обычно лучше видят родители, хотя бывает и наоборот.

Таким образом, родители знают прошлое и настоящее ребенка, мечтают о его будущем, а педагоги знают настоящее и представляют усредненную модель будущего.

Каковы же основные задачи родителей и воспитателя в образовательном процессе, которые в данный момент решают семья и образовательные учреждения?

Задачи родителей: понять своего ребенка, создать развивающую среду и развивать его тело и душу, дать принципиальные знания о мире и обществе, дать основные нравственные ориентиры, научить жить согласно законам нашего общества, научить любить и защитить от вредоносных факторов.

Основные задачи воспитателей ДОУ: создать развивающую среду и развивать восприятие, речь, мышление ребенка, получать знания о возрастных особенностях ребенка, его здоровье и использовать их для развития ребенка, дать ребенку знания о нормах поведения в детском саду, с детьми и взрослыми, научить взаимодействовать со сверстниками.

Развитие ребенка – это главная задача родителей, но они часто действуют интуитивно, не обладая профессиональными знаниями и нередко теша свое тщеславие.

Для педагогов индивидуальность ребенка – отправная точка для построения педагогического процесса и для коррекции отклонений от основного образовательного маршрута. Родители лучше знают индивидуальность своего ребенка. Они могут выстроить свои отношения с ребенком, воспитание и обучение в соответствии с его индивидуальностью. Но, не имея педагогических знаний и часто не имея опыта, они иногда не столько помогают ребенку, сколько мешают ему бессистемным, сумбурным использованием его индивидуальных особенностей или неумелыми действиями, направленными на «развитие» того, что ребенку пока не дано. Педагоги, в отличие от родителей, умеют использовать типологические особенности детей данного возраста, но недостаточно владеют знаниями об индивидуальности конкретного ребенка и зачастую не имеют возможности индивидуально работать с каждым ребенком в группе. Развитие ребенка – это одна из важнейших задач педагога, который обладает профессиональными знаниями, но не соотнесенными с индивидуальностью ребенка. Взгляд на развитие у педагогов часто происходит через призму знаний, умений и навыков. Родители в своем большинстве озабочены тем, чтобы развивать своего ребенка, но они подвержены моде, бросаются в крайности, «перекармливают» ребенка развивающими занятиями в ущерб нормальному развитию, лишают его необходимой для нормального развития свободной самостоятельной игры. Они пытаются ускорить развитие ребенка, перепрыгнуть через необходимые ступени развития.

Педагоги, в отличие от родителей, имеют знания о закономерностях физического и психического развития детей данного возраста, опыт работы с разными детьми.

Родители, общаясь с педагогом, недовольным успехами или поведением ребенка, обычно встают на защиту своего сына или дочери, даже если чувствуют, что не правы. Но, приходя домой, они часто тут же меняют свою позицию, начиная ругать и наказывать ребенка. Такая «защита» скорее имеет целью защитить свое самолюбие, но не ребенка. Правда, поругав, большинство родителей все равно потом приласкают.

Воспитатели тоже должны быть на стороне каждого ребенка против трудностей, которые его подстерегают. Любовь всегда права. Нельзя осуждать за любовь к ребенку. Но любовь, которая сковывает ребенка в его развитии, не дает ему права ошибиться и набить свои шишки, привязывает к родителям крепкими путами, может привести к плачевным результатам.

Итак, и у педагогов, и у родителей есть свои сильные и слабые стороны во взгляде на ребенка, свои цели, задачи, права, о которых каждая сторона должна знать и которые должна уважать. Ребенок находится между родителями и педагогами, между семьей и школой (или детским садом). Если мы будем тянуть его каждый в свою сторону, то рискуем деформировать его психику.

Источники

1. Ежкова Н. С. Дошкольная педагогика. М. Юрайт, 2016.

2. Ежкова Н. С. Дошкольное образование и мир детских эмоций: теоретико методические основы взаимовлияния. Тула: Изд во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2014.

3. Ушинский К. Д. О наглядности обучения // Избр. пед. соч. : В 2 т. М. : Просвещение, 1954.

4. Интернет источники.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в образовательном процессе в условиях введения ФГОС в ДОУ С 01 января 2014г. вступил в силу приказ Минобрнауки №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного.

Использование моделей 3D принтера в образовательном процессе ДОУИспользование моделей 3D принтера в образовательном процессе ДОУ Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу поделиться с вами опытом применения 3Д принтера в образовательном процессе. Мы с вами не.

Технология проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе ДОКЛАД на тему: «Технологии проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе» Подготовила: воспитатель МБДОУ «Детский.

Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ Проект Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс МБДОУ Пушкаревский детский сад Цель: Повышение качества образования воспитанников.

Использование ИКТ, ЭОР в образовательном процессе из портфолио Использование информационно-коммуникативных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе Технические средства.

Использование педагогических технологий в образовательном процессе Использование педагогических технологий в образовательном процессеВ современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования.

Технология моделирования в образовательном процессе ДОУ В современных условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому.

Первое место в мониторинге работы за 2014–2015 учебный год среди дошкольных организаций (фотоотчет)Первое место в мониторинге работы за 2014–2015 учебный год среди дошкольных организаций (фотоотчет) Спешу поделиться с вами радостной новостью. Наш детский сад занял первое место в мониторинге работы за 2014 - 2015 учебный год, среди дошкольных.

Применение социальных Интернет-сервисов Веб 2.0 в образовательном процессе Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу поделиться своей новостью. В настоящее время прохожу курсы «Применение социальных Интернет-сервисов.

Участие в районных соревнованиях по плаванию «Юный спасатель», среди дошкольных образовательных организацийУчастие в районных соревнованиях по плаванию «Юный спасатель», среди дошкольных образовательных организаций Команда ГБОУ Школа 1420 к. 10 02 февраля 2019г. смогла принять участие в районных соревнованиях по плаванию"Юный спасатель" среди дошкольных.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Индивидуальность ребёнка в образовательном процессе дошкольных организаций
Опубликовано: 24 ноября 2022 в 23:46
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Индивидуальность ребёнка в образовательном процессе дошкольных организаций» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Кондратьева (УИ 867320) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД