Татьяна Бойко
Консультация для родителей «Игровая деятельность ребенка с ОВЗ, роль взрослых в её организации»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра – один из самых доступных детям видов деятельности, который может эффективно использоваться взрослыми в целях воспитания и обучения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра.
Публикация «Консультация для родителей „Игровая деятельность ребенка с ОВЗ, роль взрослых в её организации“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Игра формирует личность ребенка. Маленький ребенок – это деятель, и деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Первые представления о мире, вещах и явлениях приходят к ребенку через движения его глаз, языка, рук, через перемещение в пространстве, через взаимодействие с игрушками. Чем более разнообразная информация поступает в его мозг, тем интенсивнее протекает его интеллектуальное и психическое развитие. Развитость движений – один из показателей правильного нервно - психического развития. В игре не только выражаются наклонность ребенка и сила его души, но и сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей, а, следовательно, и на будущую судьбу.
В игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Чем старше становится ребенок, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование его поведения, взаимоотношений с другими детьми, на воспитание активной позиции.
Для обучения через игру созданы подвижные и дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом, познают свои физические возможности. Использование подвижных игр создает условия для того, чтобы ребенок научился владеть своим телом. Кроме того, подвижная игра – источник радости, одно из лучших средств общения взрослого с ребенком.
В сюжетно-ролевой игре ребенок учится взаимодействию со сверстниками, самостоятельности. Этот вид игры способствует развитию речи и воображения ребенка. Включение в игру различных персонажей развивает детскую фантазию, способствует формированию речи. Также нельзя недооценивать позитивное влияние музыкальных игр, которые способствуют не только эстетическому воспитанию и развитию творческих способностей детей с ОВЗ, но и помогают формированию речевых и дыхательных, а также двигательных навыков, слухового восприятия и внимания.
Детям с ограниченными возможностями здоровья очень полезны игры с водой, песком и другими природными материалами, так как такие действия не только привлекают многих из них, но и развивают тактильные ощущения, способствуют снятию напряжения. Особое значение имеют дидактические и развивающие игры, направленные на коррекцию и развитие основных высших психических функций ребенка (речи, мыслительной деятельности, восприятия, внимания, памяти, воображения).
К развивающим играм с ребенком с ОВЗ не стоит относиться как к коррекционной деятельности, исправлению каких-либо недостатков. Игра – интересное и приятное занятие, отвечающее основным потребностям ребенка. Она дарит малышу первые победы, которые запомнятся на всю жизнь.
Несмотря на значительную степень индивидуализации, организация игры для детей с ограниченными возможностями требует от родителей, знания определенных общих принципов, закономерностей и правил. Еще до начала организации игровой деятельности детей с особыми потребностями необходимо знать
Уровень развития вашего ребенка :
- Что умеет ваш ребенок, и какие игры ему нравятся?
- Какие проблемы есть у ребенка?
- Что ему пока не удается?
- Что получается хорошо?
- На какие навыки можно опереться?
- В чем проявляется повышенный интерес ребенка, что ему больше нравится, что вызывает положительные эмоции?
- Объем внимания ребенка.
- Качество речи, объем лексики, тяга к общению.
- Состояние эмоционально-волевой сферы.
Состояние ребенка перед игрой :
- Какое общее физическое состояние?
- Степень возбуждения ребенка.
- Способность сконцентрироваться на игре.
- Общее настроение перед игрой.
Цель игры для детей с ограниченными возможностями:
- Предоставить определенный объем знаний, умений и навыков.
- Отвлекать от негативных раздражителей.
- Занять свободное время и т. д.
Если нам уже известен уровень развития ребенка, его состояние перед игрой и с какой целью мы проводим игру, то следует перейти к практическим действиям и поставить себе такие вопросы: Где? Когда? С чем? С кем?
То есть определить:
- Место, где будет играть ребенок (где)
- Время, когда будет организовываться игра (когда)
- Материалы (игрушки, которые нужны для игры (с чем)
- Кто будет играть с ребенком, определить его партнеров по игре (с кем).
Место, где будет играть ребенок, должно соответствовать характеру игры, ее целям, быть соответственно оборудовано и безопасно. Чаще всего игра организуется в комнате ребенка, в его уголке или на дворе, на детской площадке. Вполне понятно, что в комнате игры детей с ограниченными возможностями будут более спокойными, а на дворе — подвижными. Но в каждом отдельном случае место для игры должно быть подготовленным.
Для этого необходимо:
- Обеспечить его гигиену;
- Сделать его, по возможности, просторным;
- Изъять ненужные предметы;
- Провести подготовку к конкретной игре: принести необходимые игрушки, вещи, расположить их так, как требует игра;
- Принять меры, убедиться в исправности игрушек и оборудования.
Если игру планируем проводить на свежем воздухе, то в таком случае следует исключить:
- Возможность попадания в зону игры транспортных средств, бродячих животных, острых предметов, других вредных факторов.
Игра занимает большую часть жизни дошкольника, а поэтому обучение ребенка не может проходить вне игры. Любая детская игра – тихая или подвижная, групповая или индивидуальная, сюжетно-ролевая или словесная – может стать развивающей, если взрослый определит, какие способности и навыки ребенка она может развить и усовершенствовать, а также дополнительно обогатит ее дидактическими элементами, которые помогут эти навыки закрепить.