Анна Полыгина
Игровые технологии в экологическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Экологические игры в детском саду играют важную роль в реализации целей и задач дошкольного образования, в частности, воспитания у подрастающего поколения бережного отношения к природе. С помощью игровых технологий педагог вводит, отрабатывает и закрепляет материал по экологии. Кроме того, игры помогают раскрепостить детей, создать непринуждённую обстановку и, при методически грамотном выборе приёмов работы, значительно облегчить процесс познания.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игровые технологии
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Природа, планета Земля, экология
- Экология, природа. Консультации для педагогов
- Темочки
В РППС каждой возрастной группы должен быть экологический центр, уголок природы. В этом центре целесообразно размещать не только объекты природы, но и различные пособия и игры. Это могут быть настольно печатные игры «Рыбы – птицы - звери», «Цепочка, «Природный мир бывает разным», «Назови одним словом», «Что общего?», «Что часть чего?», «Времена года», «Береги природу», «Когда это бывает», «Найди ошибку», «Части суток» и т. д., муляжи овощей и фруктов; наборы игрушек насекомых, домашних и диких животных; альбомы с художественным словом – стихотворения, загадки, пословицы и поговорки, плакаты.
Есть целая система экологических игр :
1. Игры на познание и классификацию объектов окружающего мира, понимание единства всех его составляющих, законов его развития:
«Природный мир бывает разным», «Назови одним словом», «Что общего?», «Что часть чего?», «Рыбы – птицы - звери», «Цепочка».
2. Игры на развитие чувственного восприятия (работа анализаторов) :
«Мир звуков», «Наши помощники», «Узнай по запаху», «Волшебные звуки», «Какой овощ ты съел?».
3. Игры, способствующие формированию основ экологического самосознания :
«Хорошо – плохо», «Один – хорошо, много – плохо», «Что будет, если?»,
«Береги природу!» и так далее.
Игры на классификацию: птиц, животных, цветы, растения, в том числе по заданному признаку.
Различные настольно – печатные и развивающие игры, которые позволяют не только узнавать по внешнему признаку, но и знакомиться с местом обитания, дети учатся правильно относиться к природному окружению.
Виды дидактических экологических игр
Логические
Потребуются картинки с изображениями объектов живой и неживой природы.
Воспитатель показывает картинки с объектами, а дети называют категорию (живая природа/неживая природа).
Словесные
Педагог, обращаясь к ребёнку, называет или показывает картинку: время года, а воспитанник в ответ называет цветок (овощ, фрукт, птицу, сюжет с животным, который растёт, можно встретить в это время года.
Игры, ориентированные на содержание игровых действий (Сенсорные)
Материал: муляжи овощей и фруктов в мешочке. (младший возраст)
Воспитатель предлагает детям по очереди опускать в мешочек руку, называть предмет, а затем доставать его. Кто ошибся, пропускает ход или выбывает.
Старший возраст: можно силуэтные изображения овощей и фруктов из наждачной бумаги (дети обследуют предмет с завязанными глазами)
Музыкальная
Для младших групп: Кубик, на гранях которого изображены петух, курица, кот, собака, корова, коза.
Педагог включает бодрую мелодию, под которую дети, стоящие в круге, передают друг другу кубик. Когда музыка резко обрывается, малыш бросает кубик на пол и имитирует голос животного, чьё изображение оказалось сверху.
Старший возраст: Так же кубик, но изображения усложняются это может быть цветок (птица, животное, дерево, кустарник). У кого остаётся после окончания музыки кубик, тот бросает кубик на пол, и называет любой объект в соответствие с изображением, которое оказалось сверху (если кустарник, то, например сирень, или калина, жасмин и т. п.).
Настольно-печатные
Материалы:
• картинки с изображениями огорода и сада, поля;
• карточки с изображениями плодов.
Дети по очереди берут карточки с плодами, называют их и кладут на изображение огорода, поля или сада. (поле в старших группах)
Деловые и интеллектуальные игры
Опыты
Экспериментальная деятельность в детском саду занимает особое место в ряду игровых методических приё мов: игры с природным материалом не только помогают детям уяснить его свойства, но и прийти к выводу о необходимости природосообразного поведения в повседневной жизни.
Сюжетно-ролевые игры на экологическую тему
Атрибуты для развития сюжетов: пожарные, плоскостной костёр, ветеринарная клиника, лесник и т. д.
Подвижные экологические игры
Необходимы шапочки, костюмы, атрибуты в соответствии с п/и по возрастам.
Экологическая тема в театрализованных играх
В ДОУ используются 2 формы театрализованных игр:
• драматизации, в которых дети выступают в роли «артистов»;
• режиссёрские постановки, где дети принимают на себя роль руководителя действий и движений персонажа — игрушки или предмета, замещающего героя.
виды театрализованных игр по экологии
Инсценировка: костюмы персонажей
Драматизация: шапочки, атрибуты
Имитационные игры: Данные игры основаны на моделировании экологической деятельности. Игра «Экологическая пирамидка» помогает показать пищевые цепи (ребёнок наглядно видит, что нарушение одного звена в пищевой цепочке ведёт к гибели остальных).
Кукольный театр: В этом виде игр дети показывают инсценировки, только действуют в них от лица кукол (бибабо, пальчиковых, на конусе и др.).
Режиссё рская игра: Потребуются картинки с животными, птицами, а также иллюстрации разных жилищ (норы, дупла, берлога).
Дети распределяют персонажей на своих карточках по домам, называя животное и место его проживания.
Пальчиковые игры по экологии
Значение пальчиковых упражнений в работе с дошкольниками сложно переоценить. Эти игры помогают:
• отработать мелкую моторику (в младшей и средней группах это важно для развития речи, а в старших — для подготовки руки к письму);
• развивать коммуникативные и сенсорные представления воспитанников.