Наталья Агейкина
Игровые приемы и технологии как один из способов формирования эстетического развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ «Новомичуринский детский сад№2»
«Игровые приемы и технологии, как один из способов формирования эстетического развития детей дошкольного возраста»
Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории
Агейкина Наталья Александровна
Игровой прием «Съемка передачи»
(«Красивое вокруг нас»)
Цель — помочь детям старшего дошкольного возраста увидеть и оценить красоту окружающего мира.
Публикация «Игровые приемы и технологии как один из способов формирования эстетического развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Реализация данного приема возможна в свободное время (вторая половина дня) с небольшой группой детей.
Предварительная работа: беседа с детьми на тему «Телевидение». В ходе беседы взрослый, обращаясь к опыту просмотра телепередач каждого ребенка, демонстрирует фрагмент передачи «Новости», рассказывает. О профессиях диктора, репортера, оператора. Ребятам предлагается устроить свою студию «Новостей», снимать передачу «Красивое вокруг нас». Важно, чтобы был достигнут результат работы (получившаяся передача). Если детям/ понравится участвовать в съемках, возможно создание нескольких «выпусков» а значит, каждый сможет попробовать себя в желанной роли.
Материалы: камера (фотоаппарат с встроенной камерой, компьютера для обработки видеофайлов (программа Windows Movie Maker, небольшое пространство, которое можно совместно с детьми оформить как телевизионную студию (стол, стульчики, «логотип» передачи - рисунок или аппликация, созданные ребятами и размещенные на стене, несколько игрушечных микрофонов, значки - определители «профессии» участника съемки: Ведущий «Новостей», Оператор, Репортер, Гость передачи.
День первый - подготовка студии. Воспитатель собирает ребят, желающих участвовать в игре, и вместе с ними оформляет «студию» : придумывают символ передачи, изображают его на листе ватмана и помещают на стене; расставляют мебель: стол и два стула для ведущих.
Затем взрослый и дети распределяют роли (важно заранее оговорить возможность выполнения нескольких ролей). Воспитатель выполняет роль оператора: ему предстоит работать с техникой - снимать передачу. Договариваясь о распределении ролей ведущих (2 человека, репортеров (5-6 играющих) и гостей, следует раздать значки и отметить, что: ведущие приветствуют зрителей ( взрослый подсказывает фразы: «Добрый день! В эфире передача "Красивое вокруг нас"»);
репортеры находят красивые объекты в группе или на участке детского сада, берут интервью у гостей (им понадобятся игрушечные микрофоны); фраза для репортеров: «Здравствуйте, я веду репортаж из.»;
гости, которые будут давать интервью, должны будут подготовиться заранее.
Поскольку этап подготовки к игре довольно продолжителен, «съемку передачи» начинают на следующий день. Задание для всех ребят (особенно для будущих гостей передачи) : по пути домой, а наутро - по пути в детский сад постараться заметить что-либо красивое и запомнить.
Взрослый и ребята прощаются, значки дети могут забрать домой - рассказать об игре родителям, обдумать свои роли.
День второй - съемки. В свободное время воспитатель напоминает о том, что сегодня состоятся съемки передачи. Участвующие в игре собираются у «студии». Первыми в «съемках» участвуют ведущие «Новостей» - ребята усаживаются за стол и начинают «эфир». Взрослый подсказывает нужные слова, но не ограничивает и самостоятельные высказывания детей : «Здравствуйте. В эфире передача "Красивое вокруг нас". В студии. (ведущие называют свои имена). Сегодня мы расскажем о том, что вокруг много красивого. Что же это?»
Далее в съемках участвуют репортеры (каждый снимается отдельно) - ребята берут интервью у гостей передачи: «Здравствуйте. Как вас зовут? Скажите, вы видели что-нибудь красивое за последнее время? Расскажите поподробнее. Спасибо. Интервью брал.»
По желанию ребят можно устроить экскурсию по группе, сопровождающуюся рассказом о красивых предметах.
«Съемки» завершаются на «студии» с участием ведущих. Их задача - попрощаться со зрителями, по желанию - высказать свое мнение об увиденном.
День третий - просмотр передачи Взрослый подготавливает отснятый материал, стараясь оформить его по аналогии с передачей «Новости» и включить в передачу все выступления ребят.
Просмотр передачи следует осуществлять вместе со всеми ребятами, похвалить их за хорошую работу. Дети будут рады увидеть себя и своих товарищей на экране.
По окончании просмотра воспитатель обсуждает с ребятами созданный проект: что им понравилось, что нет, понравилось ли выполнять выбранные роли, что было бы лучше изменить, есть ли желание сделать второй выпуск передачи.
Скорее всего, ребята с энтузиазмом согласятся на повторные съемки. Следует перераспределить игровые роли, а также разнести первый и второй опыты съемки передачи во времени
Помимо того что данный прием является интересным и содержательным наполнением досуга ребята в детском саду, он также может выступать в роли диагностики направленности эстетического отношения к действительности старших дошкольников, развития их эстетических суждений.
Игровой прием «Я волшебник»
Цель - способствовать становлению эстетического отношения детей старшего дошкольного возраста к окружающему миру, помочь увидеть за чувственным обликом предметов и явлений действительности настроение, характер.
Особенностью данного приема является возможность совместного с ребятами фантазирования. Самое подходящее время - это конец дня, когда нет занятий. Воспитатель и ребята выбирают объект для игры. Лучше, если это недавно принесенный в группы предмет.
Рассмотрим ход проведения игрового приема на примере.
«Воздушный шарик»
Любой ребенок любит играть с воздушными шарами. Принесем в группу большой, хорошо надутый воздушный шарик, сядем вместе с ребятами в круг.
Воспитатель говорит: «Ребята, посмотрите, какой красивый воздушный шар. Давайте поиграем в волшебников, заставим заговорить шарик! Пусть он нам расскажет, какой он!»
Воспитателю предстоит «стать волшебником» первым - выглядывая из-за шара, меняя голос, педагог дает характеристику, «оживляющую» предмет: «Здравствуйте, я воздушный шар! Я добрый и веселый».
Затем шар передается от одного ребенка другому. Вот каким может оказаться большой воздушный шар- это зависит от фантазии ребёнка. А он может быть «приветливым», «боятся щекотки», «любит, когда вокруг смеются», «мечтать найти друга», «мечтает увидеть облако близко-близко».
Детские высказывания можно направлять с помощью вопросов:
Какое у шарика настроение?
Как его зовут?
Что он любит больше всего?
Что он не любит больше всего?
О чем он мечтает?
С кем он дружит? Нравится ли ему гулять на улице?
Он добрый или злой?
Где он живет?
Отталкиваясь от придуманных детьми описаний, можно сочинить, целую сказку с интересным сюжетом, счастливым и добрым концом.
Воспитатель может задавать и другие вопросы, ориентируясь только на то, насколько они могут способствовать «оживлению», наделению характером, настроением выбранного для игры предмета.
Если у ребят возникают затруднения при описании предмета (в данном случае воздушного шара, воспитатель может начать рассказывать сказку «Путешествие воздушного шарика» от лица, будущего героя:
«Я воздушный шарик. Появился я в магазине. В магазине мне очень нравилось. Там было много игрушек, других разноцветных шариков. Только сначала я был ненадутый. Ма-а-аленький! Я лежал в коробке с другими шарами и боялся, что меня никто никогда не заметит. Но однажды продавец выбрал именно меня! В меня попал воздух. Это щекотно, должен я вам сказать! Ух, и большой же я получился. Прыгучий! С блестящими боками!»
Воспитатель прерывает свой рассказ и просит ребят пофантазировать о том, что же случилось с шариком.
Размышления ребят можно направлять вопросами, ответы на которые составят целостный сюжет:
Кто купил шарик?
Подружился ли шарик со своим хозяином?
Что шарик увидел на улице?
Что он увидел дома у хозяина?
Что они делали?
Отличным окончанием работы с выбранным предметом может стать задание нарисовать продолжение сказки или приключения данного предмета, непосредственно игра с ним.
Например, в приведенном случае можно отдать ребятам шар для совместной подвижной игры или заготовить разноцветные шары по количеству детей (3-4 запасных). Поскольку игра (сочинение сказки) происходит в конце дня, довольные ребята заберут шарики с собой.
«Оживить» подобным образом можно любой предмет:
• маленькое домашнее растение в горшочке (ребята могут пофантазировать о том, как уютно живется растению, как складываются его взаимоотношения с соседом кактусом);
• пару детских варежек (можно придумать целую серию приключений сестричек-близнецов варежек);
• елочную игрушку ( интересна судьба любой елочной игрушки: весь год просиживает она в вате, спит в темной коробке с другими игрушками, только раз в год достают ее на несколько дней, но что только не происходит за эти часы).
Технология «Оживающая картина»
Цель: Раскрытие и развитие в ребёнке красоты, эстетического восприятия.
Имея основную базу, дети начинают придумывать или творить:
– новый или измененный сюжет картины,
– оживление героев (имена, настроение, что с ними произошло вчера, зимой, что будет завтра, – озвучивание картины (диалоги и монологи,
– смена героев картины на других, перенос сюжета картины в подводное царство, на другую планету и т. д.