Ольга Владимировна Валова
Адаптация детей к детскому саду
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация детей к детскому саду.
Как правило, при поступлении в дошкольное образовательное учреждение, все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительные пребывания в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Привыкание детей к новым условиям приводит к таким негативным последствиям, как частые простудные заболевания, тяжелые прощания с родителями, слезы, капризы, агрессия, страхи т. п. Это связано с тем, что жизнь ребенка в семье проходит в иной пространственно-временной реальности, нежели в детском саду. Кроме того, организм малыша характеризуется функциональной незрелостью, приспособляемость к изменяющимся условиям среды несовершенна, а выносливость нервной системы слаба.
Публикация «Адаптация детей к детскому саду» размещена в разделах
Самая распространенная причина слабой адаптации ребёнка к детскому саду – это неспособность семьи выстроить адекватные детско-родительские отношения. В последнее время все больше семей имеют только одного ребенка, причем очень опекаемого. Ребенок привыкает к излишнему вниманию и поэтому ситуация посещения детского сада становится для него достаточно травматичной, так как для него нет запретов, он не понимает границ своих возможностей, не сопоставляет их с реальной жизнью, поэтому у него возникает дискомфорт, он становится агрессивным, эмоционально нестабильным. Другой проблемой современных молодых семей является низкий педагогический потенциал – у детей приходящих в детский сад плохо сформированы коммуникативные навыки, дети не могут играть самостоятельно и в паре со сверстником, так как отсутствует опыт общения с детьми.
Причиной дезадаптации ребенка также может явиться ситуация, когда сами родители не могут адаптироваться к миру детского дошкольного учреждения, не идут на контакт с воспитателями, не участвуют в жизни группы и детского сада и т. д.
Очень сильно влияет на психологическое состояние ребенка отношение родителей друг с другом, разногласия, конфликты, отрицательные эмоции, недовольство друг другом, часто заканчиваются ссорой на повышенных тонах – ребенок не знает как вести себя в этой ситуации, чаще всего замыкается в себе, испытывает страх, тревогу и винит себя в том, что родители ссорятся.
С целью помощи детям раннего возраста в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения, интеграции развития всех сфер духовной жизни ребенка (эмоциональной, волевой, познавательной, я рекомендую проводить специальные занятия, направленные на преодоление стрессовых ситуаций у детей.
Задачи, решаемые в ходе проведения данных занятий:
- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.
Базовым средствами работы служат разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, маршы, песенки, потешки, стишки, «ладушки» и «догонялки». Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками.
Каждое занятие начинается с ритуала-приветствия. Продолжается играми, направленными на формирование эмоционального контакта с новым взрослым, и играми и упражнениями, направленными на стимуляцию общения, организацию взаимодействия со сверстниками, требующих согласованности действий всей группы: дети дружно шагают, бегают, хлопают ладошками, выполняют другие задания в соответствии с ритмом.
Данные упражнения создают положительный эмоциональный фон, повышают речевую и двигательную активность детей, помогают настроиться на совместную групповую работу. Также эффективны техники с использованием кукол и других игрушек. Используя элементы направленной фантазии или визуализации, организуются игры (Гуляем в парке, бегаем по лужайке… играем с водой, брызгаемся…лежим на песке – загораем). В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками. Эффективны также игры, направленные на социальное развитие, формирование своего «Я».
Заканчиваются занятия спокойными, малоподвижными играми и упражнениями. Проведение игр и упражнений, предусматривает учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка.
В ходе практической работы было замечено, что от быстрой смены сюжетов, ролей, образов малыши переутомляются и теряют интерес к занятию. Поэтому все игры и упражнения, входящие в одно занятие желательно объединять сказочно-игровым сюжетом.