Валентина Игнашова
Программа для детей 3–4 лет «Художественная аппликация»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Актуальность. В дошкольных учреждениях с целью обучения детей третьего и четвертого года жизни традиционно проводятся занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим, развитию движений, музыкальные занятия, дидактические игры по сенсорному развитию, занятия по конструктивной и изобразительной деятельности.
В разных видах изобразительной деятельности воспитатель решает конкретные задачи, обусловленные возрастными особенностями детей 3-4 лет. Для развития детского творчества и овладения изобразительной деятельностью необходимо учитывать интересы детей, использовать разнообразные темы занятий и формы организации (индивидуальные и коллективные работы). Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является – работа с бумагой.
Темочки:
- Аппликации. Методические разработки
- Аппликации. Программы
- Аппликация. ВСЕ виды аппликации
- Младшая группа
- Поделки. Мастерим с детьми
- Темочки
Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке.
Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности. Занятия аппликацией при направленном руководстве и при использовании соответствующих возрасту методов и приёмов дают большой обучающий и развивающий эффект.
Дети успешно овладевают техническими навыками аппликационных операций : создают из ладошек выразительные образы, приклеивают вырезанные воспитателем бумажные формы, создавая, при этом композиции. Составляют из отдельных частей целое, упражняются в равномерном размещении элементов по площади листа; успешно овладевают сенсорными эталонами; приобретают первоначальные навыки поисковой деятельности; усваивают простейшие навыки совместной работы; активно общаются друг с другом и воспитателем.
Сформированные навыки и умения, способствуют ускоренному развитию аналитико-синтетических процессов, способности к комбинированию, преобразованию, что является одним из компонентов успешного обучения ребёнка в школе
Цель: Развитие творческих способностей, воображения, фантазию, художественные способности в процессе работы с бумагой (аппликация).
Основные задачи:
-развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;
-развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;
- учить детей правильно подбирать предметы по форме, цвету, величине.
- чередовать предметы по цвету, форме, величине.
-учить создавать коллективные работы.
-воспитывать аккуратность, внимание, усидчивость.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы составляет 3 - 4 года (2 младшая группа).
Сроки реализации программы – 1 год обучения.
Режим работы кружка: Занятия кружка проводятся один раз в неделю в форме совместной деятельности во второй половине дня. Продолжительность занятия в младшей группе:15 -20 минут.
Продолжительность образовательного процесса составляет - 29 занятий.
Занятия носят как коллективные, так и индивидуальные формы работы. ;
Ожидаемые результаты.
• использовать в работе приёмы обрывной аппликации, раскладывать вырезанные детали на бумаге, а затем их наклеивать, тщательно смазав клеем;
• правильно держать ножницы и резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник, вырезать круги из квадрата, овал – из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы;
• подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию;
• аккуратно использовать материалы.
В результате реализации кружка удастся положительно повлиять на развитие эстетического восприятия мира, природы, художественного творчества детей, познавательных и коммуникативных способностей, цвето-восприятие, образное мышление.
И самое главное разовьют умелость рук, мелкую моторику, когда движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Дети станут более усидчивыми, станут стремиться довести начатое дело до конца, активизируется речевая активность.
Материально-техническое обеспечение:
1. Наглядные материалы: • Иллюстрации к темам.
2. Картинки, книжки - раскраски.
3. Принадлежности для аппликации : альбомные листы А-4,заготовки из бумаги
• Цветная бумага и цветной картон, Клей, кисточки, краска, мягкие салфетки.
• Самоклеящаяся и гофрированная бумаги, наборы для детского творчества.
• Простые и цветные карандаши
Результаты освоения программы.
Результаты развития детей предполагается отслеживать с помощью проведения мониторинга два раза в течение учебного года, основанного на наблюдениях за детьми, заполнив следующую диагностическую карту:
№ п/п
Ф И ребенка
Навыки умения Всего баллов
Уровень
1. Выкладывание форм
в определенной последовательности
(узор) 2. Выкладывание изображения
(предмет) 3. Владение техническими навыками Итого по 3 параметру
намазывание
формы
наклеивание
аккуратность
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Итого
Примечание: в показателе под номером 3 выставляется только итоговый балл.
Низкий уровень (1 балл) Средний уровень
(2 балла) Уровень выше среднего
(3 балла) Высокий уровень
(4 балла)
Даже на первом этапе после подсказок и объяснений допускает грубые ошибки. Не понимает закономерности узора
Выполняет после небольших подсказок, ритм улавливает не сразу.
Выполняет самостоятельно. На первых шагах возможно уточняющие вопросы взрослому. Соблюдает ритм.
Выполняет самостоятельно. Чувствует ритм изображения. Вносит инициативу, творчество
Высокий уровень кол-во ___; ___%
Выше среднего кол-во ___; ___ %
Средний уровень кол-во ___; ___%
Низкий уровень кол-во ___; ___%
Итогом в реализации программы является выставки детских работ в детском саду; дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам); составление альбома лучших работ.
Список детей посещающих кружок «Художественная аппликация».
Тематический план занятий кружка «Художественная аппликация»
Октябрь
Неделя Тема Цель Оборудование
1-я Диагностика
2 –я «Консервируем овощи»
(Колдина стр 14) Учить детей наклеивать готовые формы, различать и называть основные цвета: красный, зеленый, желтый. Учить детей пользоваться кистью. Клеем, клеенкой и тряпочкой. Светлая основа в форме банки форматом альбомного листа. Готовые фигуры:
- круги красного, зеленого, желтого цвета диаметром 3см;
- Овалы зеленого цвета 2*4,5см. Клей, кисть клеевая, клеенка, тряпочка.
3 –я «Фрукты в вазе»
(Колдина стр 15) Учить детей наносить клей на деталь и наклеивать ее на лист. Продолжать знакомить с зеленым цветом, учить соотносить цвет с его наименованием. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим Цветной картон, на который заранее наклеена ваза; вырезанные из цветной бумаги яблоки и груши желтого и зеленого цветов; клей, кисточка для клея, тряпочка, клеенка-подкладка.
4 - я «Листопад»
(Лыкова стр42) Создание аппликативной композиции из готовых форм (листьев) разными цветами на голубом фоне. Освоение техники обрывной аппликации (разрывание полосок бумаги на мелкие кусочки). 2-3 листа бумаги голубого цвета большого формата или кусок обоев длиной 2-3 м (для коллективной композиции); готовые формы - листочки разного цвета и размера, вырезанные воспитателем или детьми старших групп, - не менее 3-х на каждого ребёнка; полоски бумаги жёлтого, красного, оранжевого цвета (для обрывной аппликации); клей, клеевые кисточки, салфетки бумажные и матерчатые; клеёнка большого размера или старые газеты для застилания пола или столов во время работы с клеем. Красивые осенние листья разного цвета и размера, собранные детьми на прогулке.
Ноябрь.
Неделя Тема Цель Оборудование
1-я «Грибная полянка»
(Лыкова стр 46) Изготовление лесной полянки способом обрывной аппликации И изображение грибов, Листы бумаги голубого, жёлтого или светло-зелёного цвета для составления композиции, готовые формы для наклеивания грибов - прямоугольные или овальные ножки и круглые или полукруглые шляпки (по 2 комплекта элементов, контрастных по размеру, клей, клеевые кисточки, салфетки бумажные и матерчатые; цветные карандаши или фломастеры для дополнения аппликации рисунками. Вариативные образцы для показа способа создания образов.
2 –я «Колобок на окошке»
(Лыкова стр. 84) Учить детей создавать сюжетную композицию из обрывного по контуру круга и смятых комочков салфеток. Учить наклеивать скатанные большие комочки бумаги на картон. Салфетки желтого и белого цветов, лист голубого картона, клей, кисть для клея, тряпочка, клеенка-подкладка.
