Наталья Кноблох
Грамматическая речевая среда
▼ Скачать +Заказ
Грамотная речевая среда группы – основа развития правильной речи детей.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Публикация «Грамматическая речевая среда» размещена в разделах
Одна из приоритетных задач ДО речевое развитие. И не случайно во ФГОС речевое развитие выделено в отдельную область. В новой, переработанной с учетом ФГОС, программе раздел речевое развитие включает в себя: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи; фонематического слуха; знакомство с книжной культурой; детской литературой; понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте. С другой стороны, все чаще в детский сад приходят дети с задержкой речевого развития или с нарушением речевого развития. Конечно, предупредить проблему легче, чем её исправлять. Но это не наш вариант.
Что же можем сделать мы?
Одной из самых важных составляющих правильной речевой развивающей среды группы является грамотная речь педагога, так как педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания, т. е. оказывает огромное влияние на все стороны речи. Речь педагога имеет обучающую и воспитательную направленность, она должна быть: правильной, точной, логичной, чистой, выразительной.
Там, где педагог говорит грамотно, внимателен к речи окружающих, чутко улавливает особенности детских ошибок, и дети овладевают умением говорить правильно. И наоборот, если речь воспитателя неряшлива, если он может позволить себе сказать «Чего ты делаешь?» или «Не залазь на горку», – даже ребенок, привыкший дома говорить правильно, повторяет ошибки вслед за ним. Поэтому забота о совершенствовании своей речи может рассматриваться как профессиональная обязанность педагога.
Постоянно заботясь о совершенствовании грамматической стороны речи, воспитатель повышает культуру речи не только свою, но и детей. А вот с родителями уже сложнее. Исправлять родителей? Мы используем консультации, рекомендации в группе и на сайте (личной странице). Запланировали на будущее мероприятие с родителями посвящённое правильной грамматической речи. Здесь же хочется упомянуть о тесной работе с логопедом. Группа у нас смешанная. По рекомендациям Н. В. работаем с детьми и родителями.
Для правильного речевого развития детей в группе мы создали центр речевого развития. Центр включает в себя игры и пособия, направленные на развитие всех компонентов речевой системы. Ключевым персонажем речевого уголка мы сделали игрушку. Известно, что игрушка занимает особое место в предметном мире ребенка. Она является другом, партнером в мире игр, собеседником. Куклотерапия позволяет решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительности, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции.
Мы в своей работе осуществляем формирование грамматически правильной речи двумя путями. Первый в НОД, второй в воспитании грамматических навыков в повседневном общении. В НОД предупреждаются и исправляются грамматические ошибки детей, а в повседневной жизни создаются условия для практики речевого общения.
При планировании важно правильно определять программное содержание. Рекомендуется отбирать не только те формы и те способы их образования, которые затрудняют детей, но и те, которые детьми усвоены.
Стараемся приучать детей к полным ответам.
Стимулируем речь с помощью наглядных и словесных методов: дидактических игр, игр-драматизаций, словесных упражнений, рассматривания картин, пересказ коротких рассказов и сказок, проблемных ситуации; подсказа нужной формы; исправления ошибки; вопросов подсказывающего и оценочного характера; привлечения детей к исправлению ошибок; напоминание о том, как сказать правильно, и др.
Важно, чтобы грамматические формы осваивались в живой речи и становились привычными. Необходимо воспитывать у ребенка языковое чутье, внимательное отношение к языку, умение «чувствовать» ошибку не только в чужой, но и в собственной речи. Самостоятельное исправление собственных ошибок – показатель достаточно высокого уровня овладения грамматической стороной языка и осознания явлений языка и речи.
Исправление ошибок в речи ребёнка способствует тому, что дети привыкают осознавать языковые нормы, т. е. различать, как надо говорить правильно.
Неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей как у того ребенка, который говорит, так и у тех детей, которые его слышат.
Не лишним будет вспомнить, как мы должны исправлять речевые ошибки.
Не повторять за ребенком неправильную форму, а предлагать ему подумать, как сказать правильно (Ты ошибся, надо сказать «мы хотим»). Итак, нужно сразу дать ребенку образец правильной речи и предложить повторить его.
Ошибку следует исправлять тактично, доброжелательно и не в момент приподнятого эмоционального состояния ребенка. Допустимо исправление, отсроченное во времени. Детей старшего возраста следует учить слышать ошибки и самостоятельно исправлять их.