Папки-передвижки

Мастер-класс для родителей «Играем, слух развиваем»

Эрмине Гулян
Мастер-класс для родителей «Играем, слух развиваем»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс для родителей

«Играем, слух развиваем»

Цель: Создать благоприятные условия для повышения родительского интереса к совместным логопедическим играм и упражнениям с ребенком в домашних условиях.

Задачи:

1. Познакомить родителей с играми и упражнениями, способствующими развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста.

Публикация «Мастер-класс для родителей „Играем, слух развиваем“» размещена в разделах

2. Развивать творческий подход родителей к выполнению логопедических упражнений при развитии фонематического слуха.

3. Воспитывать умение положительного взаимодействия на уровне родитель – ребенок при преодолении трудных задач.

Материалы и оборудование: Бумажные листы формата А4, ножницы, клеящий карандаш, рекламные буклеты и старые методические пособия – раздаточный материал для каждого участника мастер-класса. Маленькие контейнеры-шумелки (10шт., колокольчик,

Что же такое фонематический слух?

Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без этой особенности нельзя научиться слушать и понимать речь. Важно различать, анализировать, дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом (воспринимать и различать все звуки речи на слух). При нарушениях фонематического слуха ребенок воспринимает, запоминает и повторяет не то, что ему сказали, а то, что он услышал. Например, слово «тапки» превращается в «папки», «лапки», фраза «Дай подушку» - в «Ай, ушко», «Под душ». В школе это уже приводит к низкой скорости чтения и письма, многочисленным ошибкам.

Что же помогает развитию фонематического слуха у дошкольников? Различные игры, в процессе выполнения которых ребенок слушает, анализирует, действует (хлопает или топает, а потом и сам произносит звуки. Постепенное усложнение заданий позволит добиться максимальной эффективности развития фонематического слуха. Поэтому будем делать упражнение с постепенным усложнением.

Сначала развиваем способность узнавать неречевые звуки, развивая слуховое внимание и слуховую память.

- Закройте глаза и послушайте звуки за окном: «Что шумит? (деревья) Что гудит? (машина) Кто чирикает? (воробей) Кто разговаривает? (люди)». Дома предложите детям закрыть глазки и послушать мир вокруг, кто больше услышит.

- Посмотрите на контейнеры от киндер-сюрпризов, попробуйте по звуку найти одинаковые. Дома вместе с ребенком наполните непрозрачные контейнеры или пластиковые стаканчики любыми «звучащими» материалами (семечками, скрепками, пуговицами, фасолью, бубенчиками, конфеткой, печеньем). Пусть ребенок угадать по звуку, что внутри. Угадавшему приз – конфетка или печенье из стаканчика.

- Закройте глаза, прислушайтесь. С какой стороны доносится звук колокольчика? Справа или слева? Дома поиграйте в игру «жмурки» с детьми. Закрыв глазки ребенку повязкой, попросите его двигаться на оговоренный звук, например, хлопки в ладоши.

- Возьмите карандаш на столе и повторите за мной отбиваемый ритм: I-II-III-I-II-III. Дома дайте ребенку в руки обычный карандаш и попросите постучать по разным предметам из стекла, металла, дерева. Сравните звучание. С закрытыми глазами попробуйте отгадать, по какому предмету стучит карандаш. Повторите ударами карандаша ритм: I-II-I-II-I-II. Попросите ребенка повторить такой же ритм хлопков с паузами.

- Прислушайтесь, где зазвонил телефон, звук тихий, но надо найти его местоположение. Сложно? В домашних условиях можно спрятать тикающий будильник, пока ребёнок в другой комнате. Ребёнок должен прислушаться и определить, в каком месте спрятан будильник.

- Давайте, немножко отдохнем и послушаем звуки природы. Что Вы представляете, когда слышите эти звуки? (Дождь, море, лес, водопад). Для развития фонематического слуха у ребенка полезно слушать аудиозаписи природных звуков (шум дождя, журчание ручья, морской прибой, весенняя капель, шум леса в ветреный день, пение птиц, голоса животных). Обсудите с ребенком услышанные звуки, чем звуки похожи, чем звуки различаются, где их можно услышать?

Дальше учим ребенка различать высоту, силу и тембр голоса.

- Произнесите имя своего ребенка: тихо- громко, радостно-грустно, сердито-доброжелательно. А дома поиграйте с воображаемым щенком. Как щенок лает, когда находится близко (громко? А как он лает, когда далеко (тихо? Ребенок сам «лает» по сигналу взрослого: «далеко» - «близко». Если щенок потерялся, он лает испугано, дрожа от страха. Когда хочет есть, жалобно скулит? А как щенок радостно лает?

Хочу предложить вам подборку таких игр:

1. «Где колокольчик?»

Эта игра направлена на развитие слухового внимания и учит ориентировке в пространстве.

Ребёнок стоит или сидит, закрыв глаза. Взрослый с колокольчиком (или другим звучащим предметом) двигается по комнате и звенит. Малыш, не открывая глаз, должен показать рукой в том направлении, откуда слышится звук.

2. «Какой звук?»

Игра способствует развитию фонематического восприятия, учит выделять одинаковый звук.