3 –я «Дождь, дождь»
(Лыкова стр. 50) Аппликативное изображение тучи : наклеивание готовых форм на фон, приклеивание рваных кусочков бумаги вторым слоем. Рисование дождя цветными карандашами. Листы бумаги голубого цвета для фона; силуэты туч, вырезанные воспитателем из цветной и фактурной бумаги; полоски бумаги синего, голубого и белого цвета; клей и клеевые кисточки; цветные карандаши; салфетки бумажные и матерчатые.
4 – я «Весёлые зонтики»
(приложение занятие 1) Учить детей создавать аппликативные композиции на основе пейзажных рисунков. Совершенствовать изобразительную технику: закрепить умение закруглять уголки для получения купола зонтика, показать варианты оформления края (зубчики, маковки, познакомить с новым приемом оформления аппликации – раздвижение. Рисунки осеннего неба, выполненные детьми в самостоятельной художественной деятельности, для фона аппликаций. Если не удается выполнить рисунки, в качестве фона можно использовать листы цветной бумаги. Бумажные квадраты и прямоугольники разного цвета для вырезания детьми зонтиков, набор цветной бумаги, ножницы, клей, клеевые кисточки, салфетки бумажные и матерчатые, клеёнки, коробочки для обрезков.
Декабрь
Неделя Тема Цель Оборудование
1-я «Белая шубка для зайки»
(Приложение занятие 3)
Формировать умение передавать образ предмета (зайца) посредством объемной аппликации; учить основному приему в аппликативной технике «бумажная пластика» : скатывание в комок (предварительная работа); умение работать с клеем, приклеивать детали, прикладывать близко друг к другу; учить работать на заданном пространстве; обогащать сенсорные впечатления (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги); развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер; Лист цветного картона (синий, голубой); рабочие заготовки для детей : комочки из белых салфеток, тарелочки. Клей, кисточки, подставки для кисточек, влажные салфетки.
2 –я «Волшебные
снежинки».
(Лыкова стр. 66) Наклеивание шестилучевых снежинок из трёх полосок бумаги с учётом исходной формы (круг, шестигранник, дорисовывание узоров фломастерами или красками (по выбору детей).
Бумажные формы (круги и шестигранники) одного размера, но разного цвета - тёмно-синего, фиолетового, сиреневого, малинового, тёмно-зелёного, чёрного; полоски бумаги белого цвета для составления снежинок; клей, клеевые кисточки; фломастеры, краска (гуашь) белого цвета; стаканчики с водой, тонкие кисти, матерчатые и бумажные салфетки. Вологодские кружева для рассматривания. Варианты снежинок, составленных из белых полосок на цветных кругах и шестигранниках.
В качестве фона - плотная бумага или картон разного формата и цвета (для свободного выбора детьми) ; детали из бумаги для наклеивания : ватные или бумажные диски (диаметр 6 см,5 см,4 см) «морковки»(детали красного цвета,изображающие морковку) шапочки (трапеции, вырезанные из бумаги разного цвета, «пуговки»(круги разного цвета для свободного выбора детьми); клей, кисти, фломастеры для дорисовки.
3 –я «Снеговик»
(Приложение занятие 2) Приобщать детей к искусству аппликации,формировать интерес к этому виду деятельности. Выкладывая на листе бумаги детали разной величины, составлять из них изображение снеговика. Формировать умение аккуратно пользоваться клеем,наклеивать детали, используя прием примакивания. Вызывать радость от полученного результата.
