Галина Фаткина
Играем с камешками Марблс — развиваем речь
▼ Скачать + Заказать документы
«Играем с камешками Марблс - развиваем речь».
(Слайд 1)
(Слайд 2)
Источники способностей
и дарований детей
— на кончиках их пальцев.»
В. А. Сухом линский.
«Рука — это инструмент
Всех инструментов» -
заключал еще Аристотель.
«Рука — это своего рода
Внешний мозг,-
писал Кант.
Публикация «Играем с камешками Марблс — развиваем речь» размещена в разделах
У каждого педагога есть своя «Педагогическая копилка игр и игрушек». Это наиболее любимые игры и приёмы, которые мы используем в своей работе. Сегодня я хочу поделиться с Вами одним из нетрадиционных методов работы с детьми – камешками «Марблс».
(Слайд 3)
Вся жизнь ребенка – это игра. И потому процесс коррекции речи ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, - необходимый элемент в системе логопедического воздействия. Применение камушков «Марблс» - это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей.
Камешки — интересный, доступный для сенсорного развития, и к тому же многогранный материал для множества маленьких затей. Идей достаточно много, как можно использовать с пользой: играть, творить, изучать математику, развивать восприятие, мелкую моторику и логическое мышление.
Дети очень любят собирать различные камешки и играть с ними. Малышей привлекает вс таинственное, а камни обладают какой-то неведомой энергетикой. Детям они приносят радость и положительно влияют на их всестороннее развитие.
Игры с камнями оказывают положительное влияние и на психику ребенка. Даже простое перебирание камешков, рассматривание, поиск самого красивого делает малыша спокойным и уравновешенным, воспитывает любознательность. Камни используются как стимульный материал для свободных ассоциаций ребенка. Использование метода активного воображения позволяет выявить возможные направления работы, прояснить запрос и в большинстве случаев решить проблемы. Работа с камешками предоставляет пространство для творчества и исследования, для индивидуальной и групповой арт-терапии, для снятия усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных переживаний. Занятия с камешками лучше проводить в малых группах (не больше 3 - 5 человек) или индивидуально. Все упражнения могут варьироваться в зависимости от возраста ребенка, его умственной и моторной способности, а также заинтересованности в игре. В ходе упражнений
Немного из истории…. (Слайд 4)
Стеклянный камешек»Марблс»– далекий потомок глиняных камешков, которые многие тысячи лет назад служили игрушками для древних людей. Камешки получили свое название от английского «Марблс» (то есть мраморные). Камешки «Марблс» берут свое начало от развлечений древних римлян и греков.
Можно с уверенностью предположить, что игра в марблс ведет свою историю от времен нашего пещерного предка, когда маленькие неандертальцы играли в свободное время мелкой галькой или шариками из глины. Изделия в виде шариков были обнаружены в различных археологических зонах всего мира. Марблс делались из кремня, камня и обожженной глины. Шарики из глины, предназначенные для игры были найдены в пирамидах Египта и на местах древних городов Ацтеков.
Веками марблс изготавливались из натурального материала. Приблизительно двести лет назад западный мир впервые познакомился с китайскими керамическими шариками. О появлении в обиходе фарфоровых шариков рассказывается в самой первой книге о марблс, изданной в 1815 году в Англии. В 1848 году один немецкий стеклодув изобрел специальный инструмент, похожий на ножницы, с помощью которого можно было быстро изготавливать большие партии марблс. Первые марблс, произведенные при помощи фабричных станков, появились в 1890 году сначала в Германии, а чуть позже в Соединенных Штатах, так как поступление шариков из Европы из-за войны стало затруднительным. В середине прошлого века теперь уже из Японии пришла еще одна технология изготовления марблс, путем смешения стекла и натурального мрамора, что позволяет добиться очень красивых разводов. Началась новая эра в производстве марблс. Кроме того, эффектные марблс полюбились дизайнерам, и они охотно используют их в качестве оформительского материала. Красота марблс завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними. Так эстетическая привлекательность марблс усилила интерес к этой игре у современных детей, в противовес новейшим, высокотехнологичным игрушкам.
Цель использования камешков «Марблс» : (Слайд 5)
разнообразие педагогического процесса
повышение интереса детей дошкольного возраста к развивающим заданиям
развитие мелкой мускулатуры рук
активизация познавательной и мыслительной деятельности.
Чтобы достичь цели, были поставлены следующие задачи:
• формировать правильный захват камешка пальцами рук;
• развивать ориентировку на плоскости;
• обогащать словарный запас;
• формировать фонематические представления.
Форма работы с камешками «Марблс» :
индивидуальная;
групповая.
Требования к организации проведения упражнений с камешками «Марблс» :
для повышения эффективности воздействия при выполнении различных упражнений необходимо задействовать пальцы обеих рук;
подбор упражнений осуществляется с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей;
наличие познавательной направленности упражнений.
Особое внимание уделяем правилам безопасности:
1. Объясните ребенку несколько раз, что камешки «Марблс» несъедобны, невкусны и нельзя их брать в рот!
Проведите ряд опытов и экспериментов для закрепления знаний о стекле и приобретения практического опыта в работе с бьющимися предметами.
Постоянно напоминайте ребенку о свойствах стекла, контролируйте. Очень полезно детям играть с новичками или младшими детьми - тут они выступают в роли более знающего о правилах безопасности и закрепляют свои знания.
Даже если ребенок старше 3 лет, играть он должен только в присутствии взрослых!
5. Не оставляйте наборы в доступном детям месте!
Перечень игр с «Марблс» и их описание. (Слайд 6)
1. Использование камешков «Марблс» при изучении лексических тем
Цель: Закрепление знаний по изучаемой теме и их классификация.
«Заполни картинку камешками»
Звуко – буквенный анализ слов. (Слайд 7)
Цель: развитие навыков звукового анализа и синтеза.
Игры: «Гроздь винограда», «Жираф».
Составление предложений. (Слайд 8)
Цель: развитие связной речи, закрепление предложно-падежных конструкций. Сосчитать сколько слов в предложении, выложить камешками схему.
Тучка и дождик, Цветочная поляна (Слайд 9)
Цель: Совершенствование фонематических процессов.
Ход игры: Положи на вертикальный чистый лист сверху тучку, а снизу выложи полянку из цветочков. Цветочки давно не поливал дождик. Набежала тучка, необходимо полить каждый цветочек. Подбирай слова с заданным звуком и выкладывай камешками струйку дождя : на каждый цветочек капельки от тучки вниз к цветочку.
Например, полей первый цветочек, называя слова начинающиеся со звука [Ш] : шапка, шубка, шустрый, шинель, шкаф, шайба.
Второй цветочек польет дождик, когда ты назовешь слова со звуком [С] в середине слова: маска, миска, каска, лиса, коса, оса.
Третий цветочек польет дождик, когда ты придумаешь слова, где звук [Л] слышится в конце: гол, пенал, пол, зал, бокал, шакал.
Цель: Формирование навыков фонематического анализа.
Ход игры: Заполняем недостающие части на цветах. Камешек можно положить тогда, когда назовешь правильно первый звук в слове:
Аист – «а», сом – «с»,
Облако – «о», мак – «м»,
Удочка – «у», кот – «к»,
Иглы – «и», лук – «л».
Слова подбираются любые.
Игра «Божья коровка», «Бродилки», «Лабиринт». (Слайд 10)
Цель: Автоматизация звука [ж] в начале слова.
Ход игры: У божьей коровки не хватает пятнышек и глазок. Украсим её пятнышками, назвав картинки на звук [ж].
Слова: жаба, живот, жилет, жук, желудь, жетон, журавль, журнал.
Игра «Азбука (Слайд 11)
Цель: закрепить зрительный образ изучаемой буквы, развитие мелкой моторики рук.
Оборудование: камешки «Марблс», карточки с образцами букв для наложения камушков.
Развитие грамматического строя речи (словоизменение и словообразование, согласование) (Слайд 12)
«Помоги»
Помоги Мышке, построив дорожку из камешков, называя при этом слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом ИК. Например: мячик, столик, огурчик и т. д.
Игра «Шаблоны». (Слайд 13)
Цель: развитие мелкой моторики рук.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Давайте и мы с вами поиграем.
ПЕРВОЕ ЗАДАНИЕ:
Обследование камешков
- Перед Вами Вазы, закройте глаза, опустите свои руки в вазы и обратите внимание на форму, текстуру и расскажите какие они (гладкие, скользкие, прохладные, шершавые и т. д)
- Откройте глаза и посмотрите на цвет камешков и назовите одним словом, какие они? (цветные, разноцветные)
- А теперь подумайте, как взрослые, что можно кроме формы, цвета и текстуры предложить детям?
- А сейчас давайте попробуем тактильные ощущения, они бывают:
1. Кулачковые (как можно больше возьмите в кулачок камешков, и раскрыв кулачки, определите визуально, не считая в каком кулачке больше (можно и считать)
2. Щипковый захват (обеими руками возьмите камушки (ведущая рука захватывает больше)
3. Пинцетные (взять камешек большим и указательным пальцем обеих рук, абсолютная тишина, мы еще и послушаем речевые звуки, один камешек уронили в вазу, второй на стол)
- Что за звуки мы услышали? (в вазе – звон, на столе – стук)
Вот так на простом материале дети различают неречевые звуки.
Вопрос: как вы думаете, что можно развивать во время использования таких упражнений? (моторику пальцев, сосредоточенность, тактильные ощущения)
ВТОРОЕ ЗАДАНИЕ:
ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТАЦИЯ
- Первый человек – возьми зеленый камень правой рукой и положи слева от себя;
- Второй человек – возьми красный камень левой рукой и положи справа от себя;
- Третий человек – возьми оранжевый камень и положи перед собой;
- Четвертый – возьми желтый камень и положи сзади посуды;
Вопрос: Какие понятия можно формировать этим упражнением?
(закрепляем понятия слева, справа, сзади, впереди и т. д)
ТРЕТЬЕ ЗАДАНИЕ:
Игра «Выложи по образцу» (каждому педагогу раздаются карточки, на которых надо выложить узор).
Игра «Знакомство с буквой» (педагогам раздаются карточки с образцами букв для наложения камешков).
Игра «Подбери камешек» (раздаются предметные картинки для звукобуквенного анализа слов)