Взрослый называет 3-4 слова, в которых есть один и тот же звук: лопата, стол, молоко – ребёнок должен догадаться, какой звук есть во всех названных словах.

3. «Инопланетянин»

Играя в эту игру, ребёнок учится воспроизводить услышанные цепочки слогов.

Говорите малышу, что к вам прилетел в гости с другой планеты инопланетянин. Он не умеет говорить на нашем языке, но хочет с нами подружиться и поиграть. Он будет произносить, а ты попробуй повторить за ним: «Ку-ку-ко. та-то-ту. ша-ча-ша. ма-ма-на.» Сначала роль инопланетянина берёт на себя взрослый, а затем ребёнок.

4. «Назови лишнее»

Взрослый произносит слоговые цепочки: «га – га – га – ха – га, ша – ша – ша – жа – ша». Ребёнок должен топнуть, когда услышит «лишний» слог (который звучит по-другому).

5. «Телеграфисты»

Взрослый и ребёнок – это телеграфисты, которые передают и принимают телеграммы. Сначала взрослый «передаёт содержание телеграммы» : произносит слово по одному звуку: р, а, д, у, г, а. Ребёнок «принимает телеграмму» – называет слово целиком, то есть проводит операцию звукового синтеза. Затем игроки могут поменяться ролями, и продолжить игру.

6. «Не ошибись».

Взрослый показывает малышу картинку и чётко называет её, например, «ромашка». Затем поясняет, что будет называть эту картинку по-разному (правильно или неправильно). Ребёнок должен топнуть ножкой, когда услышит неправильно произнесённое слово.

Взрослый произносит: «Ломашка – ромашка – гомашка - ромачка». Так можно обыграть любое слово. Начинать нужно со слов, простых по звуковому составу, и постепенно переходить к более сложным. Дети с удовольствием играют в эту игру.

7. «Верно – неверно»

Игра похожа на предыдущую. Эта игра учит выделять на слух правильно произнесённое слово.

Взрослый показывает ребёнку картинку и называет её, каждый раз заменяя первый звук: шамолёт, замолёт, самолёт, чамолёт, вамолёт. Малыш должен хлопнуть в ладоши, когда услышит слово, произнесённое верно.

8. «Помоги Незнайке»

Игра совершенствует слуховое внимание и фонематический слух.

Говорите ребёнку, что Незнайка ездил в деревню и рассказал, что он там увидел. Послушай внимательно и исправь ошибки Незнайки.

Примеры предложений:

Коса побежала в огород.

Колова пасётся на лужайке.

Кочка лакает молочко.

Собаха сидит в конуре.

Играйте со своим малышом, и он порадует вас красивой правильной речью.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Играем — речь развиваем» Уважаемые родители! Скоро ваш малыш скоро пойдет в школу, и вы, конечно же, хотите, чтобы школьная жизнь началась для него безболезненно.

Консультация для родителей «С пальчиками играем — речь развиваем» При изучении деятельности головного мозга и психики детей ученые отмечают большое стимулирующее влияние на них функции руки. Существует.

Консультация для родителей «Ложками играем, чувство ритма развиваем» для детей 3–5 летКонсультация для родителей «Ложками играем, чувство ритма развиваем» для детей 3–5 лет Ложками играем, чувство ритма развиваем. Консультация для родителей. Ритм – это чередование звуков и пауз разной продолжительности. Надо.

Консультация для родителей «С крупой играем — речь развиваем»Консультация для родителей «С крупой играем — речь развиваем» Одно из направлений развития ребёнка и гарант успешности в обучении его письму-это развитие мелкой моторики и координации движений пальцев.

Мастер-класс для воспитателей «Играем с пальчиками — развиваем речь»Мастер-класс для воспитателей «Играем с пальчиками — развиваем речь» Мастер-класс для воспитателей «Играем с пальчиками — развиваем речь»Цель мастер-класса:Повышение профессиональной компетентности воспитателей.

Мастер-класс для воспитателей «Вместе весело играем, чувство ритма развиваем» Цель – Знакомство участников с опытом использования упражнений, речевых игр, и музыкальных игр, способствующих развитию у детей чувства.

Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Весело играем — пальчики развиваем»Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Весело играем — пальчики развиваем» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Разрешите представить Вашему вниманию мастер-класс по изготовлению "лепбука" для развития мелкой моторики.

Памятка для родителей «Конструируем, играем, наших деток развиваем»Памятка для родителей «Конструируем, играем, наших деток развиваем» Конструирование для дошкольника – легкая дорога к познанию. Играя с любым конструктором, ребенок познает мир с удовольствием. Собирая.

С пальчиками играем — речь развиваемС пальчиками играем — речь развиваем Массаж кистей и пальцев рук с помощью массажной щётки «Здравствуй правая (левая) рука» Здравствуй, правая рука! Педагог берёт правую.

В судоку играем — логику развиваем!В судоку играем — логику развиваем! Игра своими руками на основе картинок из библиотеки МААМ. История создания судоку. Основу данной игры придумал знаменитый швейцарский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для родителей «Играем, слух развиваем»
Опубликовано: 25 января 2022 в 14:01
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для родителей «Играем, слух развиваем»» (включая файлы) размещена пользователем Эрмине Гулян в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД