Аноним
«Идём в школу с радостью». Конспект тренингового занятия для родителей будущих первоклассников
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение «Могойтуйский детский сад «Туяа»
«Идём в школу с радостью»
Тренинговое занятие для родителей будущих первоклассников
Воспитатель: Санданова Туяна Карловна
пгт. Могойтуй
Цель: снижение уровня тревоги перед трудностями адаптации к школе.
Задачи:
Развитие коммуникативных умений родителей и детей для успешной адаптации к школе.
Публикация «„Идём в школу с радостью“, Конспект тренингового занятия для родителей будущих первоклассников» размещена в разделах
Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком, ребёнка со сверстниками и взрослыми — будущего школьника.
Расширение возможностей понимания своего ребенка.
Развитие умения осмысливать свои поступки, взглянуть на себя со стороны.
Развитие умения думать о себе и ребенке в позитивном ключе.
Предварительная работа: создание газеты «Школьные годы чудесные» (на плакате приклеены фото родителей в школьном возрасте, дети должны отгадать, кто из родителей на фото. Газета помещена в приёмной.
Материалы: листочки, ручки, «Школьные объяснялки» (Презентация «Говорят дети…», бланки для обратной связи
Содержание.
1. Игра-перекличка. Для её организации используются сведения о детях, собранные заранее со слов детей. Например,
-есть ли у нас родители мальчика, у которого живут собака, кот и кролик? Он очень много помогает по хозяйству и любит решать примеры по математике и играть в ролевые игры.
2. Учим детей знакомиться.
Родители находятся в очень близкой эмоциональной связи со своими детьми. Поэтому могут существенно повлиять на процесс адаптации к школе. Если они будут тревожиться и волноваться, то могут помешать ребёнку. Если будут знать сигналы неблагополучия. То, оставаясь спокойными, помогут ему. Что важно для ребёнка в первые дни в школе? Суметь познакомиться с другими детьми.
Задание 1. Знакомство в роли взрослых.
Предлагается как родителю назвать своё имя и как можно больше качеств, которые начинаются на первую букву имени.
Задание 2. Предлагается представить себя ребёнком и познакомиться с соседом справа. Затем обсуждаются способы, какими дети могут познакомиться друг с другом, их эффективность возможность обучения детей этим способам знакомства.
3. Учим устанавливать дружеские связи.
Детям важно не только знакомиться, но и устанавливать дружеские связи. Дети делают это разными способами: предлагают игры, включаются в предложенные или привлекают внимание «шутовством», драками или какими-то другими способами.
Задание 3. Войдя в роль ребёнка, нарисовать словесный портрет ребёнка, с которым хочется общаться, и с которым не хочется. (запись на листочках или на доске). Подумать, какому портрету ближе собственный ребёнок и что сделать, чтобы приблизить его к желаемому образу.
Задание 4. Вспомнить игру, интересную 6-летним детям и провести её с группой. Подумать, как к началу учебного года научить детей нескольким играм. (Ведущему нужно в запасе иметь игры в запасе на случай, если родители ничего не могут вспомнить.)
Разминка.
Игровое упражнение «Инструкция».
Уважаемые родители! Хорошо, если Ваш ребенок в трудный первый год учебы будет ощущать Вашу поддержку. «Давай еще раз попробуй; еще чуть-чуть постараешься, и будет намного лучше». Ваша вера в успех, спокойное ровное отношение помогут ребенку справиться со всеми трудностями. Одной из этих трудностей может стать выполнение словесных инструкций. Данное упражнение поможет осознать это и развить у ребёнка умение слышать инструкцию, запоминать её и правильно выполнять.
Итак, «Нарисуй столько кружочков, сколько месяцев в году. Подчеркните 1-й, 3-й и 5-й кружочек. Зачеркните 9-й и 10-й. Закрасьте столько кружочков, сколько дней в неделе». Затем усложняем задание и проговариваем инструкцию полностью и только один раз: «Нарисуйте 10 квадратов, заштрихуйте 2-й, 4-й, 6-й и 8-й».
