Долгих Оксана Анатольевна
Игровое оснащение для сюжетно-ролевой игры в группе детей 3–4 лет
▼ Скачать
Известно, что игровая деятельность у дошкольников – это и основная форма, и ведущий вид их деятельности. Но следует отметит, что ведущим видом деятельности является не вся игра, а только сюжетно – ролевая, поэтому воспитателю следует уделять особое внимание созданию условий именно для этой игры. В своем выступлении я освещу специфические моменты оснащения среды (зоны) для сюжетно – ролевой игры в группе детей 4-го года жизни.
Публикация «Игровое оснащение для сюжетно-ролевой игры в группе детей 3–4 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Сюжетно-ролевые игры. Атрибуты и пособия своими руками
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2022
Зона для сюжетно-ролевой игры в младшей группе представляет собой комплекс небольших игровых уголков определенной тематики. Его можно также назвать комплексом готовых игровых сюжетов.
Готовый игровой сюжет – это полностью оборудованное игровое место для одного-двух детей, в котором есть все необходимое для сюжетно-отобразительных игровых действий. Это может быть, например, «прилавок магазина» или «рабочее место парикмахера». Тематика готовых сюжетов формируется в соответствии с имеющимся жизненным опытом малышей. В каждом «готовом игровом сюжете» должны быть большие куклы в соответствующей одежде и элементы специальной одежды непосредственно для детей, чтобы они могли лучше войти в воображаемую роль. Готовые игровые сюжеты должны отражать хорошо знакомые детям элементы социально-бытовой среды, чтобы дети могли в них с помощью взрослого или самостоятельно воспроизвести действия взрослых, постепенно осваивая мир предметов и человеческих отношений. Использование детьми готовых игровых сюжетов еще не свидетельствует о том, что развертывается полноценная сюжетно-ролевая игра, поскольку основными признаками настоящей сюжетной игры являются : наличие самостоятельного замысла, вовлечение в игру сверстников, распределение ролей и реализация игрового сюжета.
Не всегда размеры группового помещения позволяют разместить несколько готовых сюжетов. В этом случае можно использовать их символические изображения. Например, на стене или специальной подставке помещается изображение терминала для оплаты «сотового телефона» или изображение «ванной комнаты» и др. Такой подход к оформлению сектора сюжетно-ролевой игры стимулирует использование малышами предметов-заместителей. Можно наблюдать, например, что ребенок орудует пластиной от строителя как отверткой или «гладит» кукольное белье кубиком. Это свидетельствует о положительной динамике развития не только игровой, но и связанной с ней познавательной деятельности. Воспитателю необходимо правильно реагировать на подобные действия детей, поощрять их и не позволять ребенку после использования какого-либо предмета в качестве заместителя отбрасывать его за ненадобностью. «Положи «отвертку» в коробку с инструментами…Ты не забыла выключить «утюжок» и убрать его на место…», - эти и подобные им реплики воспитателя весьма уместны в таких случаях.
Зона готовых игровых сюжетов может быть оформлен «фоновыми» картинами. Изображение на таких картинах стимулирует развитие игрового сюжета. Использование «фоновых картин» способствуют развитию образного мышления ребенка и создают условия вхождения в игровой образ. На этих картинах могут быть изображены, например, парковая аллея, по которой «прогуливается» мама с детской коляской; остановка автобуса с подходящим автобусом и ожидающими его пассажирами и др.
Фоновыми картинами воспитатель может оформлять не только готовые сюжеты, но также помещать их в зону, где спонтанно разворачивается детская игра. Например, дети развернули игру со строителем, и воспитатель может поставить рядом на переносной подставке картину с изображением строительной техники. С помощью фоновых картин удобно разделять игровое пространство на микро-зоны. Кроме того, они могут использоваться и в качестве декораций в секторе театрализованной игры. Необходимо, чтобы фоновые картины находились в зоне доступности для ребенка, чтобы он мог использовать их самостоятельно. По мере взросления детей содержание фоновых картин должно усложняться.
Игровой материал и атрибутика игр сектора сюжетно-ролевых игр должен быть подобран с учетом как актуальной, так и зоны ближайшего развития детей. Например, в начале года в готовом сюжете «магазин» в качестве «товаров» детям предлагаются преимущественно «хлебо – булочные изделия», изготовленные из полимерной глины, папье-маше или поролона. Эти продукты детям, как правило, хорошо знакомы, и они различают крендель, батон, баранки, булочки и др. Малыши различают также специфику их использования, так как это соответствует имеющемуся у них опыту: печенье – к чаю; ржаной хлеб – к супу и др. Поэтому в магазине могут быть открыты такие его отделы, как «овощи», «фрукты», «посуда», «игрушки» и др.
Развитие сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте неразрывно связано с играми в куклы, с транспортными и строительными игрушками. Поэтому необходимо тщательно продумывать как местоположение, так и оснащение кукольного уголка. «Готовые игровые сюжеты» должны находиться рядом с ним, чтобы побуждать детей «связывать» игровые действия в определенный сюжет, обуславливая переход от предметно-образных игровых действий к сюжетно-ролевым.
Кукольный уголок, как часть игровой зоны, должен быть достаточно просторным и размещаться в хорошо освещенном месте. Особое внимание при его оборудовании нужно обратить на функциональную нагрузку кукол и игрушек, изображающих животных. Необходимо, чтобы в кукольном уголке кроме обычных были и тематические куклы: «дедушка», «бабушка», «мама» и др., способствующие закреплению у ребенка представлений о семье. Из животных уместно «содержать в доме» кошку и собаку. Причем, им нужно выделить свое место: «кошке» - корзиночку, «собачке» - небольшой матрац. У них должны быть также свои «мисочки» и «игрушки».
Кукольный уголок в младшей группе оформляется как большая общая комната, в которой располагается и кукольная мебель, и выделяются места для «приготовления пищи» и совершения элементарных бытовых действий (импровизации стирки, глажения, мытья кукол и др.).
При оборудовании кукольного уголка важно обратить особое внимание на его цветовое оформление. Общий фон интерьера не должен быть пестрым, цвета одежды кукол, постельного белья, посуды и др. должны быть преимущественно основных цветов. Это обусловлено спецификой развития чувственного восприятия детей 3-4 лет. Со второй половины года целесообразно использовать некоторые промежуточные цвета. Например, розовый, голубой, сиреневый.
Размеры игрового материала кукольного уголка должны быть достаточно крупные. Это связано с особенностями зрительного восприятия и мышления малышей. Войдя в образ, любят присаживаться на кукольный стульчик или диванчик. Поэтому эти предметы должны быть достаточно прочными.
В кукольном уголке обязательно должна быть одежда непосредственно для самих детей, позволяющих им «рядиться» в «маму», «папу», «дедушку» и др. Набор такой одежды необходимо дополнить соответствующими аксессуарами: очками, бусами, шляпой, сумочкой и др.
Наличие муляжей различной бытовой техники (холодильника, телевизора, компьютера, телефона и др., а также музыкальных инструментов в кукольном уголке обязательно. У детей должно быть сформировано представление о бытовой технике, ее назначении и правильном обращении уже с младшего дошкольного возраста. Причем, эту технику нужно сделать функциональной: «телевизор» должен с помощью кнопки «включаться» в сеть и «показывать» мультфильмы. Для этого изготавливается серия картинок по сюжету знакомой сказки и помещается в коробочку с соответствующей картинкой на крышке. Дети поочередно вставляют эти картинки в «телевизор» и рассказывают своим куклам «фильм». «Холодильник» должен открываться, а на его полках должны быть «продукты» : фрукты, овощи, кусочек торта, яйца и др.
Пространство кукольного уголка должно быть выделено (например, располагаться на однотонном ковре). Нужно сделать вход в него, например, использовать дугу со звоночком или колокольчиком. Прежде чем войти в кукольный уголок, дети должны «открыть дверь» или позвонить в «звоночек», если там уже есть другие дети.
Особое внимание должно быть уделено соблюдению детьми порядка и чистоты в кукольном уголке. Для маленьких детей это достаточно трудно. Поэтому у кукольного уголка должна быть «хозяйка». Изготавливается в рост детей или чуть выше кукла во «взрослой» одежде. Ей дается имя. Детям объясняется, что кукольный уголок - это дом Маши и вести себя в нем полагается соответственно. Воспитатель, используя приемы косвенного руководства поведением детей в кукольном уголке, может использовать такие, например, фразы, как «Маша радуется…», «Маша сердиться…», «Маша не разрешает…», «Маша ждет…» и др. Дети, ориентируясь на реакцию Маши, постепенно приучаются вести себяв соответствии с доступными их пониманиюсоциальными нормами.
Хочется отметить, что оснащение игровой среды для детей младшей группы должно быть самым ярким и разнообразным, она должна быть заполнена «умными» игрушками, которые несут большую функциональную нагрузку, оснащение среды важно связать с опытом детей, с их реальной жизнью.