Елена Санюкина
Родительское собрание «Играйте вместе с детьми» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
родительское собрание во второй младшей группе «ИГРАЙТЕ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ»
Цель: Повышение педагогической компетенции родителей в использовании игровых методов и приёмов в деятельности ребёнка.
Задачи:
- Формировать знания родителей о значении игры в развитии ребенка;
- Стимулировать интерес родителей для совместной игровой деятельности с собственным ребенком;
Темочки:
- Обсудить вопросы организации игровой деятельности и окружающей среды в условиях семьи, -Формировать понятие родителей о возможности игры как средства для развития интеллектуально-познавательной деятельности.
Оборудование:
- столы для родителей;
-фишки красные, зелёные, синие;
-столы с играми (дидактические, настольные, мозайка, развивающие и т. д.);
- на отдельном столе - карточки и оборудование для творческой работы родителей;
- магнитофон, мультимедия;
-ширмы «мы играем», «играем дома», буклеты «играем вместе с детьми».
Участники: родители, воспитатели, дети.
План проведения
1. Вступительная часть.
2. Анкетирование
3. Теоретическая часть
4. Видео сюжетно-ролевой игры
5. Игра «Ваза вопросов»
6. Творческая часть
7. Раздача буклетов
8. Рефлексия
Ход собрания:
Звучит песня «куда уходит детство»
Добрый вечер, уважаемые родители! Хочу начать собрание со слов педагога Д. В. Менджерицкой: «Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития». Мы раскроем значение совместных игр для развития ребёнка.
Огромная роль в развитии и воспитании ребёнка принадлежит игре – ведущему виду детской деятельности. В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребё нка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, лёгкость и т. д. Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность к активной деятельности.
В игре закладываются основы творчества.
Игра – важное условие социального развития ребенка. В ней дети знакомятся с разными видами деятельности взрослых, учатся понимать чувства и состояния других людей, сопереживать им, приобретают навыки общения со сверстниками и старшими детьми.
Игра обладает прекрасным психотерапевтическим эффектом, так как в ней ребенок может через игровые действия неосознанно и непроизвольно высвободить накопившиеся негативные переживания, «отыграть» их.
Игра дает ребенку особое ощущение всесилия и свободы.
Игра является наиболее естественным и продуктивным способом обучения детей! Многие ученые, педагоги, психологи подчеркивали огромные потенциальные возможности игровой деятельности на развитие и воспитание ребенка:
-«Игра для ребенка – естественный способ рассказа о себе, своих чувствах, мыслях, о своем опыте»
Зинкевич-ЕвстигнееваТ. Д.
-«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»
Сухомлинский В. А
-«Игра – жизненная лаборатория детства. В игре, в этой специальной обработке жизненного материала есть самое здоровое ядро разумной школы детства»
Шацкий С. Т.
- «Игра – школа морали в действии»
А. Н. Леонтьев
Действительно ли это так? Что дает игра ребенку? Игра - это школа произвольного поведения. Заставьте ребенка стоять смирно – он не простоит и двух секунд, но если это действительно заключить в игровой контекст, цель с успехом будет достигнута. Вспомните старинную игру «Море волнуется – раз, море волнуется – два, море волнуется – три. Морская фигура замри!». Замирают и стоят самые непоседливые девчонки и мальчишки. Игра - школа морали в действии. Можно сколько угодно объяснять ребенку, что такое хорошо, что такое плохо, но лишь сказка и игра способны через эмоциональное сопереживание, научить поступать в соответствии с нравственными требованиями. Игру можно рассматривать, как своеобразную форму общения взрослого с детьми, в процессе которой взрослый одновременно является и организатором и участником игры. Даже в самой простой игре есть правила, которые организуют и регулируют действия ребенка.
Как вы считаете, нужно ли руководить игрой ребёнка?
Если не играть, не руководить игрой малыша в раннем возрасте, то у него не сформируется умение играть как самостоятельно, так и с другими детьми. Играя с дочерью или сыном, помните, что подавлять инициативу малыша нельзя. Играйте с ним на равных. Играя, следите за своей речью: ровный, спокойный тон равного партнёра по игре вселяет в ребёнка уверенность в том, что его понимают, его мысли разделяют, с ним хотят играть. Потому, надо взять себе за правило: несколько раз в день включаться в игру малыша, это побуждает ребёнка к новым действиям.
Анкетирование родителей «Самооценка»
Я предлагаю необычное задание: вспомните ваши семейные вечера и дайте им самооценку. Если вы поступаете, так, как сказано, то выставляете фишку красного цвета, не всегда – зелёного, никогда – синего.
