Лилия Филиппова
Игры с сыпучими материалами как способ коррекции мелкой моторики детей раннего возраста с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребёнок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и начинает говорить.
Дети раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, отличаются повышенной нервной возбудимостью, тревожностью, гиперактивностью с одной стороны и пассивностью, закрытостью, задержкой в развитии эмоциональных, познавательных и моторных процессов. Помимо этого у детей раннего возраста с ОВЗ встречается нарушение речи или полное её отсутствие, недостаточное развитие координации общих движений, тонкой моторики рук, нарушение внимания, целостного восприятия, памяти и мышления.
Публикация «Игры с сыпучими материалами как способ коррекции мелкой моторики детей раннего возраста с ОВЗ» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2022
Поэтому дети раннего возраста с ОВЗ нуждаются в особых методах коррекции психического развития. Педагогический опыт работы с детьми убедил меня в том, что одним из наиболее продуктивных и действенных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющих подобные проблемы, является – игротерапия с сыпучими материалами.
Задачи коррекционно-развивающих занятий
с использованием сыпучих материалов:
-развивают мелкую моторику;
-улучшают концентрацию внимания;
-учат ориентироваться на плоскости;
-развивают сенсорное восприятие (тактильные ощущения);
-активизируют фантазию и творческие способности.
В своей работе я использую следующие сыпучие материалы: песок, крупы, камни "Марблс".
Песок для проведения коррекционных занятий:
-кварцевый песок;
-кинетический песок.
В коррекционной работе знакомство детей с песком начинается с тактильных ощущений, появляющихся от взаимодействия с песком. Податливость песка будит у ребёнка желание создать из него миниатюрную картину мира. Особенно это актуально для обучения детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья. Песок обладает способностью «заземлять» негативную психическую энергию. Ребёнок выступает в игре с песком как созидатель. Один жизненный сюжет, меняет другой. Многократное переживание этого ощущения способствует душевному равновесию, позитивно влияет на эмоциональное самочувствие, является прекрасным средством саморазвития ребёнка, формирует тонкую моторику, концентрацию внимания на своих действиях.
Крупы, которые я использую для проведения коррекционных занятий с детьми раннего возраста С ОВЗ:
-фасоль;
-манка;
-гречка.
Крупы, как естественные сыпучие материалы, обладают уникальными свойствами и способностью вызывать тактильные ощущения, определённого характера, которыми не обладают другие природные материалы. Коррекционная работа с крупой начинается со знакомства ребёнка с новыми тактильными ощущениями. Крупа - очень приятный материал для занятий с ребёнком. Кроме того такие занятия способствуют развитию мелкой моторики рук, развивают познавательный интерес, усидчивость у детей. В процессе манипуляций с сыпучим материалом, дети учатся брать материал ладонью, затем использовать дифференцированные захваты пальцами рук. Игры с сыпучими материалами способствую выделению ведущей руки у ребёнка. Дети учатся насыпать, высыпать, пересыпать крупу, учатся использовать ложки, совочки, миски, баночки и другие емкости.
Коррекционно-развивающие занятия с использованием камней Марблс.
Игры с камнями «Марблс» приобретают всю большую популярность среди педагогов. Несмотря на свою простату и доступность они вызывают большой интерес у детей раннего возраста. С их помощью можно решить множество коррекционных задач. К таким задачам относятся:
-стимулирование деятельности ЦНС;
-развитие координации движений рук;
-развитие зрительного внимания, памяти;
– развитие тактильных ощущений;
– развитие мыслительных операций;
-стимулирование зрительно-поисковой деятельности.
Игры с сыпучим материалом показаны детям раннего возраста с ОВЗ. Эти игры для таких детей являются естественными, они их любят и не боятся.
Игры с сыпучими материалами учат детей оставлять отпечатки рук, отпечатки различных геометрических форм, что способствует лучшему запоминанию сенсорных эталонов (игра «Необыкновенные следы»).
Можно использовать упражнения, направленные на развитее мелкой моторики: перетирание песка или крупы между пальцами (самомассаж, зарывание рук, встряхивание рук, и многое другое: просеивание, рисование. Как только дети научились простым манипуляциям можно перейти к более сложным играм, таким как:
- «Печём куличики»;
- «Дорожки»;
- «Откопай разгадку»;
- «Угадай, что спрятано»;
- «Укрась предмет» и многие другие.
Игры с сыпучими материалами сопровождаются рассказами, потешками, песенками, загадками.