Светлана Черных
«Игровые технологии в развитии коммуникативных навыков и мелкой моторики у детей с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы
На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека - от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий ещё окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать речь, память, восприятие, мышление, внимание у ребёнка. Была подтверждена прямая связь интеллектуального развития и моторики в исследованиях учёных института физиологии детей и подростков АПН (М. М. Кольцова, Е. Н. Есенина, Л. В. Антакова - Фомина). Систематические упражнения и тренировки движений пальцев, по мнению М. М. Кольцовой, являются «мощным средством» повышения работоспособности головного мозга, развития речи детей, особенно страдающих ОНР.
Публикация «„Игровые технологии в развитии коммуникативных навыков и мелкой моторики у детей с ОНР“» размещена в разделах
Наши мудрые предки, ещё задолго до открытия учёных о взаимосвязи руки и речи, придумали и передавали из поколения в поколение народные игры - потешки : «Ладушки - ладушки», «Сорока - белобока», «Мальчик-пальчик». Это тоже гимнастика для рук. Как тут не вспомнить поговорку: «Всё новое – хорошо забытое старое».
Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьёй способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению физического, психического здоровья детей, а также познавательной активности.
В новых Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования прямо говорится: «Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательной деятельности, становление сознания, развитие воображения и творческой активности».
Важное место в новых Федеральных государственных образовательных стандартах уделяется укреплению физического и психического здоровья ребёнка, «…развитию координации и мелкой моторики рук». На решение всех этих задач и направлена наша работа.
Задачи игровой технологии :
1. Развивать подвижность пальчиков. Формировать умение передвигать пальцами по заданному маршруту.
2. Тренировать в передвижении пальчиков по обозначенным контурам. Развивать память, мышление, внимание, воображение.
3. Учить комбинировать движение пальцев.
4. Подготовка руки к письму в школе.
В своей деятельности я использую следующие образовательные технологии :
1. Здоровьесберегающие, позволяющие регулировать плотность, напряжение и физическую нагрузку.
2. Личностно – ориентированные, позволяющие учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка.
3. Коррекционные, позволяющие исправить имеющиеся отклонения в развитии речи.
Этапы игровой технологии.
1. Нужно объяснить ребёнку правила игры.
2. Проведести разминку для пальчиков.
Для этой цели подойдёт такая простая игра, как «Тучка и солнышко».
3. Знакомство с ритмом стишка или приговорки, сопровождающей упражнение. Ребёнок учится слышать и показывать ритм речевого сопровождения. Это важно не только в работе с «шагами». Это умение является необходимым для полноценного речевого развития.
В дошкольном возрасте и в дальнейшем при обучении в школе. Сначала ребёнок может отхлопать или отстучать ритм стихотворения, затем прошагать указательным и средним пальцем этот ритм по столу. Когда малыш усвоит ритм, можно переходить к работе на страницах карточек. Например, в стихотворении «Заборчик» на каждую строчку приходится три хлопка («шага») :
Бим - бом- бом, - три хлопка.
Бим- бом- бом!- три хлопка.
По гвоздям бьём! – три хлопка.
Молотком! - три хлопка.
Постучал наш – три хлопка.
Молоточек! – три хлопка.
И построил наш заборчик! - три хлопка.
4. Знакомство с дорожками, по которым ребёнок будет «шагать» пальчиками. Перед началом игры, малыш может просто проводить пальчиками по дорожкам. Когда ребёнок будет готов «прошагать» дорожку с речевым сопровождением, начинайте работу с самого простого варианта: шаги указательным и средним пальцами. Усложнение задания на этом этапе состоит в том, что постепенно вводятся остальные пальчики в следующей последовательности: указательный и средний, указательный и безымянный, указательный пальчик и мизинчик; большой палец и мизинчик; большой и указательный пальчики; большой и средний пальчики; большой и безымянный пальчики; средний и мизинец. Ребёнок часто испытывает трудности, работая с безымянным пальчиком и мизинцем, так как в быту в основном используются первые три пальца (большой, указательный и средний) и смежной с ними частью ладони. Поэтому, несмотря на трудности, очень важно прорабатывать все предложенные варианты работы с пальчиками. «Шагая» пальчиками, важно подключать к работе кисть руки. Движения кисти руки в запястье помогут выполнять сложные в воспроизведении «шаги». На этом этапе стихотворный текст может произносить как взрослый, так и ребёнок,
5. Далее в игре движения обеих рук становятся содружественными или одновременными. Этот этап предполагает работу одноимённых пальчиков обеих рук. Пальчики правой руки работают на чётной дорожке, а пальчики левой руки работают на нечётной дорожке.
