Титенкова Татьяна Юрьевна
Консультация для родителей «Игры для малышей»
▼ Скачать + Заказать документы
Игры для развития звуковой культуры речи младших дошкольников
Младшая группа
На третьем году жизни ребенок произносит, хотя и не всегда четко, почти все гласные и ряд согласных звуков: [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [б], [б’], [ф], [ф’], [в], [в’], [т], [т’], [д], [д’], [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’], [й],[с’], [л’].
При этом допустимо, что некоторые согласные звуки произносятся смягченно или заменяются похожими.
Игры и упражнения на развитие дыхания
Темочки:
Учите малыша делать быстрый глубокий вдох, а затем плавный длительный выдох.
В этом помогут: дудочки, свистульки, мыльные пузыри, вертушки, бумажные игрушки, одуванчики, легкое перышко… Игрушка должна находиться на уровне губ ребенка, на расстоянии 10 – 15 см.
Следите, чтобы при вдохе плечи не поднимались, надувался животик, а выдох был непрерывным.
Чтобы избежать головокружений делайте не более 3 – 5 упражнений подряд.
Бабочка.
Бабочка вырезанную из папиросной бумаги прикрепите на нитку длиной 15 – 20 см. Затем поднесите бабочку к губам малыша и попросите его подуть.
Буря в стакане.
Налейте в стакан воду и покажите, как можно заставить воду пузыриться. Пусть ребенок устроит бурю в стакане воды.
Игры и упражнения для развития голоса
Научите малыша говорить голосом разной силы: то тихо, то громко. Например, озвучивая большую собаку, а затем маленькую.
Учите говорить не только голосом разной силы, но и шепотом. Например, кукла спит и, чтобы ее не разбудить, надо говорить шепотом – вот так. Учите говорить голосом разной высоты. Вот из далека летит самолет – произнесите высоким голосом: «У-у-у…», а вот самолет подлетел близко и загудел низко: «У-У-У…»
Дети часто говорят в ускоренном темпе, важно постепенно вырабатывать умеренный темп речи.
Большой и маленький.
Возьмите картинки с часами, большими и маленькими.
Покажите большие и громко произнесите: «ТИК-ТАК», затем картинку с маленькими часами и тихо произнесите: «Тик-так».
Передай.
Попросите у ребенка спросить у кошки шепотом на ушко, хочет ли она молочка.
Быстро и медленно.
Поиграйте, как зайчик не спеша скачет по дорожке: «Прыг-скок, прыг-скок!» затем зайчик поскакал быстрее, темп движений и речи ускоряется.
Идет человечек (топ-топ) – пальцы шагают по столу в разном темпе, едет поезд (чух-чух) – вращайте руками.
Игры для развития артикуляции
Чтобы говорить правильно, ребенку необходимо уметь управлять своими органами артикуляции. Артикуляционные движения выполняются в медленном темпе (двухлетний малыш удерживает язык в определенной позе 3-5 секунд, перед зеркалом, 3-4 раза, 2-3 раза в день.
Птенчик
Ребенок широко открывает рот, язык лежит спокойно на дне ротовой полости, а мама подносит щепоть правой руки изображая как будто что-то туда кладет. (повторить не менее 3 раз)
Ротик шире открывай –
Кушай птенчик не зевай!
Трубочка
С напряжением вытягиваем губы вперед, удерживаем губы 3-5 сек
Губки в трубочку сложи –
Хоботок всем покажи.
Улыбка
Широко улыбнитесь, обнажив сомкнутые зубы.
Улыбнись мне поскорей,
Тяни губки до ушей!
Колечко
Положение губ, как при произнесении звука [о].
Губки круглые сложи
И колечко покажи.
Прятки
Улыбнитесь, откройте рот, положите широкий расслабленный язык на нижнюю губу, а затем отодвиньте язык за нижние зубы - «язычок спрятался» (3 – 5 раз).
Мы играем в прятки.
Где ж твоя лопатка?
Кошечка
Высовываете изо рта и втягиваете обратно широкий, как лопатка, язык (3 – 5 раз).
Полакай, как кошка,
Молоко из плошки.
Лошадка
Приоткройте рот, присосите широкий кончик языка к твердому небу за верхними зубами, а затем со щелчком оторвите его. Цокайте то медленно, то увеличивая темп.
Скачем на лошадке
По дорожке кладкой.
Стой лошадка
Закройте рот, сомкните губы и выпустите воздух так, чтобы воздушная струя заставила губы вибрировать «тпру».
Стой моя лошадка, стой!
Прискакали мы домой!
Средняя группа
К четырем годам в речи малыша должны появиться свистящие звуки: [с], [з] и [ц], исчезнуть «смягченность» в речи. Ближе к пяти годам ребенок должен произносить шипящие звуки: [ш], [ж], [ч] и [щ].
Игры и упражнения на развитие дыхания
Учите малыша делать быстрый глубокий вдох, а затем плавный длительный выдох.
В этом помогут: дудочки, свистульки, мыльные пузыри, вертушки, бумажные игрушки, одуванчики, легкое перышко… Игрушка должна находиться на уровне губ ребенка, на расстоянии 10 – 15 см.
Следите, чтобы при вдохе плечи не поднимались, надувался животик, а выдох был непрерывным.
Чтобы избежать головокружений делайте не более 3 – 5 упражнений подряд.
Кораблик.
Покажите ребенку, как надо дуть на бумажный кораблик, чтобы он «доплыл» до противоположного края стола.
Звуковая зарядка.
Коротко, глубоко вдохните. Поднимите руки вверх, пропевая звук [а], затем разведите руки в стороны - [у], вниз - [и].
В следующий раз используйте другую тройку звуков: [УИА], [АОИ], [ОУЭ] и т. п.
Игры и упражнения для развития голоса.
Научите малыша говорить голосом разной силы: то тихо, то громко. Например, озвучивая большую собаку, а затем маленькую.
Учите говорить не только голосом разной силы, но и шепотом. Например, кукла спит и, чтобы ее не разбудить, надо говорить шепотом – вот так. Учите говорить голосом разной высоты. Вот из далека летит самолет – произнесите высоким голосом: «У-у-у…», а вот самолет подлетел близко и загудел низко: «У-У-У…»
Вьюга.
Расскажите малышу, что зимой часто бывает вьюга. Голосом изобразите завывание вьюги, длительно произнесите звук [в].
Предложите ребенку определить, начинается вьюга или заканчивается.
Если звук сначала был тихий, а потом становится все громче, то вьюга усиливается. Если же звук сначала бил сильным, а потом постепенно затих, то вьюга заканчивается.
Карусели.
Встаньте напротив ребенка, возьмитесь за руки и идите по кругу, говоря:
Еле – еле – еле – еле
Завертелись карусели (идите и говорите в медленном темпе).
А потом, потом, потом (темп постепенно нарастает)
Все бегом, бегом, бегом (двигаетесь и говорите в быстром темпе!
Тише, тише, не спешите (темп постепенно замедляется) –
Карусель остановите (идите и говорите в медленном темпе!
Раз, два, раз, два (хлопайте в ладоши и говорите медленно) –
Вот и кончилась игра!
Игры для развития артикуляции.
Чтобы говорить правильно, ребенку необходимо уметь управлять своими органами артикуляции. Артикуляционные движения выполняются в медленном темпе (двухлетний малыш удерживает язык в определенной позе 3-5 секунд, перед зеркалом, 3-4 раза, 2-3 раза в день.
Чистим нижние зубки.
Откройте рот, широким кончиком языкам погладьте нижние резцы с внутренней стороны.
Движения совершаем вверх-вниз под счет: «раз-два, раз-два…», в спокойном темпе, 6 – 10 раз.
Вкусное варенье.
Откройте рот и широким кончиком языка оближите верхнюю губу, совершая движения языком сверху вниз (3 – 6 раз).
Маляр.
Делаем ремонт в домике-ротике. Откройте рот и языком-кисточкой погладьте небо, делая движения вперед-назад (от зубов в глубь ротовой полости и обратно, 4-8 движений).
Лопатка – иголочка.
По команде: «Лопатка, иголочка, лопатка, иголочка, …» ребенок выполняет эти упражнения по очереди.
Лопатка.
Откройте рот и положите широкий расслабленный язык на нижнюю губу.
Вот она, лопатка, -
Широка да гладка.
Иголочка.
Откройте рот и, улыбаясь, высуньте как можно дальше изо рта напряженный язык. Придавая языку форму иголочки (например, тянемся языком к пальчику).
Вот она иголка, -
И остра, и колка.
Лошадка.
Приоткройте рот, присосите широкий кончик языка к твердому небу за верхними зубами, а затем со щелчком оторвите его. Цокайте то медленно, то увеличивая темп.
Скачем на лошадке
По дорожке гладкой.
Стой лошадка.
Закройте рот, сомкните губы и выпустите воздух так, чтобы воздушная струя заставила губы вибрировать «тпру».
Стой моя лошадка, стой!
Прискакали мы домой!
Грибок.
Откройте широко рот, прижмите широкий язык всей плоскостью к небу и присосите его. Удерживайте язык в таком положении как можно дольше (до10 секунд).
Индюк.
Приоткройте рот, слегка улыбнитесь. Широким кончиком языка, слегка загнутым, производим движения вперед – назад, не отрывая язык от губ.
«Бл,бл,бл…»
Список используемой литературы.
1. Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие/Под ред. Е. А. Логиновой. – СПб. : Издательство «Союз», 2005. – 192 с.
2. Новиковская О. А. 1000игр, заданий и упражнений для развития речи. – М. : АСТ; СПб. : Сова, 2008. – 256 с.
3. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей 2. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.