4 - я «Праздничная
Ёлочка»
(Лыкова стр. 74) Создание образа новогодней ёлки из 3-5 готовых форм (треугольников, трапеций); украшение ёлки цветными «игрушками» и «гирляндами» (способом примакивания и тычка). Экспериментирование с художественными инструментами (кисти разного размера, ватные палочки, штампики) и материалами. Бумажные треугольники зелёного цвета одинакового или разного размера (на усмотрение педагога, листы бумаги яркого цвета и слаботонированные (светло-голубые, светло-жёлтые, нежнорозовые, нежно-сиреневые и пр., клей, клеевые кисточки, гуашевые краски, кисти, ватные палочки, фломастеры, банки с водой, салфетки бумажные и матерчатые. Несколько высокохудожественных открыток и 3-4 самодельные открытки с ёлочками, выполненные воспитателем накануне занятия; настенный перекидной календарь с красивым рисунком или фотографией новогодней ёлки.
Январь
Неделя Тема Цель Оборудование
1-я
«Шубка для овечки» (Приложение занятие 5) Учить располагать декоративные элементы (комочки) в определённых частях силуэта; закреплять навыки аккуратного наклеивания; развивать творческое мышление, воображение, внимание, мелкую моторику; воспитывать любовь к природе. Шаблон из цветной бумаги: туловище, крылышки, хвост, голова, грудка, клюв, глаза, 1/2 альбомного листа голубого цвета с нарисованной веткой, клеенки, кисточки, клей, тряпочки.
2 –я
"Прилетели снегири" (Приложение занятие 4) Упражнять детей в составлении изображения из готовых форм с опорой на образец, учить держать кисточку, закреплять умения намазывать детали клеем и приклеивать их. Развивать у детей творческие способности, мелкую моторику рук, развивать умение передавать образ птиц с помощью геометрических фигур. Воспитывать бережное отношение к живой природе и желание заботиться о птицах. Шаблоны рисунков на бумаге или картоне, клей, кисточки, нарезанная пряжа, салфетки.
3 –я
«Пушистые картинки»
(Приложение занятие 6) Учить детей составлять изображение целого предмета из двух и более частей. Закреплять умение аккуратно, по контуру рисунка намазывать бумагу клеем. Посыпать рисунок нарезной пряжей, не выходя за контуры рисунка.
4 - я
«Светофор»
(Колдина стр. 37) Учить детей составлять из заранее заготовленных кругов и прямоугольника изображение предмета и наклеивать его. Познакомить с сигналами светофора.
Контурные картинки с изображением овечек (на зеленом картоне, белые салфетки нарезанные на квадраты нужного размера, клей ПВА, салфетка, мягкая игрушка – овечка. Половинка альбомного листа, вырезанный из цветной бумаги большой прямоугольник и 3 круга (красный, желтый и зеленый); фломастеры, клей, кисть для клея, тряпочка, клеенка-подкладка
Февраль
Неделя Тема Цель Оборудование
1-я «Цыплята»
(Колдина стр. 42) Продолжать учить детей составлять коллективную композицию; доводить предмет до нужного образа. Учить инсценировать слова песни. Ватманский лист, на котором нарисована курица, вырезанный из желтой цветной бумаги овал, фломастеры, клей, кисть для клея, тряпочка, клеенка-подкладка.
2 –я
«Солнышко»
(Лыкова стр. 116) Вызвать яркий эмоциональный отклик на фольклорный образ солнца. Учить создавать образ солнца в аппликации. Кисточки для клея, бумага, клей, салфетки.
3 –я
«Галстук для папы»
(приложение занятие №7) Продолжать осваивать навык работы с ножницами; Закреплять умение намазывать всю форму клеем; Развивать у детей творческое воображение, фантазию; Воспитывать самостоятельность. Заготовка галстука из цветного картона по количеству детей, пуговицы цветные разного диаметра, ножницы, клей по количеству детей, бумажные цветные полоски, заранее приготовленный нарядный галстук.
4 - я «Ручеёк и кораблик»
(Лыкова стр. 90) Учить детей составлять изображение кораблика из готовых форм (трапеций и треугольников разного размера) и рисовать ручеёк по представлению. Формировать умение свободно размещать детали, аккуратно приклеивать. Развивать чувство формы и композиции. Листы бумаги светло-голубого цвета для фона, бумажные формы - трапеции, треугольники двух размеров (для паруса и флажка, клей или клеящие карандаши, фломастеры или карандаши цветные, салфетки матерчатые. Материал для рассматривания: репродукции, художественные открытки или календари с изображением кораблей в море.