Пятый этап наиболее сложный. Ребёнок учится выполнять одновременно разнотипные движения пальцев рук (пальчики одной руки «шагают вверх», другой – «вниз»). Разнотипность движений может заключаться и в использовании разных пальчиков разных рук (на левой руке работают указательный и средний пальчики. На правой - большой и мизинец). Эта работа требует более высокого уровня регуляции, в отличие от содружественных движений, воспитывает у ребёнка сосредоточенность, умение сконцентрироваться и удерживать внимание.
Несмотря на сложность работы на третьем, четвёртом и пятом этапе, ребёнку необходимо усвоить эти упражнения, так как осуществление и автоматизация этих движений способствуют расширению резервных возможностей функционирования головного мозга ребёнка.
Мы разработали игровую технологию для пальцев на плоскости по определённым ориентирам
«пальчиковым» дорожкам, включающую несколько видов таблиц, с определёнными ориентирами для ходьбы пальцами и составленную с учётом педагогического принципа от простого к сложному, т. е. от простых схем, где участвуют 1-2 пальца, к сложным.
Схемы имеют различные ориентиры: плоскостные (кружочки, квадратики, цветочки, капельки и т. д.) и объёмные с массажным эффектом (подушечки, бусинки, пуговички, буквы и цифры на жёстких формах фигуры). Очень большой любовью пользуются у детей тематические карточки- дорожки с небольшим сюжетом с рисунками. После игр – упражнений с пальчиками предлагаем разукрасить картинки.
При реализации игровой технологии «Пальчиковые дорожки» заметна положительная динамика:
1. Звуковое произношение улучшается и активизируется лексическая сторона речи.
2. Идёт подготовка руки ребёнка к письму, это особенно актуально для детей, которые идут в школу.
3. Развиваются высшие психические качества: память, внимание, самоконтроль, терпение, умение преодолевать трудности.
4. Развиваются творческие способности: фантазия, воображение, неординарность мышления.
5. Предотвращаются детские неврозы.
6. Осваиваются начала геометрии, как на плоскости, так и в пространстве.
7. Осуществляется профилактика писчего спазма- частой беды начинающих дошкольников.
8. Воспитывается чувство радости от выполненных игровых заданий.
Рассмотрим игровые упражнения с использованием «пальчиковых дорожек».
Слон.
Показываю карточку и рассказываю, что пальчики сейчас поиграют в игру «Слон». Делаю разминку рук «Тучка и солнышко».Называю текст стиха, знакомлю с ритмом. Предлагаю ребёнку отстучать ритм в ладоши, потом на столе.
На прогулку вышел слон.
Хоботом качает он.
Топ-топ, топ- топ
Говорю слону я стоп.
Далее я показываю дорожку. Предлагаю ребёнку просто поводить по ней пальчиком. Когда ребёнок готов «прошагать» дорожку с речевым сопровождением, начинаем работу с самого лёгкого варианта - «шаги» с указательным и средним пальцем. Усложнения задания на последующем этапе состоит в том. что постепенно начинают вводиться и остальные пальцы в следующей последовательности:
Указательный и средний пальчики; указательный и безымянный пальчики; указательный и мизинчик; большой и мизинчик; большой и указательный пальчики; большой и средний пальчики; большой и безымянный пальцы; средний и безымянный пальцы; средний и мизинец; безымянный и мизинец.
Краб.
Использую дорожку с плоскостными фигурами, например наклеенными цветными прямоугольниками. Это упражнение выполняется на счёт «Раз-два-три» или под слова:
В синем море краб живёт.
Быстро лапками гребёт.
Тихо краб ползёт по дну.
Ищет там себе еду.
Дети шагают тремя пальцами по дорожке: большой, средний, безымянный; средний, безымянный, мизинец; большой, средний, безымянный; средний, безымянный, мизинец; большой, указательный, безымянный; средний, безымянный, мизинец.
Пальчики можно менять, пробуя различные варианты.
Радуг
.
Используются объёмные дорожки, например бусинки.
Дети» шагают пальцами по бусинкам подсчё т: «Раз – два», раз – два» или под стихи, когда движения будут уверенными.
Высоко под облаками.
В небе радуга над нами.
Выше, чем сосновый бор.
Выше дома, Выше гор.