Ещё одно задание. Перед Вами геометрические фигуры. Нарисуйте одну из представленных фигур, которая не круглая, имеет углы, но их не три, а стороны не все одинаковые.
4. Общий язык со взрослыми.
Для ребёнка в школе важно найти общий язык не только со сверстниками, но и со взрослыми. Однако здесь дело обстоит сложнее, поскольку окружающие его педагоги являются носителями определённых ценностей, что и определяет направление их воспитательной деятельности. Ребёнку будет комфортно, если ценностная основа педагога будет близка к той, которая принята в семье. Но педагог один, а семей, отдающих ребёнка в один класс, много, поэтому стоит согласовать ценностные основы воспитания, чтобы принять некие общие для всего класса положения и добиваться их реализации и в школе, и дома.
Вариант 1.
Задание 5. Подумать и сказать, какие качества родители хотят воспитать у своего ребёнка в первую очередь. Каждое качество записывается на отдельном листочке бумаги. Затем родители обсуждают их и ранжируют по степени значимости. Например:
Уважение к себе
Уважение к окружающим
Доброта
Честность
Любовь
Ответственность
Отзывчивость
Любознательность
Порядочность
Мужественность
Волевые качества
Самодостаточность
Трудолюбие
Старательность
Уверенность в себе
Понимание других
Вариант 2. Упражнение «Образ учителя, которому я доверяю».
Вопросы:
-Из чего складывается ваш образ учителя, мнение о педагоге, к которому желаете отдать ребёнка?
-что делать, чтобы лучше узнать педагога школы?
- каким образом будут отдавать ребёнка в школу, будет ли важна личность учителя, будут ли специальные запросы в школе. Объяснение того, как формируются сейчас классы. (поровну детей по способностям). Типы педагогов: стремящиеся дать знания через дисциплину, но без привязанности и эмоций, эмоциональные добрые, но может хромать дисциплина, жёсткие, к которым нежелательно отдавать тревожных детей и т. п.
5. Учимся хвалить.
Когда ребёнок проявляет себя так, как это нравится взрослым, когда он радует их, они, как правило, хвалят его и закрепляют эти проявления. Важно, чтобы педагоги и родители подкрепляли одно и то же поведение, в противном случае, ребёнок почувствует себя в ситуации неопределё нности: непонятно, почему одни значимые взрослые меня за это хвалят, а другие не замечают и даже ругают.
Задание 6 .
Запись на доске с ответами на вопросы: За что буду хвалить ребёнка; За что буду ругать? (2 колонки).
Упражнение «100 способов похвалы»
Психологически родители должны быть готовы не только к трудностям, но и к успехам ребенка. Часто, хваля ребенка, взрослые словно боятся, что он зазнается или разленится, и добавляют ложку дегтя в бочку меда: «Хорошо, ты порадовал меня! Если бы еще так же радовал меня по математике.» Но, даже хваля ребенка, взрослые часто используют небольшой запас слов. Для начала давайте каждый скажет слова похвалы и разнообразные способы похвалы.
Родители называют слова и способы похвалы.
Теперь я предлагаю Вам разбиться на пары. В каждой паре один выполняет роль первоклассника, а другой – роль учителя. Первая ситуация : Ваш ребёнок получил 5 по чтению. Похвалите его. Теперь поменяйтесь ролями и обыграйте эту же самую ситуацию. Вторая ситуация: В дневнике учитель оставил запись с благодарностью за активное участие ребёнка в субботнике. Похвалите ребёнка. Теперь поменяйтесь ролями и обыграйте эту же самую ситуацию.
Теперь скажите, пожалуйста, Вам нравилось, когда Вас хвалили?
Когда было приятнее: когда похвала была в одном слове или более щедрая?
Ваши ощущения после похвалы?
Хотелось получить ещё пятёрку и стать ещё активнее?
Я думаю, что всем понятно: Не стоит быть скупыми на похвалу! Хвалите своих детей чаще даже за незначительные успехи и восхищайтесь ими! Это обязательно вызывает у будущих наших первоклассников желание быть ещё лучше! (памятки «99 способов похвалы»)
Задание 7.