1. Каждый вечер уделяю время на игры с детьми
2. Рассказываю о своих играх в детстве
3. Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребёнком
4. Купив ребёнку игрушку, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры
5. Слушаю рассказы ребёнка об играх и игрушках в детском саду
6. Не наказываю ребёнка игрой, игрушкой, т. е. не лишаю его на время игры или игрушки
7. Часто дарю ребёнку игру, игрушку. 8. Я откладываю все свои дела, если ребенок попросит поиграть с ним.
Результат:
Если на вашем столе больше красных фишек, значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Играете с ребёнком на равных. Ваш малыш активен, любознателен, любит играть с вами, ведь игра – это самое интересное в жизни ребёнка. Вы любите своего малыша, осознаете возможности игры.
Но, если у некоторых больше фишек другого цвета, значит игра отражается в совместном досуге Вашей семьи не в полном объеме? Я могу предположить, что для этого существует несколько причин. Вот некоторые из них:
1. Прежде всего, вы - взрослые не понимаете важность игры для ребенка. Игра считается чем - то не обязательным, а потому не нужным.
2. Для большинства взрослых раннее обучение представляется более важным и полезным занятием, чем игра. Приоритет обучающих занятий все больше вытесняет игру из жизни детей.
3. Телевидение и компьютер всё больше заменяют детскую творческую деятельность и прежде всего игру, что впоследствии приведет к полной зависимости от компьютера, телевидения и прочего.
4. Нехватка времени, незнание игр как таковых.
Далеко не всегда сам ребенок способен придумать игру. Нередко взрослые оставляют ребенка одного с игрушками, ребенок же, не имея игрового опыта, просто будет повторять одни и те же примитивные манипулятивные действия. А научить ребенка может только тот, кто уже умеет играть и знает интересные игры.
Задачей взрослых является помочь ребёнку организовать игру, сделать её увлекательной.
Уделяя время наблюдениям за играми детей, не жалейте слов на похвалу ребенка. Обычно мы хвалим детей за послушание, за аккуратность, за то, что они убирают свои игрушки. Все это верно. Но для развития игры важнее похвалить ребенка, если он придумал что-то новое, организовал увлекательную игру для младших, создал интересную игровую ситуацию, собрал сложный узор из мозаики, построил модель из конструктора. Всякое игровое действие, в котором ребенок сделал то, что еще вчера было ему недоступно, не должно оставаться незамеченным. Все это обязательно надо поощрять.
Выполняя ту или иную игровую роль, они как бы готовят себя к будущему, к серьезной жизни взрослых. Можно сказать, что игра – это машина времени: она дает ему возможность пожить той жизнью, которая ему предстоит через много лет.
«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре», так говорил великий педагог Антон Семенович Макаренко, который подчеркивал огромное значение детской игры. Нередко говорят, что игра для детей – дело серьезное и к ней необходимо подходить с полной ответственностью.
А наблюдая за игрой, можно многое сказать об уровне развития ребенка в целом. Существует несколько видов игр: строительная, сюжетно-ролевая, театральная и подвижная, хороводная, игра-забава и дидактическая. Немного об этих играх.
Дидактические игры – специально разрабатываемые для детей, например, лото для обогащения знаний и для развития наблюдательности, памяти, внимания, логического мышления. (* «4 лишний», «Что изменилось», «Что не правильно нарисовал художник»)
Подвижные игры - разнообразные по замыслу, правилам, характеру выполняемых движений. Они способствуют укреплению здоровья детей, развивают движения. Дети любят подвижные игры, с удовольствием в них играют. (* «Кто быстрее», «Попади в цель», «Кошки-мышки»)
Строительные игры – с песком, кубиками, специальными строительными материалами, развивают у детей конструктивные способности, служат своего рода, подготовкой к овладению в дальнейшем трудовыми умениями и навыками;
Музыкальные игры – игры на музыкальных инструментах, выполнение движений под музыку. Музыкальные игры способствуют развитию речевого дыхания, слуха.
Театральные игры - куклы би- ба- бо, пальчиковый театр, настольный театр.
- Эти игрушки развивают речь, воображение, приучают ребенка брать на себя роль.
Пальчиковые игры -развивают мелкую моторику рук. («Мышь»,«Горшок»,)
Сюжетно-ролевые игры – игры, в которых дети подражают бытовой, трудовой и общественной деятельности взрослых, например, игры детский сад, больницу, дочки-матери, магазин, железную дорогу. Сюжетные игры, помимо познавательного назначения, развивают детскую инициативу, творчество, наблюдательность.
Видео «Больница»-сюжетно-ролевая игра.
В детском саду мы стараемся ежедневно поиграть в каждую из этих видов игр. Во многие из вышеперечисленных видов игр можно играть и дома.
Играя с ребёнком будьте терпимы, спокойны. Проведем с вами игровое упражнение с шариком. Надуем шарик и отпустим его- он не знает куда деться, мы им не управляем, куда он улетит мы не знаем и что с ним будет в эти секунду тоже. Надуем ещё шарик и будем его держать в руках и медленно спускать воздух (наши негативные эмоции)- шарик ведёт себя спокойно. Будьте спокойны, держите себя в руках.
В тех семьях, где с нежностью и добротой относятся к игре ребёнка, где поддерживают и поощеряют детскую фантазию вырастают хорошие дети.
Давайте будем играть с детьми,как можно чаще. Можно играть, даже на кухне, не отрываясь от домашних забот.
Например: «найди красный цвет», «сосчитай ложки», «перебери горох», «один-много» и т. д.
- А сейчас мы ещё немного поиграем в игру «Ваза вопросов». Прошу всех принять участие. Для вас мы приготовили вопросы. (В вазе находятся листочки с заданием.)
Чем может занять себя ребёнок, используя следующие материалы? (родители вытягивают записки из вазы)
(Звучит музыка, ваза движется по кругу. Музыка останавливается, отвечает тот, в чьих руках оказалась ваза. Желающие могут дополнить ответ.)
1. «Скорлупа от яиц»
Раскрошить скорлупу на кусочки, которые ребенок легко может брать пальцами. Нанесите на картон тонкий слой пластилина - это фон, а затем предложите ребенку выложить узор или рисунок из скорлупы.
2. «Тесто»
Лепите все, что захочется.
3. «Макаронные изделия»
Выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета.
4. «Манка и фасоль»
Смешать некоторое количество, предложить выбрать фасоль из манки.
5. «Горох»
Пересыпать горох из одного стаканчика в другой. Сортировать: горох, фасоль
6. «Геркулес»
Насыпать крупу в миску и зарыть в ней мелкие игрушки. Пусть найдёт.
7. «Различные мелкие крупы»
Предложить ребёнку нарисовать крупой картинки. Для совсем маленьких – пересыпать крупу из миски в миску ложкой.
9. «Одноразовые стаканчики»
Можно вставлять один в другой, делать пирамиды различной высоты.
10. «Сухие завтраки- колечки»
Предложить выкладывать из них рисунки или нанизывать на шнурочки - бусы и браслеты.
Творческая игра родителей
- Мы сейчас убедились, что и на кухне можно с ребёнком поиграть. Поиграем в творческую игру. Я предлагаю вам самим изготовить художественную аппликацию из пластилина и различных круп, салфеток. На столах образцы и все нужные материалы. Подойдите к столу и возьмите все необходимые вам материалы для работы (под музыку родители выполняют аппликацию).
Сначала, для успешного выполнения работы, мы проведём пальчиковую игру (для развития мелкой моторики рук)
Выполнение работы.
Музыкальная игра «Раз, два, три»
Раздача буклетов «Играйте вместе с детьми»
Рефлексия:
1. Впечатление от родительского собрания.
2. Какие выводы вы сделали (высказывания родителей).
- Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребёнка. Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития. Игра радует детей, делает их весёлыми и жизнерадостными. Играя, дети много двигаются: бегают, прыгают, делают постройки. Благодаря этому дети растут крепкими, сильными, ловкими и здоровыми. Игра развивает у детей сообразительность, фантазию. Играя вместе, дети приучаются дружно жить, уступать друг другу, заботиться о товарищах.
И в заключении хочу вам сказать: Давайте же будем играть вместе со своими детьми как можно чаще. Помните, игра – прекрасный источник укрепления физического, духовного и эмоционального самочувствия ребёнка. Открывайте мир вместе с ребёнком! До новых встреч!
Решение родительского собрания :
1. Систематически играть вместе с ребёнком в разные игры (настольно – печатные, сюжетно – ролевые, подвижные, пальчиковые, поддерживать интерес к играм новыми впечатлениями от окружающей действительности (прогулки, посещение зрелищных мероприятий, выставок).
Рассматривание выставки игр и ширм, папок-передвижек по данной теме