Март
Неделя Тема Цель Оборудование
1-я «Букет цветов»
(Лыкова стр. 104) Создание красивых композиций: выбор и наклеивание вазы (из фактурной бумаги) и составление букета из бумажных цветов. Развитие чувства цвета и формы. Силуэты букетов (формы зелёного цвета) и вазы разной формы из фактурной бумаги (на выбор детям, силуэты цветов (по 5-7 для каждого ребёнка, клей, клеевые кисточки, салфетки бумажные и матерчатые. Варианты композиций для показа детям.
2 –я «Комнатный цветок»
(Колдина стр. 40) Учить детей составлять цветок из частей, наносить клей на детали и наклеивать их на лист. Развивать восприятие и мышление. Альбомный лист с тремя недорисованными цветами (без листьев, без лепестка, без сердцевины).
3 –я «Улитка»
(Колдина стр. 48) Учить детей собирать целое из частей и наклеивать детали методом накладной аппликации; доводить изделие до нужного образа с помощью фломастеров. Развивать мелкую моторику пальцев.
4 – я «Корзина с пасхальными яйцами»
(Колдина стр. 45 Продолжать учить детей составлять коллективную композицию, правильно располагая предметы на листе. Упражнять в порядковом счете.
Половина альбомного листа, детали, вырезанные из цветной бумаги: 3 круга разного размера и овал (он должен быть примерно такого же размера, как самый маленький круг, фломастеры, клей, кисточка для клея, тряпочка, клеенка-подкладка.
Лист ватмана, вырезанная из цветной бумаги корзина, разноцветные бумажные овалы-яйца, клей, кисть для клея, тряпочка, клеенка-подкладка.
Апрель
Неделя Тема Цель Оборудование
1-я «Резвятся рыбки в ручейке»
(Колдина стр32). Продолжать учить детей составлять композицию из готовых фигур на листе бумаги, развивать воображение, мелкую моторику, аккуратно пользоваться клеем. Лист ватмана, тонированный в голубой цвет; вырезанные из бумаги разных цветов рыбки, водоросли и камни; фломастеры, клей, кисть для клея, тряпочка, клеенка-подкладка.
2 –я «Мы летим в космос»
(приложение занятие №8) Учить составлять композицию определенного содержания из готовых фигур.
Макет ракеты, макет «Звездного неба» для наклеивания космических кораблей; готовые формы ракет (корпус, иллюминатор, «крылья») клей, кисточки, салфетки на каждого ребенка.
3 –я «Носит одуванчик жёлтый сарафанчик.»
(Лыкова стр. 142) Создание выразительных образов луговых цветов - жёлтых и белых одуванчиков - в технике обрывной аппликации. Развитие мелкой моторики, синхронизация движений обеих рук.
Белый картон; ножницы;
клей; фломастеры или; кисть для клея, шаблоны, тряпочка, клеенка-подкладка.
4 – я «Бабочка»
(Колдина стр. 48) Учить выполнять аппликацию в технике мозаика; прививать эстетический вкус; закреплять знания об насекомых; развивать моторику рук; воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность в работе.
Салфетки желтого цвета, цветная бумага зеленого цвета, клей, клеевые кисточки, салфетки матерчатые, клеенки.
Литература:
1. Изобразительная деятельность в детском саду. 2 младшая группа.
Планирование, конспекты, методические рекомендации. И. А. Лыкова. Цветной мир 2014г.
2. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий – Т. С. Комарова. Москва. Мозаика - Синтез 2014г.
3. Аппликация с детьми 3–4 лет. Д. Н. Колдина. Москва. Мозаика – Синтез 2012 г.