Людмила Егорова
«Ходила хозяюшка по домочку», ННОД
▼ Скачать + Заказать документы
Непрерывно непосредственная образовательная деятельность детей на тему "Ходила хозяюшка по домочку" рекомендуется проводить с старшими дошкольниками (6 - 7 лет). Деятельность направлена на совершенствование коммуникативности среди взрослых и сверстников. Познакомить детей с укладом жизни славян (женщины)- матери, поварихи,ткачихи, мастерицы; жилищем наших предков. Дать представления о предметах быта, их назначении; о берегинях, которые охраняли быт наших предков, обогатить словарный запас детей. Воспитывать уважение к традициям нашего народа и восхищение мастерством человеческих рук, уважения к нелёгкому труду матери.
Публикация «„Ходила хозяюшка по домочку“, ННОД» размещена в разделах
«Ходила хозяюшка по домочку»[/b]
Цели:
1. Познакомить детей с укладом жизни людей славян, их жилищем.
2. Дать представления о предметах быта, их назначении: ухват, кочерга, люлька, корыто.
3. Развивать умение, интерес к рассматриванию предметов обихода, упражнять в передаче информации с помощью рисунка.
4. Воспитывать уважение и восхищение мастерством человеческих рук.
Предварительная работа:
1. Перечитывание русских народных сказок «Гуси – лебеди», «Царевна – лягушка».
2. Дидактические игры «Узнай по описанию», «Кто, что сделал и из чего»
3. Заучивание песни-игры «Игра в гостей», Д. Б. Кабалевского. - Здрасте, здрасте, мы вас ждем!
Интеграция образовательных областей:
«Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка»
Ход н. н. о. д.
[/b]
Воспитатель:
-Ребята, вы любите путешествовать? (ответы детей) На чём мы можем отправиться в путешествие? (ответы детей) Сегодня я предлагаю вам путешествие в далёкое прошлое. И поедем мы на старинном транспорте. Отгадав мою загадку, он появится перед вами:
«Один идёт, четверых за собой ведёт, а пятый сидит, в оба глаза глядит» (Лошадь, телега, мужик)
(появляется макет телеги)
-Занимайте места на телеге и отправляемся в деревню.
-Мы подъезжаем к первому дому.
- Ребята, из чего сделано это жилище? (ответы детей)
На пороге нас встречает женщина, одетая в русский костюм.
Хозяюшка:
Исполняется песня-игра «Игра в гостей», Д. Б. Кабалевского. - Здрасте, здрасте, мы вас ждем!
- Здрасте, здрасте, мы вас ждем!
- Промочило нас дождем.
- Ожидали мы гостей!
- Мы промокли до костей.
- Где ж ваш зонтик?
- Потеряли.
- Где галоши?
- Кот унёс.
- Где перчатки?
- Скушал пёс.
- Это, гости, не беда.
(здрасте)
Заезжайте в ворот
(здрасте)
Поднимайтесь на порог
(здрасте)
К нам на яблочный пирог!
-Проходите, гости дорогие, милости просим.
Дети:
-Спасибо.
Воспитатель:
-Расскажи, хозяюшка,о своём жилище.
Хозяюшка:
-Сначала отгадайте мою первую загадку:
«Мать толста, дочь красна, сын кудреват, отец горбоват» (Печь, огонь, дым, кочерга). Кто затрудняется, посмотрите на фотографию.
-Про кочергу говорят: «железный конь скачет в огонь». Ответьте, с какой целью мы используем этот предмет? (ответы детей)
-Посмотрите, в доме печь стоит на северной стороне дома. Здесь я готовлю еду. И помогает мне здесь моя посуда: чугунки, сковорода, ухват и кочерга. В печке жарко и чугунок (горшок) руками не возьмёшь. Подумайте и ответьте, о каком предмете пойдёт речь:
«На топтале был, на кружале был,
На пожаре был,
На базаре был – а потом домой пришёл» (печной горшок).
Отгадайте вторую загадку и найдите предмет, которым можно это сделать.
«Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
Сам в угол идёт. (ухват)
-Для приготовления пищи мне необходима вода и достаю я её из колодца.
-За водою иду с двумя вёдрами и коромыслом. Кто мне ответит, что такое коромысло? (ответы детей)
Послушайте загадку об этом предмете:
«Ни свет, ни заря
Пошёл, согнувшись, со двора»
-А ещё и постирать надо. Для стирки у меня и приспособления есть: корыто, стиральная доска, для умывания – ушат. А вот, что про него в народе говорят:
«У туши – уши,
А головы нет)
-Соотнесите картинки между собою: стиральная машинка, газовая плита, водопровод, корыто, стиральная доска, колодец, печь)
Посмотрите на фотографиии.
Что использовали раньше, а что используют сейчас?
-А рядом с печкой висит люлька с младенцем, чтобы малышу тепло было.
Около печи я готовлю обед и пою колыбельные песни.
-Ребята, вспомните и спойте свои любые колыбельные песни.
(Поют колыбельную на стихи Аполлона Майкова)
«Спи, дитя мое, усни!
В няньки сон к себе мани:
В няньки я тебе взяла
Ветер, солнце и орла.
Улетел орел домой;
Солнце скрылось под водой;
Ветер после трех ночей
Мчится к матери своей.
Ветра спрашивает мать:
"Где изволил пропадать?
Али звезды воевал?
Али волны всё гонял?"
"Не гонял я волн морских,
Звезд не трогал золотых, -
Я дитя оберегал,
Колыбелечку качал!»
-Пока спит младенец, его охраняет оберег Дрёма. Он рассказывает ему сказки.
-Уложу дитя и уборкой занимаюсь: стол, лавки и полы скоблю ножом. Раньше мы их не мыли. После такой уборки сразу в доме чистота и пахнет деревом. А как вы убираете своё жилище? (ответы детей)
-Ребята, посмотрите, по диагонали от печи у меня в доме есть красный угол.
-Как вы думаете, почему его так назвали? (В переводе «красный» значит красивый). Какие предметы висят в красном углу? (икона, лампада). Здесь же стоит стол, за ним обедаем и принимаем гостей.
-Слева от печи у меня есть место, где я вечерами работаю: пряжу пряду, холсты тку. Для этого у меня есть веретено и прялка, ткацкий станок. Определите, где здесь ткацкие станки, а где прялка?
-А чтобы дела у меня спорились, мне помогает добрый дух дома по имени Спорынья.
-Чтобы и ваши дела спорились, предложу я вам листы бумаги и цветные восковые карандаши и попрошу нарисовать мой дом, то, что вам в нём больше всего понравилось (дети рисуют предметы дома)
-Молодцы, потрудились, устали, притомились, а теперь гости дорогие, прошу вас к столу отведать простой и очень полезной пищи: молока и пирожков.
Воспитатель:
-Простимся с нашей хозяюшкой, поклонитесь в пояс. Простимся с избой и Домовым, добрым духом этого дома, который оберегает его, и отправимся в наше современное время.
Использование литературы и интернет – источников:
1. О. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», 1997
2. М. В. Тихонова «Красна изба»
3. М. Семёнова «Мы – славяне». Популярная энциклопедия, 1999
4.http://russkoeslovo.ucoz.ru/index/zagadki_ch_2/0-321
5. http://mgorbacheva.ucoz.ru/load/master_klass/1-1-0-2
6.http://sovetskiymultik.at.ua/p…
7. Фотографии, сделанные мною во время поездки по Золотому кольцу. [