Получи документы

Игровые технологии в экологическом воспитании дошкольников

Анна Полыгина
Игровые технологии в экологическом воспитании дошкольников

Экологические игры в детском саду играют важную роль в реализации целей и задач дошкольного образования, в частности, воспитания у подрастающего поколения бережного отношения к природе. С помощью игровых технологий педагог вводит, отрабатывает и закрепляет материал по экологии. Кроме того, игры помогают раскрепостить детей, создать непринуждённую обстановку и, при методически грамотном выборе приёмов работы, значительно облегчить процесс познания.

В РППС каждой возрастной группы должен быть экологический центр, уголок природы. В этом центре целесообразно размещать не только объекты природы, но и различные пособия и игры. Это могут быть настольно печатные игры «Рыбы – птицы - звери», «Цепочка, «Природный мир бывает разным», «Назови одним словом», «Что общего?», «Что часть чего?», «Времена года», «Береги природу», «Когда это бывает», «Найди ошибку», «Части суток» и т. д., муляжи овощей и фруктов; наборы игрушек насекомых, домашних и диких животных; альбомы с художественным словом – стихотворения, загадки, пословицы и поговорки, плакаты.

Есть целая система экологических игр:

1. Игры на познание и классификацию объектов окружающего мира, понимание единства всех его составляющих, законов его развития:

«Природный мир бывает разным», «Назови одним словом», «Что общего?», «Что часть чего?», «Рыбы – птицы - звери», «Цепочка».

2. Игры на развитие чувственного восприятия (работа анализаторов):

«Мир звуков», «Наши помощники», «Узнай по запаху», «Волшебные звуки», «Какой овощ ты съел?».

3. Игры, способствующие формированию основ экологического самосознания:

«Хорошо – плохо», «Один – хорошо, много – плохо», «Что будет, если?»,

«Береги природу!» и так далее.

Игры на классификацию: птиц, животных, цветы, растения, в том числе по заданному признаку.

Различные настольно – печатные и развивающие игры, которые позволяют не только узнавать по внешнему признаку, но и знакомиться с местом обитания, дети учатся правильно относиться к природному окружению.

Виды дидактических экологических игр

Логические

Потребуются картинки с изображениями объектов живой и неживой природы.

Воспитатель показывает картинки с объектами, а дети называют категорию (живая природа/неживая природа).

Словесные

Педагог, обращаясь к ребёнку, называет или показывает картинку: время года, а воспитанник в ответ называет цветок (овощ, фрукт, птицу, сюжет с животным, который растёт, можно встретить в это время года.

Игры, ориентированные на содержание игровых действий (Сенсорные)

Материал: муляжи овощей и фруктов в мешочке. (младший возраст)

Воспитатель предлагает детям по очереди опускать в мешочек руку, называть предмет, а затем доставать его. Кто ошибся, пропускает ход или выбывает.

Старший возраст: можно силуэтные изображения овощей и фруктов из наждачной бумаги (дети обследуют предмет с завязанными глазами)

Музыкальная

Для младших групп: Кубик, на гранях которого изображены петух, курица, кот, собака, корова, коза.

Педагог включает бодрую мелодию, под которую дети, стоящие в круге, передают друг другу кубик. Когда музыка резко обрывается, малыш бросает кубик на пол и имитирует голос животного, чьё изображение оказалось сверху.

Старший возраст: Так же кубик, но изображения усложняются это может быть цветок (птица, животное, дерево, кустарник). У кого остаётся после окончания музыки кубик, тот бросает кубик на пол, и называет любой объект в соответствие с изображением, которое оказалось сверху (если кустарник, то, например сирень, или калина, жасмин и т. п.).

Настольно-печатные

Материалы:

• картинки с изображениями огорода и сада, поля;

• карточки с изображениями плодов.

Дети по очереди берут карточки с плодами, называют их и кладут на изображение огорода, поля или сада. (поле в старших группах)

Деловые и интеллектуальные игры

Опыты

Экспериментальная деятельность в детском саду занимает особое место в ряду игровых методических приёмов: игры с природным материалом не только помогают детям уяснить его свойства, но и прийти к выводу о необходимости природосообразного поведения в повседневной жизни.

Сюжетно-ролевые игры на экологическую тему

Атрибуты для развития сюжетов: пожарные, плоскостной костёр, ветеринарная клиника, лесник и т. д.

Подвижные экологические игры

Необходимы шапочки, костюмы, атрибуты в соответствии с п/и по возрастам.

Экологическая тема в театрализованных играх

В ДОУ используются 2 формы театрализованных игр:

• драматизации, в которых дети выступают в роли «артистов»;

• режиссёрские постановки, где дети принимают на себя роль руководителя действий и движений персонажа — игрушки или предмета, замещающего героя.

виды театрализованных игр по экологии

Инсценировка: костюмы персонажей

Драматизация: шапочки, атрибуты

Имитационные игры: Данные игры основаны на моделировании экологической деятельности. Игра «Экологическая пирамидка» помогает показать пищевые цепи (ребёнок наглядно видит, что нарушение одного звена в пищевой цепочке ведёт к гибели остальных).

Кукольный театр: В этом виде игр дети показывают инсценировки, только действуют в них от лица кукол (бибабо, пальчиковых, на конусе и др.).

Режиссёрская игра: Потребуются картинки с животными, птицами, а также иллюстрации разных жилищ (норы, дупла, берлога).

Дети распределяют персонажей на своих карточках по домам, называя животное и место его проживания.

Пальчиковые игры по экологии

Значение пальчиковых упражнений в работе с дошкольниками сложно переоценить. Эти игры помогают:

• отработать мелкую моторику (в младшей и средней группах это важно для развития речи, а в старших — для подготовки руки к письму);

• развивать коммуникативные и сенсорные представления воспитанников.

Публикации по теме:

Дополненная реальность. Использование информационно-компьютерных технологий в экологическом воспитании дошкольниковДополненная реальность. Использование информационно-компьютерных технологий в экологическом воспитании дошкольников Дополненная реальность — новый способ подачи образовательного материала, и в усвоении информации дошкольниками. Трехмерное изображение стимулирует.

Фотоотчёт об экологическом воспитании при помощи огорода на участкеФотоотчёт об экологическом воспитании при помощи огорода на участке «И фасоль и горох, урожай у нас неплох» Разнообразный мир природы вызывает у детей интерес и любознательность. На нашем участке детского.

Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников»Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Фотоотчёт работы с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Игровые технологии являются.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Игровые технологии в экологическом воспитании дошкольников
Опубликовано: 29 августа 2024 в 19:49
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игровые технологии в экологическом воспитании дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Анна Полыгина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 сентября. День знаний. Передвижка

Учебный год в России начинается 1 сентября.Это важная дата для детей и родителей, тем более что это еще и День знаний. В детских садах тоже отмечают этот праздник — ведь в дошкольных учреждениях...

1 сентября. День озера Байкал. Папка-передвижка о Байкале

День Байкала отмечают в России в первое воскресенье сентября. Байкал — уникальное место, это озеро входит в число семи чудес нашей страны. Полюбоваться красотой Байкала приезжают люди со всего мира.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД