Лена Шереметьева
Граттаж как одна из техник изотерапии
▼ Скачать + Заказать документы
Арт-терапия — это самостоятельная область теоретических знаний и практической работы, которая имеет собственный научный «язык» — понятийный аппарат.
Арт-терапия (терапия искусством) – метод психокоррекции, который впервые был использован в психотерапии А. Хиллом в 1938 году. Прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства.
Детская арт - терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Другими словами, это – лечение творчеством. Основная цель арт - терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Посредством несложных, скорее напоминающих детские шалости, упражнений, можно не только диагностировать душевное состояние любого человека (и взрослого, и реб нка, но и успешно бороться со многими нервными расстройствами.
Публикация «Граттаж как одна из техник изотерапии» размещена в разделах
- Граттаж. Рисунки, мастер-классы, занятия
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Изотерапия в детском саду
- Темочки
Арт-терапия – упражнения для детей – это:
• знакомство со своим внутренним «я»;
• формирование представления о себе, как о личности; создание позитивного самовосприятия;
• обучение выражению своих чувств и эмоций; снятие психоэмоционального напряжения;
• развитие мелкой моторики, коммуникативных навыков, образного мышления и способностей к различным видам творческой деятельности.
Наиболее часто к методу арт-терапии прибегают в реабилитации людей с особенностями развития и в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Дети с отклонениями в развитии имеют сложности в адекватном восприятии мира. У такого человека нарушено представление о целостной картине мира. Ребенок может воспринимать мир, как разрозненный хаотичный набор элементов. В результате он не может найти свое место в жизни, быть полноценным членом общества. Влиять на такую ситуацию можно по-разному.
Так, творя и фантазируя, вы можете разобраться в своих душевных переживаниях, понять себя и свой внутренний мир, а можете помочь ребенку побороть робость, развеять страхи, стать более коммуникабельным и открытым для общения с людьми.
Арт-терапевтические упражнения способствуют «прорыву» страхов, комплексов, зажимов в сознании. Каждое упражнение, снимая маски и зажимы, возвращает вас к сути, к корням, к сердцу, к первопричинам.
Преимущества метода арт-терапии в том, что он:
• предоставляет возможность для выражения агрессивных чувств в социально-приемлемой манере: рисование, живопись, лепка являются безопасными способами разрядки напряжения;
• ускоряет прогресс в терапии: подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов;
• позволяет работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми;
• помогает укрепить взаимоотношения между участниками;
• способствует возникновению чувства внутреннего контроля и порядка;
• развивает и усиливает внимание к чувствам;
• усиливает ощущение собственной личностной ценности, повышает художественную компетентность.
Одним из видов арт – терапии является изотерапия – коррекция изобразительным искусством.
ИЗОТЕРАПИЯ
• психотерапевтическая работа с использованием методов изобразительного искусства;
• опирается на психологию творчества и применяет благотворное воздействие рисования в психотерапевтических целях;
• созда т благоприятные условия для эмоционально – личностного развития реб нка.
В дошкольном возрасте эмоциональное благополучие является важнейшим достижением в развитии личности, поэтому эмоциональное раскрепощение в процессе художественного творчества особенно актуально для детей с ОВЗ. Дети с ОВЗ, помимо трудностей в интеллектуальном развитии, испытываю трудности в выражении своих чувств. Эти дети чаще замкнуты, эмоционально неустойчивы и двигательно- расторможены.
Граттаж — это метод выполнение рисунка с помощью процарапывания острым инструментом бумажной основы, покрытой фоном тёмного цвета. В результате получаются оригинальные контрастные композиции.
Граттаж техника рисования очень необычная. Имеет эффект арт-терапии для тех деток, которые любят делать рисунки черным цветом. Граттаж позволяет снять напряжение и перевести акценты в позитивное русло. Линии оживают, приобретают характер, малыш учится руководить толщиной и нажимом при рисовании. Ребенок не просто рисует, он развивает свое мышление, включается творческий анализ.
Рисование в технике граттаж приносит массу пользы дошкольникам:
1. Развиваются мелкая моторика и зрительно-моторная координация.
2. Совершенствуется умение применять графические средства выразительности для передачи желаемого образа: линии, штрихи, контраст.
3. Активно развивается фантазия.
4. Ребёнок чувствует себя смелее, раскованнее, имеет большую свободу для самовыражения.
Если нужно подготовить ребенка к школе, граттаж - техника рисования, которая больше всего способствует этому. Она сначала помогает расслабиться через цвет, затем снять зажимы через черный, и в итоге рука ребенка привыкает делать мелкие внимательные движения, процарапывая рисунок.
Процесс творчества данным способом поднимает самооценку малыша. Если какой-то предмет или объект у него не очень хорошо получается при традиционном рисовании, то композиция в технике граттаж в любом случае получится красивой и оригинальной. Дошкольник начинает верить в свои возможности.
Для рисования в технике граттаж дошкольникам предоставляются определё нные материалы:
1. Основа — достаточно плотная бумага (чтобы инструмент её не прорезал). Можно взять картон, в том числе цветной.
2. Для покрытия основы: восковые свечи, восковые мелки, гуашь или тушь (обычно чёрная, но также можно использовать другие тёмные тона — синий, фиолетовый, коричневый).
3. Жидкое мыло, клей ПВА или моющее средство (для добавления в гуашь).
4. Губка или широкая кисть для закрашивания основы гуашью.
5. Острый инструмент для процарапывания изображения: зубочистка, стека, использованный стержень от шариковой ручки, заострённая деревянная палочка, пластиковая вилка и пр.
6. Сухая тряпочка для того, чтобы аккуратно убрать остатки воска после прорисовки.
Техника выполнения
• Выбираем тему рисунка;
• Наносим на лист бумаги восковые мелки (пройти по листу 3,4 раза);
• Тонируем гуашью ещё раз лист бумаги, чтобы был контраст;
• После того, как лист высох, приступаем к процарапыванию.
Данная технике позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянно повышать интерес к художественной деятельности, развивать психические процессы. Оно позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.