Эрмине Гулян
Мастер-класс для родителей «Играем, слух развиваем»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для родителей
«Играем, слух развиваем»
Цель: Создать благоприятные условия для повышения родительского интереса к совместным логопедическим играм и упражнениям с ребенком в домашних условиях.
Задачи:
1. Познакомить родителей с играми и упражнениями, способствующими развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста.
Публикация «Мастер-класс для родителей „Играем, слух развиваем“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Мастер-классы для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
2. Развивать творческий подход родителей к выполнению логопедических упражнений при развитии фонематического слуха.
3. Воспитывать умение положительного взаимодействия на уровне родитель – ребенок при преодолении трудных задач.
Материалы и оборудование: Бумажные листы формата А4, ножницы, клеящий карандаш, рекламные буклеты и старые методические пособия – раздаточный материал для каждого участника мастер-класса. Маленькие контейнеры-шумелки (10шт., колокольчик,
Что же такое фонематический слух?
Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без этой особенности нельзя научиться слушать и понимать речь. Важно различать, анализировать, дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом (воспринимать и различать все звуки речи на слух). При нарушениях фонематического слуха ребенок воспринимает, запоминает и повторяет не то, что ему сказали, а то, что он услышал. Например, слово «тапки» превращается в «папки», «лапки», фраза «Дай подушку» - в «Ай, ушко», «Под душ». В школе это уже приводит к низкой скорости чтения и письма, многочисленным ошибкам.
Что же помогает развитию фонематического слуха у дошкольников? Различные игры, в процессе выполнения которых ребенок слушает, анализирует, действует (хлопает или топает, а потом и сам произносит звуки. Постепенное усложнение заданий позволит добиться максимальной эффективности развития фонематического слуха. Поэтому будем делать упражнение с постепенным усложнением.
Сначала развиваем способность узнавать неречевые звуки, развивая слуховое внимание и слуховую память.
- Закройте глаза и послушайте звуки за окном: «Что шумит? (деревья) Что гудит? (машина) Кто чирикает? (воробей) Кто разговаривает? (люди)». Дома предложите детям закрыть глазки и послушать мир вокруг, кто больше услышит.
- Посмотрите на контейнеры от киндер-сюрпризов, попробуйте по звуку найти одинаковые. Дома вместе с ребенком наполните непрозрачные контейнеры или пластиковые стаканчики любыми «звучащими» материалами (семечками, скрепками, пуговицами, фасолью, бубенчиками, конфеткой, печеньем). Пусть ребенок угадать по звуку, что внутри. Угадавшему приз – конфетка или печенье из стаканчика.
- Закройте глаза, прислушайтесь. С какой стороны доносится звук колокольчика? Справа или слева? Дома поиграйте в игру «жмурки» с детьми. Закрыв глазки ребенку повязкой, попросите его двигаться на оговоренный звук, например, хлопки в ладоши.
- Возьмите карандаш на столе и повторите за мной отбиваемый ритм: I-II-III-I-II-III. Дома дайте ребенку в руки обычный карандаш и попросите постучать по разным предметам из стекла, металла, дерева. Сравните звучание. С закрытыми глазами попробуйте отгадать, по какому предмету стучит карандаш. Повторите ударами карандаша ритм: I-II-I-II-I-II. Попросите ребенка повторить такой же ритм хлопков с паузами.
- Прислушайтесь, где зазвонил телефон, звук тихий, но надо найти его местоположение. Сложно? В домашних условиях можно спрятать тикающий будильник, пока ребёнок в другой комнате. Ребёнок должен прислушаться и определить, в каком месте спрятан будильник.
- Давайте, немножко отдохнем и послушаем звуки природы. Что Вы представляете, когда слышите эти звуки? (Дождь, море, лес, водопад). Для развития фонематического слуха у ребенка полезно слушать аудиозаписи природных звуков (шум дождя, журчание ручья, морской прибой, весенняя капель, шум леса в ветреный день, пение птиц, голоса животных). Обсудите с ребенком услышанные звуки, чем звуки похожи, чем звуки различаются, где их можно услышать?
Дальше учим ребенка различать высоту, силу и тембр голоса.
- Произнесите имя своего ребенка: тихо- громко, радостно-грустно, сердито-доброжелательно. А дома поиграйте с воображаемым щенком. Как щенок лает, когда находится близко (громко? А как он лает, когда далеко (тихо? Ребенок сам «лает» по сигналу взрослого: «далеко» - «близко». Если щенок потерялся, он лает испугано, дрожа от страха. Когда хочет есть, жалобно скулит? А как щенок радостно лает?
Хочу предложить вам подборку таких игр:
1. «Где колокольчик?»
Эта игра направлена на развитие слухового внимания и учит ориентировке в пространстве.
Ребёнок стоит или сидит, закрыв глаза. Взрослый с колокольчиком (или другим звучащим предметом) двигается по комнате и звенит. Малыш, не открывая глаз, должен показать рукой в том направлении, откуда слышится звук.
2. «Какой звук?»
Игра способствует развитию фонематического восприятия, учит выделять одинаковый звук.
Взрослый называет 3-4 слова, в которых есть один и тот же звук: лопата, стол, молоко – ребёнок должен догадаться, какой звук есть во всех названных словах.
3. «Инопланетянин»
Играя в эту игру, ребёнок учится воспроизводить услышанные цепочки слогов.
Говорите малышу, что к вам прилетел в гости с другой планеты инопланетянин. Он не умеет говорить на нашем языке, но хочет с нами подружиться и поиграть. Он будет произносить, а ты попробуй повторить за ним: «Ку-ку-ко. та-то-ту. ша-ча-ша. ма-ма-на.» Сначала роль инопланетянина берёт на себя взрослый, а затем ребёнок.
4. «Назови лишнее»
Взрослый произносит слоговые цепочки: «га – га – га – ха – га, ша – ша – ша – жа – ша». Ребёнок должен топнуть, когда услышит «лишний» слог (который звучит по-другому).
5. «Телеграфисты»
Взрослый и ребёнок – это телеграфисты, которые передают и принимают телеграммы. Сначала взрослый «передаёт содержание телеграммы» : произносит слово по одному звуку: р, а, д, у, г, а. Ребёнок «принимает телеграмму» – называет слово целиком, то есть проводит операцию звукового синтеза. Затем игроки могут поменяться ролями, и продолжить игру.
6. «Не ошибись».
Взрослый показывает малышу картинку и чётко называет её, например, «ромашка». Затем поясняет, что будет называть эту картинку по-разному (правильно или неправильно). Ребёнок должен топнуть ножкой, когда услышит неправильно произнесённое слово.
Взрослый произносит: «Ломашка – ромашка – гомашка - ромачка». Так можно обыграть любое слово. Начинать нужно со слов, простых по звуковому составу, и постепенно переходить к более сложным. Дети с удовольствием играют в эту игру.
7. «Верно – неверно»
Игра похожа на предыдущую. Эта игра учит выделять на слух правильно произнесённое слово.
Взрослый показывает ребёнку картинку и называет её, каждый раз заменяя первый звук: шамолёт, замолёт, самолёт, чамолёт, вамолёт. Малыш должен хлопнуть в ладоши, когда услышит слово, произнесённое верно.
8. «Помоги Незнайке»
Игра совершенствует слуховое внимание и фонематический слух.
Говорите ребёнку, что Незнайка ездил в деревню и рассказал, что он там увидел. Послушай внимательно и исправь ошибки Незнайки.
Примеры предложений:
Коса побежала в огород.
Колова пасётся на лужайке.
Кочка лакает молочко.
Собаха сидит в конуре.
Играйте со своим малышом, и он порадует вас красивой правильной речью.