Упражнение «Ваша реакция»
«Представьте, что ребёнок приносит Вам тетрадь с некрасиво написанными буквами или цифрами. У Вас меняется выражение лица, поза, вы что-то говорите. Обратите внимание на свои жесты, на то, какие слова вы произносите. Подумайте, какой эффект могут вызвать у ребёнка следующие Ваши высказывания (уверенность в своих силах, чувство тревоги, нежелание идти в школу, чувство вины, неверие в свои силы) :
- сегодня у тебя получилось лучше, чем вчера, а в следующий раз будет ещё лучше; (уверенность)
- если ты напишешь лучше, я буду любить тебя ещё сильнее; (чувство тревоги, нежелание ходить в школу)
- учись так, чтобы мне не приходилось за тебя краснеть; (чувство вины)
- ты, наверное, будешь двоечником. (неверие в свои силы)
Текст выводится на экран, со слов родителей эффекты вписываются красным шрифтом.
6. Учим справляться с конфликтами.
Важная проблема – как научить ребёнка реагировать на конфликты, потому что в детской среде они обязательно будут. Некоторые родители считают, что конфликты недопустимы, они свидетельствуют о плохо организованном воспитании. Думается, что полное отсутствие конфликтов приведёт к изнеженности детей и как следствие, формированию у них неуверенности в себе.
Задание 8. Родители делятся на пары и из детской позиции пытаются конструктивно разыграть ситуации конфликтов, предложенные им ведущим.
Н-р, «Вспыльчивый мальчик толкнул другого».
Разминка.
Игра «Школьные объяснялки»
Уважаемые родители, наверняка, вернувшись из школы, ребёнок захочет вам многое рассказать. Но поймете ли вы его — вот вопрос! Ваши дети отвечали на вопросы о школе. Эти ответы я вам сейчас зачитаю. Ваша задача — назвать объясняемое детьми понятие. дополнительно Презентация «Говорят дети…» .
Обсуждение ответов детей, выделяется общие тенденции.
Вывод по презентации.
7. Учимся сами реагировать на конфликт ребёнка.
Важно не только научить ребёнка правильно действовать, но и самому грамотно реагировать на сообщение о случившемся у ребёнка конфликте. Главное здесь – не обещать ребёнку наказать обидчика или обвинить его самого, но оказать ребёнку поддержку – ресурс, при помощи которого он смог бы разрешить конфликт самостоятельно.
Задание 9. Каждый участник получает листок с жалобой ребёнка на случившийся конфликт. Ему необходимо предъявить группе свою реакцию.
Задание 10. Участники становятся в 2 круга лицом друг к другу, образуя пары. Им необходимо различными способами в течение минуты оказать поддержку друг другу. По сигналу ведущего члены внутреннего круга сдвигаются на шаг вправо. Таким образом движение идёт до тех пор, пока все участники не повзаимодействуют друг с другом.
Презентация стенгазеты «Школьные годы чудесные».
А ещё мы хотим поблагодарить родителей, которые принесли фотографии из своего школьного прошлого, благодаря которым мы оформили стенгазету «Школьные годы чудесные». Ребята среди множества фотографий будут искать знакомое лицо мамы или папы, познакомившись таким образом со школьной жизнью родителей.
8. Итог занятия. Обратная связь. Участникам предлагается поделиться своими мыслями и чувствами по поводу занятия.
Либо как вариант.
Родителям раздаются бланки для обратной связи, где участники тренинга отвечают на вопросы :
• Понравилась ли Вам сегодняшняя встреча?
• Чем полезная именно для Вас была данная встреча?
• Узнали ли Вы что - то новое о себе и своем ребенке?
• Ваши пожелания педагогам.
Литература.
1. «Школьный психолог» № 20, октябрь 2006 г.
2. https://nsportal.ru-Тренинговое занятие для родителей будущих первоклассников «В школу с радостью» с использованием ИКТ- Карпова О. В.