Ольга Колчина
«Игра в жизни современного ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра в жизни современного ребенка
Вы знаете, уважаемые коллеги, следуя Федеральным Стандартам мы в своей работе должны предусмотреть зону ближайшего развития детей. И так, нашим деткам исполняется 3 года. И в наших группах начинается развиваться игра. Вот об этом хотелось бы сейчас поговорить, пока мы только начинаем.
Знаете ли вы, что…
Оказывается, современная детская игра находится в глубоком упадке. Специалисты говорят о возникшей проблеме игры. Как? Возразите вы. И начнете доказывать - мы только и делаем, что играем. Постоянно используем на занятиях и в совместной деятельности игровые приемы, занятия проводим в игровой форме, с помощью игровых приемов адаптируем детей, вовлекаем, умываем. Игру используем для приобретения новых умений, представлений, для формирования полезных навыков и пр. Об этом, в частности, свидетельствуют многочисленные методы педагогической работы, в которых так или иначе присутствуют термины «игровая форма», «игровые средства», «игровые технологии», «игровые занятия» и пр. Игра подменяется игровыми приемами и методами обучения, игровыми технологиями и все более становится не самостоятельной деятельностью ребенка (при том - ведущей, а средством обучения.
Публикация «„Игра в жизни современного ребенка“» размещена в разделах
В режиме дня детских образовательных учреждений на свободную игру фактически не остается времени.
Все это и является одной из главных причин «ухода игры» из дошкольного образования. Мы подменяем игру игровыми формами обучения. Игра как бы не исчезает, а становится средством обучения, т. е. «полезной» и направленной на усвоение нового.
(Исследования специалистов показали, что низкий уровень игры, когда он сводится к однообразным действиям с игрушками, наблюдался у 60% детей. Средний уровень, когда ребенок принимает роль и намечает сюжет, встречался в два раза реже (у 35% детей). Высокий уровень, для которого характерны развернутые ролевые отношения и создание игрового пространства, зафиксирован только в исключительных случаях (у 2-х детей из ста) исследование детей проводилось в д/садах г. Москвы)
Ценность игры для детского развития признается практически всеми специалистами. Действительно, в современной дошкольной педагогике значение игры не отрицается. А, напротив, постоянно подчеркивается. Однако значение игры преимущественно рассматривается как чисто дидактическое.
В связи с этим необходимо четко обозначить отличия игры как самостоятельного вида деятельности.
1. Прежде всего, игра – это свободная активность, лишенная принуждения и контроля со стороны взрослых. Взрослые не имеют права вмешиваться в игру, запрещать или прерывать её. Они могут только наблюдать, участвовать или помогать по просьбе детей. Игра является главной и фактически единственной формой проявления инициативности и самостоятельности детей 3-5 лет. Такая самостоятельная активность позволяет ребенку почувствовать и увидеть результаты своей активности, воплощение своего замысла и, в конечном счете, себя, что имеет неоценимое значение для формирования самосознания и чувства своей активности.
В отличие от этого использование игровых приемов обучения предполагает не только инициативу взрослого, но и его прямое руководство. Ребенок выполняет задания и инструкции взрослого, отвечает на его вопросы, следует его указаниям и пр. Все это никак не ведет к развитию его инициативности и самостоятельности.
2. Игра привносит эмоциональный подъем, причем источником удовольствия является сам процесс деятельности, а не её результат или оценка. Играющие дети получают удовольствие от того, что они сами строят воображаемую ситуацию и выполняют принятые ими роли и соблюдают правила, придуманные ими самими. Они сами хотят действовать правильно, в соответствии со своими представлениями о должном. Достаточно вспомнить меткое определение Л. С. Выготского: игра – это «правило, ставшее аффектом», или «понятие, превратившееся в страсть». Ребенок сам пытается преодолеть импульсивные действия, чтобы получить удовольствие более высокого порядка. Именно это определяющим образом влияет на развитие мотивационной сферы, становление иерархии мотивов и личностных механизмов поведения.
В случае игровых форм обучения (а не настоящей игры) действия ребенка направлены преимущественно на оценку взрослого, и ведущей здесь становится мотивация достижения, которая всегда порождает сравнение с другими и конкурентные установки. Доминирование подобных установок уже в дошкольном детстве влечет за собой множество межличностных и внутриличностных проблем (демонстративность, обидчивость, агрессивность и пр.)
3. Игра – это проба, спонтанное, активное опробование себя и предмета игры. Она не может подчиняться какой-либо программе, обязательным правилам или строгому плану. Это всегда импровизация, неожиданность, сюрприз. Даже если это игра по правилам, то выигрыш заранее не определен и элемент случайности неизбежен. Такая спонтанная импровизация становится источником поиска новых замыслов и решений. Она стимулирует творческую активность детей, их самовыражение. Благодаря этому игра становится источником творческого воображения и общей креативности.
В отличие от этого игровые методы обучения предполагают следование определенным образцам, однозначные правильные действия или ответы на вопросы, что никак не способствует формированию творческого начала. Игры по разработанному взрослым сценарию, как и использование игрушек или сказочных сюжетов на занятиях, не имеет ничего общего с настоящей игрой.
Развитая игра предполагает создание и удержание воображаемой ситуации и одновременное существование ребенка в реальном и воображаемом пространстве («как будто», «понарошку»)
Очевидно, что для реализации образовательной программы, построенной на игре, дети должны уметь играть. Для того чтобы выполнить свою ведущую роль и действительно стать средством развития ценных личностных качеств, сама игра должна иметь определенный уровень развития, соответствующий возрасту. Это значит, что дети должны принимать роли или наделять ими игрушки, осуществлять игровое и реальное взаимодействие, удерживать определенный сюжет, использовать предметы-заместители, моделировать игровое пространство. (Слайд 3)
Исследование показало, что игра может задавать зону ближайшего развития, т. е. быть ведущей деятельностью, только в случае своего полноценного развития.
У дошкольников с низким уровнем развития игры остаются неразвитыми произвольность, самоорганизация и мотивационная сфера личности. Использование игры в качестве основной работы с детьми дошкольного возраста предполагает достаточно высокий уровень развития игры. Однако, как показывают исследования, реальный уровень развития игры у современных дошкольников довольно низкий.
Прямым следствием дефицита игры является целый комплекс проблем в развитии современных детей, которые отмечают и психологи, и педагоги. Среди них – ситуативность поведения, зависимость от взрослого, от среды, невозможность самоорганизации детей, дефицит воображения и внутреннего плана действия, недоразвитие воли и произвольности, коммуникативные трудности, бессодержательное общение, неразвитость мотивационно-смысловой сферы. Все эти качества и способности в дошкольном возрасте складываются и развиваются в игре, поэтому её отсутствие (или примитивный уровень) ведут к деформации развития данных ключевых личностных образований.
Все это вызывает естественную тревогу педагогов и побуждает к поиску путей восстановления полноценной игры в жизни детей и в дошкольном образовании.
Специалисты намечают ряд следующих условий, способствующих возвращению игры.
Прежде всего, это – открытость образовательной программы. В настоящее время дети и взрослые в детских садах существуют в жестких рамках образовательных занятий, предписанных программой. Ни взрослые, ни дети не имеют возможности выбрать занятия и материалы для собственной активности. В такой ситуации нет и не может быть места для свободной игры. Учитывая мощный развивающий потенциал игры, образовательная программа для дошкольников должна предусматривать специальное время для этой деятельности (не менее 1-2 часов в день) и возможность свободного и содержательного общения детей. Это – необходимое условие для появления детской игровой инициативы.
Еще одним важным условием развития игры является адекватная предметно-пространственная среда. Такая среда предполагает гибкость и трансформируемость пространства, возможность использования разных предметов (мебели, тканей, мягких модулей и пр.) для самостоятельного построения игровой ситуации.
Полифункциональность среды и игровых материалов, наличие предметов-заместителей (природного или бросового материала, многофункциональных игрушек) также стимулируют создание игровых замыслов.
Между тем в наших детских садах преобладают стационарные игровые уголки и закрытые реалистические игрушки с фиксированным способом действия (резиновые или пластмассовые овощи и фрукты, пластмассовая кухонная утварь, посуда, инструменты и пр.). Такие игрушки провоцируют детей на стереотипные и однообразные способы действий. К тому же дети быстро теряют к ним интерес, поскольку их набор остается неизменным довольно продолжительное время.
Результаты обследования показали, что уровень игры детей зависит от организации предметной среды. Там, где дети могут самостоятельно создавать игровое пространство с помощью предметов-заместителей и подручных материалов, уровень игры существенно выше.
Но, конечно, главным условием формирования игры является позиция воспитателя, его игровая компетентность. Дошкольный педагог сам должен уметь играть и заряжать детей своей эмоцией. Для этого нужны специфические личные качества: открытость, артистичность, эмоциональная выразительность и – сто особенно важно – серьезное отношение к игровой ситуации.
Еще одно важное качество воспитателя, способствующее игре, - тактичность и чуткость. Игрой нельзя управлять директивно, давая указания и контролируя действия детей. Здесь важно быть непосредственным участником действия, удерживая в то же время общий план общий план и замысел. Самый важный и тонкий момент при руководстве игрой – это соблюдение меры собственной активности, понимание того, когда нужно взять на себя ведущую роль, когда подыграть детям, а когда «уйти в сторону» и ограничиться скрытым наблюдением. Поддержка игры предполагает косвенное, не директивное руководство. Здесь недопустимы как авторитарная, дидактическая позиция взрослого, так и его полное устранение от игры детей, игнорирование их инициативы. Однако практика показывает, что именно эти две тактики наиболее часто встречаются в детских садах.
И, конечно, для дошкольного педагога важно знание разнообразных игр. Без игровой компетентности педагога невозможна развитая игра детей. А игра – практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу, именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и начинают хотеть действовать правильно. Самостоятельное регулирование своих действий превращает ребенка в сознательного субъекта своей жизни, делает его поведение осознанным и произвольным.
Следует отметить, что в последнее время во всем мире разворачивается общественное движение в защиту детской игры. 1 февраля 2013 г. ООН объявила о принятии Комментария к ст. 31 Конвенции о правах ребенка, провозглашающей право на игру.
Воспитатель Колчина О. Г.
«Серпантин» 2015 г.