Татьяна Веселова
Беседа «Хлеб — всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Обобщить и систематизировать знания детей о хлебе, процессе выращивания и изготовления хлеба, о разнообразии хлебобулочных изделий;
2. Закрепить знания о названиях национальных блюд, о народных пословицах и поговорках.
3. Воспитывать бережное отношение к хлебу, интерес к профессии пекаря; уважения к труду людей, участвующих в его выращивании.
4. Развивать мелкую и общую моторику, внимание, память, мышление.
Предварительная работа:
Публикация «Беседа „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
Рассматривание иллюстраций, альбомов и видеоматериалов о выращивании хлеба;
Заучивание пословиц, поговорок народов Среднего Поволжья;
Чтение литературных произведений по теме, заучивание стихов; Рассматривание колосьев ржи и пшеницы;
Посещение краеведческого музея – тема «Как выращивали хлеб в старину»;
Художественно – творческая деятельность по теме;
С/ р игры: «Пекарня», «Хлеборобы»
Материал:
Иллюстрации о выращивании хлеба, каравай на подносе в корзине, соленое тесто, картинки с изображением хлебобулочных изделий, мяч.
Ход:
Дети сидят полукругом. В дверь раздается стук, входит пекарь с корзиной в руках (в корзине каравай).
Пекарь:
Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали?
Дети:
Здравствуйте, вы – (пекарь, повар, кулинар, мама).
Пекарь:
Я – пекарь. А чем я занимаюсь, что делаю?
Дети:
Вы печете хлеб, булки, батоны.
Пекарь:
Он и черный, он и белый
И всегда он загорелый
Мы как кушать захотим
То всегда садимся с ним.
Что это? (хлеб)
Пекарь, вынимая каравай, говорит:
Вот он, каравай душистый
С хрупкой корочкой витой,
Вот он мягкий, золотистый,
Словно солнцем налитой!
Давайте рассмотрим его и расскажем: какой он.
Дидактическая игра «А какой он, хлеб?»
Подбор определений к существительному. (Дети передают по кругу каравай и называют определения, например, хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный).
Пекарь: Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В чем же польза хлеба?
Дети: В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение.
Пекарь: Это самый главный и ценный продукт для всех народов. Русский народ называет его хлеб, хлебушек, как называют его татарский народ, чувашский народ, мордовский народ… ( Дети отвечают: ипи, сюкар, кши).
Пекарь: Правильно, хлеб составляет основу всего питания человека, народ всегда очень бережно относится к хлебу. Хлеб – всему голова. Всего три слова, но как точно говорится в пословице о важности хлеба. Ребята, а какие еще вы знаете пословицы о хлебе?
Дети:
(Дети называют пословицы и поговорки и объясняют их смысл).
Пословицы и поговорки про хлеб :
русские
«Без хлеба – нет обеда». «Хлеб – батюшка, вода – матушка». «Будет хлеб – будет и песня». «Много свету – много хлеба». «Хлеба надо брать столько, сколько съешь». «Хлеб надо всегда доедать». «Хлеб нельзя бросать на пол». «Не велик кусок пирога, а стоит много труда», «Не трудиться – хлеба не добиться», «Хлебушко - калачу дедушка», «Береги хлеб для еды», «Хлеба ни куска, так и в горнице тоска», «Худой обед, если хлеба нет».
татарские: «Ипи – тоз- якты йоз» (Хлеб – соль – радужный лик, «Ипи белян тоз да дару кюреня» (С хлебом, даже соль кажется лекарством,
«Бер кискяк ипи пире ябышный» (Оторванный ломтик хлеба ничем не склеишь).
Чувашские: «Сюкар, тавартан асли сук» (Хлеб и соль – выше всех благ, «Сюкар тутине еслекен пелет» (Тот, кто работает, знает цену хлеба, «Сюкар хырам хыссан суремест» (Хлеб за брюхом не бегает).
Мордовские:
Пекарь: Ребята, молодцы, много знаете пословиц.
Когда-то человек попробовал жевать зерна, они показались ему очень вкусными. Затем люди научились растирать зерна камнями и получать муку, из муки месить тесто и печь хлеб. Такой хлеб был грубым и тяжелым, не таким вкусным, как сегодня. Затем стали печь хлеб из заквашенного теста.
Сейчас у нас в магазинах большой выбор разных хлебобулочных изделий, но такое разнообразие было не всегда. Вы должны знать, что хлеб в старину считался самым главным продуктом. Без хлеба не обходилось не одно застолье. Хлеб всегда и везде пользуется почетом и уважением. Гостя встречали на Руси хлебом и солью, было время, когда кусочек ржаного хлеба был дороже золота. Велико было значение хлеба во время Великой Отечественной войны. Не было зерна и хлеб пекли из шелухи, травы и лебеды. Такой хлеб давали по маленькому кусочку, как нам с вами дают на обед. Люди понимали, что хлеб это их жизнь.
Пекарь: Ребята, помните надо с уважением относиться к каждому кусочку хлеба. Какие правила бережного отношения к хлебу вы знаете?
Дети: Хлеб нельзя выбрасывать, крошить, есть аккуратно, нельзя покупать лишнего.
Пекарь: Правильно, ведь хлеб прошел долгий путь, прежде чем появился на полке в магазине. Хлеб не игрушка, им не сори, хлеба к обеду в меру бери.
Ребята, а кто занимается выращиванием зерна на полях?
Дети: Хлеборобы.
Пекарь: Да, на бескрайних полях хлеборобы выращивают много зерна с помощью которого можно накормить хлебом всю страну. Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины.
Давайте мы с вами выложим алгоритм выращивания хлеба. Кто хочет начать?
(Ребенок подходит к столу, выбирает нужную картинку, выставляет на доске и объясняет).
Дети:
1. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Его ведет тракторист. Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы.
2. Все лето созревают зёрна в колосьях. Солнце их пригревает, дождик поливает. За ростом следит – агроном. Поле в это время очень красивое – зеленое, а как созреют колоски, все поле становится желтым - золотым. Значит, пора хлеб убирать.
3. Зёрна созрели. Начинается жатва. И на поле выходят другие машины – комбайны. Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины. А из накопителя соломы комбайнера сходят большие желтые копны обмолоченной соломы.
4. Грузовые машины везут зерно на элеваторы – специальные сооружения для хранения зерна. Где его сушат и очищают.
5. Из элеваторов зерно везут на мельницу, там зерно мелют в муку.
6. Потом отправляется мука на хлебозавод, пекарню. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба.
Пекарь: А давайте и мы с вами превратимся в пекарей и замесим тесто для каравая, вставайте в круг.
Физкультминутка «Каравай»
(Сжимать руки в кулаки и по очереди совершать ими движения сверху вниз, как будто месим тесто).
Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место,
Пеку, пеку каравай, («перекладываем тесто» из руки в руку)
Переваливай, валяй. (2 раза)
И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь. Когда хлеб испечется, его грузят на машины и везут в магазины.
А что еще пекут из муки кроме хлеба?
Дети:
Булочки, печенье, сушки, баранки, пироги, пряники, блины.
Воспитатель: Вы назвали блюда русского народа, а что из муки делают люди других народов.
Дети:
Пачат, чемант – блюда мордовского народа, хуплу, пюремеч, кукале – чувашского народа, кыстыбый, бэлеш, учпочмак, баурсак, чак-чак – татарские народные блюда.
Пекарь: Какие вы молодцы. Предлагаю вам со мной поиграть. Я буду вам кидать мяч и задавать вопрос, а вы должны, ответив на мой вопрос, вернуть мне мяч. И так:
— Назови хлеб ласково (Хлебушек)
— Как называются крошки хлеба? (Хлебные)
— Квас из хлеба как называется? (Хлебный)
— Название прибора для резки хлеба (Хлеборезка)
— Посуда для хлеба (Хлебница)
— Кто выращивает хлеб? (Хлебороб)
— Кто печет хлеб? (Хлебопек)
— Как называется завод, где пекут хлеб? (Хлебозавод)
— Как называются изделия из теста? (Хлебобулочные изделия)
Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб.
Пекарь: А сейчас я предлагаю вам самим сделать хлебобулочные изделия и пополнить ими ваш магазин. Тесто я уже замесила и приготовила образцы выпечки. А теперь пройдем за столы, сядем, возьмем дощечки, стеки, кусочки теста…и начнем лепить разнообразные хлебобулочные изделия.
Дети делают хлебобулочные изделия. Готовые изделия выкладывают на поднос.
Пекарь: Посмотрите, ребята, какое красивое у нас получилось угощение. Вы все сегодня славно потрудились, теперь можно и гостей дорогих хлебом-солью встречать, молодцы. Я надеюсь, что теперь вы будете помогать мамам, бабушкам дома выпекать хлеб, ведь вы так много знаете об этом и обязательно поделитесь своими знаниями с родителями.
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке
Люди хлеб в полях лелеют
Сил для хлеба не жалеют.
Пекарь: Предлагаю всем попробовать мой каравай с чайком, да с разговорами. Посидим рядком, да поговорим ладком. Приятного чаепития!