елена желтоножко
Проект «Природа — источник духовно-нравственного воспитания детей»
▼ Скачать
Тип проекта: творческий, исследовательский.
Возраст детей: средняя группа.
Продолжительность: краткосрочный (март-апрель).
Актуальность: целью дошкольного образования является формирование человека нового типа, с новым экологическим мышлением, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Публикация «Проект „Природа — источник духовно-нравственного воспитания детей“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2014
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной мыслительной деятельности, и важно не дать угаснуть этому стремлению, способствовать его дальнейшему развитию. Природа неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает к игре, художественно-речевой деятельности. Впечатление, полученное от природы в детстве, запоминается на всю жизнь, и часто влияют на отношения человека к природе.
Опыт показывает, что уже в младшем дошкольном возрасте дети без усилий осваивает комплекс экологических знаний, если эти знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям. Задача педагога заключается в том, чтобы воспитывать в детях доброту и милосердие, ответственное отношение к природе, и потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни.
Цель проекта: формирование основ нравственного воспитания и культуры детей дошкольного возраста.
Задачи проекта:
• Образовательные:
- развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления с природой;
- учить ухаживать за растениями;
- обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений;
- учить чувствовать и понимать красоту окружающего мира.
• Развивающие:
- развивать познавательные и творческие способности детей;
- формировать осознанное - правильное отношение к природным явлениям и объектам.
• Воспитательные:
- воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растениям;
- доброту и милосердие, ответственное отношение к природе;
- чувство гармонии человека и природы.
Планирование мероприятий по реализации проекта:
1 этап - подготовительный.
Посадка огорода на подоконнике.
Подбор художественной литературы: поговорки, стихи, сказки, загадки.
Консультация для родителей "О задачах проекта".
2 этап - исследовательский.
Наблюдение за ростом растений, проведение опытов, экспериментов.
Установление связей: растения - земля, растения - вода, растения - человек.
Игры, беседы.
3 этап - заключительный.
Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе ознакомления с природой.
План реализации проекта
Познание
Занятие "Посадка лука".
Цель: прививать желание вырастить растения, желание помогать взрослым, воспитывать любовь к труду.
Социализация
Занятие "Как вести себя в природе".
Цель: дать детям знания о культуре поведения в природе. Учить правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих, воспитывать чувства радостного ожидания весенних перемен.
Занятие: "Одно единственное в мире зернышко".
Цель: познакомить с правилами бережного отношения ко всему живому, воспитывать сочувствие.
Познание
Опытно-экспериментальная деятельность: "Строение растений", "Условия, необходимые для жизни растений", "Рассматривание семян".
Цель: показать детям значение земли, воды, света для всего живого. Воспитывать желание принимать участие в уходе за растениями.
Экскурсия " Путешествие в весенний парк".
Цель: формировать представления детей о весенних изменениях в природе, развивать эмоциональную отзывчивость детей от общения с природой.
Художественное творчество
Рисование: "Зеленое царство".
Цель: воспитывать бережное отношение к растениям, не причинять им вреда.
Рисование: " Подснежник".
Цель: учить любоваться цветами, бережно к ним относиться.
Лепка "Божьих коровок скорее слепите! Деревья наши от тли спасите".
Цель: воспитывать любовь к природе, желание спасти листья деревьев от вредителей.
Рисование "Цветущая поляна",
Цель: закреплять умение передавать красоту цветов, вызывать чуткое отношение к ним.
Опытно-экспериментальная деятельность
Занятие "Вода нужна всем".
Цель: показать детям значение воды для всего живого, воспитывать бережливость, бережное отношение к природе, благодарность.
Занятие "Все цветы разные".
Цель: учить наблюдать за цветами и травой, замечать отличительные признаки растений, воспитывать любовь и сострадание.
Труд
Занятие "Чтобы цвели цветы".
Цель: учить детей ухаживать за цветами, ценить и создавать красоту.
Посадка семян и цветов "Флоксов".
Цель: выявить свойства земли и насколько растения нуждаются в уходе человека, воспитывать любовь к труду.
Коммуникация
Дидактическая игра "Что за растение", "Что сажают в огороде".
Цель: закрепить название растений, воспитывать любознательность.
Дидактические игры "Назови ласково", "Добрые слова", "Подбери похожие слова".
Цель: воспитывать вежливость, учить делать добро.
Дидактические игры "Отгадай-ка", "Бывает- не бывает", "Придумай сам", "Третий лишний".
Цель: учить детей доказывать и объяснять свое мнение, воспитывать умение считаться с интересами товарищей.
Художественное слово
Чтение сказки В. Сухомлинского "Одно- единственное в мире маковое зернышко".
Цель: учить детей замечать красоту природы.
А. Блок "На лугу", А. Фет "Уж верба вся пушистая", Е. Серова "Подснежник".
Цель: вызвать у детей положительные эмоции и чувство радости от соприкосновения с природой.
Загадки о цветах, явлениях природы.
Поговорки о растениях, пословицы "Пришло время сева - не глазей ни вправо, ни влево", " Хорошо зерно в землю спать уложить - хорошо и разбудить, тогда сыт будешь", "Кто весной не сеет, тот осенью жалеет".
Работа с родителями
Родительское собрание "Участвуем в проекте "Огород на окне".
Оформление выставки "Ребенок и природа".
Цель: повышение компетентности родителей в вопросах нравственного воспитания.
Познание
Итоговое занятие "Дом под крышей голубой".
Цель: дать понять детям, что природа - это наш общий дом, развивать способность удивляться и восхищаться явлениями природы, воспитывать любовь к природе, умение сопереживать, чувство гармонии человека и природы.