надюшка галкина
«Хорошо у нас в светёлке». ОД в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ:
Расширить и закрепить знания детей о русских традициях, жизни людей в старину, их развлечениях.
Задачи:
• Закрепить знания детей об устройстве русской избы, о предметах, находящихся в ней.
• Совершенствовать знания о народных традициях: приветствия, гостеприимство, «почитание старости», «помочь».
• Познакомить с традицией «посиделки»
• Воспитывать интерес к жизни на Руси в старину.
• Уточнить, соблюдаются ли старинные русские традиции в настоящее время.
• Дать представление о рукоделии, об орудиях труда рукодельниц.
• Научить детей делать народную игрушку – куклу из лоскутков.
Публикация «„Хорошо у нас в светёлке“, ОД в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
• Воспитывать духовную нравственность
МАТЕРИАЛ: р. н. костюмы для детей, «русская изба», печка, кочерга, ухват, посуда, лавки, прялка, веретено, спицы, пяльцы, коклюшки, лучины, ложки, лоскутки, вата, запись р. н. мелодий.
Ход ЗАНЯТИЯ:
Дети, наряженные в русские народные костюмы, входят в зал под веселую хороводную мелодию. Их встречает воспитатель в костюме Марьи – искусницы. Зал обставлен как русская изба.
Дети входят с поклоном.
Марья – искусница: Здравствуйте, добры молодцы, красны девицы! Милости просим в гости, в мою светелку. Я - Марья – искусница. Проходите, будем чай пить, хороводы водить хлеб-соль кушать, да песни слушать! Добро пожаловать!
- Ребята, скажите, как раньше называли жилище человека? (изба)
- На какие части делится изба? (сени и горница)
- Что самое главное в горнице? (печь)
-На какие части делит печь горницу? (левая, за печкой – женская. Здесь хозяйки делают домашние дела (готовят еду, моют посуду, стирают и т. д.) А женщину в старину называли баба. Вот поэтому место за печкой называли «бабий кут». Кут – угол.)
- Что в нем находится? (посуда, все, что нужно для печи: кочерга, ухват и т. д.)
- А другая сторона, правая, самая нарядная, красивая. Ее называют «красный угол». Тут стоит стол обеденный, сундуки, лавки, икона висит. На полу – половики, на окнах – занавески. Этот угол самый светлый, красивый. Красный угол, по-другому, называют светелкой.
- Здесь гостей встречали, потчевали и все самые важные вопросы семейные решали.
Марья – искусница: Ну, что ж, долгожданные мои, сядем рядком, да поговорим ладком. О том, как люди русские жили, какой порядок был на Руси, как сейчас живем, какие правила соблюдаем.
(Дети садятся на лавки)
- Вот я вас увидела и сказала «Здравствуйте!» А что это за слово такое? (Ответы детей)
- А в горницу я вас пригласила словами «Милости прошу!» Как вы понимаете эти слова? (Рассуждения детей)
- Гостей в доме принято угощать. В богатом доме угощение побогаче, в бедной – попроще. А уж хлеб да соль в каждом доме были. Русский народ так и называют – «хлебосольным».
«Дай Бог тому, кто в нашем дому, добрым хозяюшкам, дорогим гостям, малым детушкам. Надели нас, Господь, и житьем, и здоровьицем» Вот с такими пожеланиями потчевали хозяева гостей.
А Бога русский народ всегда вспоминал – и горе, и в радости. А Бог – это кто? Что вы о нем знаете? (Рассуждения детей. Вывод: Бог – это воплощение добра, любви, справедливости.)
- А еще на Руси правило было: «почитание старости». Что вы об этом знаете? (Высказывания детей)
- А изба-то у меня вон какая большая да крепкая! Легко ли одному человеку построить такую избу? (Высказывания детей о «помочи»)
- А скажите, дети, есть ли сейчас такой обычай «помочь», помогают ли люди друг другу. (Рассуждения детей. Вывод: Это правило существует и сегодня.)
- Вот и нам помогли люди добрые построить такой красивый детский сад с большим и светлым залом благодаря доброй традиции. В нашей светелке много света дают электрические люстры. А в давние-давные времена, когда еще не было электричества, в русской избе горели вот такие лучины.
- Скажите, а зачем нужен был хороший свет девушкам? (Чтобы девушки могли рукодельничать)
- А какие предметы нужны для рукоделия? (прялка, веретено, спицы, пяльцы, коклюшки)
Марья – искусница: Мы сказали, что русский народ гостеприимный, хлебосольный. А какие пословицы, поговорки, прибаутки говорят при встрече гостей.
а) Просим к нам в избу, красному гостю – красное место!
б) В тесноте, да не в обиде, где потеснее, там и веселее!
в) Та –ра –ра, та-ра-ра,
Заходите со двора,
Песни петь, да плясать,
Всех вокруг забавлять!
ХОРОВОД «НА ГОРЕ-ТО КАЛИНА…»
Марья – искусница: Как вы думаете, ребята, что у нас хранится в этом красивом сундуке? (Ответы детей)
Марья – искусница: Что нам думать, да гадать? Давайте-ка мы его откроем. (пробует, а он не открывается). А я, кажется, знаю! Этот сундук непростой, а с секретом. Он откроется, если вы вспомните пословицы и поговорки об избе, о труде.
-Не красна изба углами, а красна пирогами.
-Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
-Труд кормит, а лень портит.
(Открываю сундук, а там лежат предметы для рукоделия: пяльцы, нитки, веретено, пряжа, спицы)
Марья – искусница: В старину была еще одна замечательная традиция, когда в одной избе, самой большой, собирались девушки и парни. Они рассказывали веселые истории, сказки, пели и танцевали. Такие встречи называли «посиделки». Но на посиделках люди не только пели и плясали, но и рукодельничали: пряли, вышивали, плели кружева. Ну-ка, рукодельницы, покажите наши умения!
(Девочки исполняют русскую народную песню «Прялица» в обр. Т. Ломовой, имитируя движения пряхи, вышивальщицы.)
Позолоченная прялица,
Мы прядем, а нитка тянется.
Мы прядем, а нитка тянется,
Нам работа эта нравится!
Сижу я и песенку тихо пою
И кружево тихо с любовью плету
Плету покрывало, узоры вяжу.
Всем людям свой труд от души отдаю.
Уж мы шили ковер. Шили-вышивали,
Уж и где ж тот ковер будет красоваться?
Мальчик: А теперь давайте с нами попоем и спляшем,
И покажем, как играют хохломские ложки наши!
ТАНЕЦ ЛОЖКАРЕЙ
Марья – искусница: Рукодельничать, петь, да плясать вы умеете. А вот умеете ли вы думать быстро да соображать?
СЛОВЕСНАЯ ИГРА «УГАДАЙ, ЧТО ЛИШНЕЕ»
-сапоги, туфли, лапти, веретено, калоши (лишнее – орудие труда);
- рубаха, понева, блузка, кочерга, юбка (лишнее – кухонная утварь);
- хохлома, дымка, передник, гжель, жостово (лишнее – предмет одежды)
Марья – искусница: Собрались мы позабавиться,
Да потешиться, пошутить,
Поиграть, посмеяться.
Эй, народ, веселись,
На игру становись!
ИГРА «ПЛЕТЕНЬ»
Марья – искусница: Эй, девчонки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки.
Запевайте веселей,
Чтоб порадовать гостей!
ИСПОЛНЯЮТСЯ ЧАСТУШКИ
Марья – искусница: Сейчас я уже взрослая, но когда-то любила играть в кукол и иногда делала их сама. Давайте попробуем сделать таких кукол.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ КУКОЛ ИЗ ЛОСКУТКОВ И ВАТЫ
ХОРОВОД «ПОЙДУ ЛЬ Я, ВЫЙДУ ЛЬ Я…»
Марья – искусница: Дети, повеселились и потрудились вы на славу. Пришло время чай пить с сушками, с ватрушками. Самовар на стол несем. Мы за чаем не скучаем, говорим о том, о сем.