Савкина Елена Владимировна
«Говорящая среда» как эффективное средство поддержки детской индивидуальности, инициативы и самостоятельности детей
▼ Скачать + Заказать документы
«Говорящая среда» как эффективное средство поддержки детской индивидуальности, инициативы и самостоятельности детей»
МАДОУ «Детский сад №17
Воспитатель :
Савкина Елена Владимировна
Созданию мотивирующей развивающей предметно-пространственной среды в современном ДОУ сегодня уделяется большое внимание.
Правильно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении предоставляет каждому ребёнку разные возможности для приобретения тех или иных качеств личности, возможности для всестороннего развития.
Публикация «„Говорящая среда“ как эффективное средство поддержки детской индивидуальности, инициативы и самостоятельности детей» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2023
Сегодня в современной педагогике актуально такое понятие как «Говорящая среда».
-технология организации образовательного пространства в детском саду, где слышен «голос ребёнка».
«Говорящая» среда дает возможность ребёнку
• ощутить и увидеть себя в «своем» пространстве,
• проявить активность,
• инициативность,
• автономность,
• самостоятельность,
• понять собственную значимость.
В детском саду, всем известно, дети проводят большую часть времени. Здесь они общаются, играют, исследуют и познают. Развивающая среда — это уникальный инструмент, позволяющий совершенно необычным образом изменить групповое помещение дошкольного учреждения. Благодаря «говорящей» среде дети знают, что и где расположено в нашей группе, что, безусловно, помогает им чувствовать себя свободно и комфортно, они могут воплощать все задуманные идеи.
И сегодня хотелось бы поделиться с вами как мы окунулись в этот процесс и как мы создаём «говорящую среду» вместе со своими воспитанниками, оценив её преимущество.
В нашем детском саду функционирует разновозрастная группа оздоровительной направленности для детей с сахарным диабетом,
Малышам 3-4 лет, безусловно, самостоятельно справиться с одеждой и проследить за полноценным ее составом на себе очень трудно, даже невозможно Наша Задача– помочь каждому ребенку, но не в форме опеки, а в форме подсказок и игр. Сев за круглый стол с ребятами подготовительной группы обсудили проблему и подумали, что нам нужен помощник. Таким помощником оказался карандаш, и бумага, так у нас появился алгоритм одевания.
Шкафчик - Это место его личных вещей. Шкафчики у всех одинаковые, не стоит забывать что каждый ребенок — личность. Обсудив с ребятами как украсим шкафчики, пришли к выводу что украсим их автопортретами нарисованные детьми и повесим украшенную первую букву имени ребенка.
В раздевальной комнате задействовали все пустующие поверхности. Даже нарисовали маркировку шкафчиков.
В каждом из нас есть то, чего нет в других. Чем старше становится ребенок, тем больше интересов у него появляется. Познавая мир, он не только получает новые впечатления, но и совершает первые шаги в познании себя. Наша с Вами задача: выявить способности и увлечения ребенка, продолжать развивать творческие и познавательные способности, так на входной двери у нас появился стенд мои увлечения.
Хочется с вами поделиться с одной проблемой,
решение которой мы уже нашли: соблюдение правил поведения в группе. Кто-то бегает по группе, кто-то громко кричит, кто-то не убирает игрушки – это всё рождало конфликтные ситуации. Мы с детьми решили обсудить все эти случаи и подумать о том, как сделать так, чтобы конфликты не повторялись. Мы придумали правила и нарисовали их.
Ежедневно мы с детьми собираемся на рефлексивный круг, и каждый сам оценивает, насколько он справился с задачей соблюдения наших правил.
Таким образом Дети учатся саморегуляции, а иллюстрации на стене напоминают о правилах, которые установлены самими детьми. Правила сплачивают группу, выглядят как желаемое поведение, а не как запрет.
Наблюдая за деятельностью детей, мы поняли, что Важно, чтобы игровой материал, находящийся в группе, был для них доступен.
Я сделала вывод, что для детей младшего возраста материалы лучше хранить в прозрачных контейнерах или корзинах без крышек. Поэтому убрали со всех контейнеров крышки. Так же для удобства сделали маркёры на контейнеры и корзинки, чтобы дети легко могли найти нужные для игры атрибуты. Теперь дети хорошо знают, где хранятся материалы, легко их находят и возвращают на место.
Стенд «Сереты Тетушки Совы» содержит индивидуальные задания для детей. Каждый кармашек стенда соответсвует картинке на шкафчике ребенка. Утром дети находят задания, которые находится в его кармашке. Например: в кармашке ребенок обнаружил картинку «Карандаш» он проходит в уголок творчества, там лежит папка с заданием для ребенка. Если ребенок нашел в своем кармашке «1», значит он должен пройти в центр познавательной активности и т. д.
Таким образом. Выполняя задания дети приучаются к самостоятельности,
Календарь на месяц.
Это своего рода адвент календарь, начали ребята его заполнять с декабря месяца и настолько он им понравился что дети решили заполнять его на каждый месяц.
Адвент -Календарь способствует развитию внимания, наблюдательности.. Каждый день, узнавая что то новое дети называют месяц, числа и день недели.
Говорящий столб
Для поддержки познавательного интереса и развития предпосылок грамотности, в работу над каждым проектом или лексической темой, мы включаем «Азбуку» проекта. Идея состоит в том, что, знакомясь с новой темой или работая в проекте, ребята фиксируют в азбуку слова, которые так или иначе связаны с ним. Часто, при написании слов, дети допускают ошибки, которые мы не исправляем, так как речь не идёт об обучении детей чтению и письму.
Расположена азбука на говорящем столбе, это помогает детям научиться работать на вертикальной поверхности.
Работа над созданием «Азбуки» проекта является полностью добровольной деятельностью, в которую дети включаются исходя из собственных потребностей.
В настоящее время мы начали воплощать идею «Голос ребенка в среде» и у нас есть уже первые результаты. В экологическом уголке дети вместе с родителями с удовольствием участвовали в сборе коллекции коры деревьев, шишек, гербария.
Вместе с детьми лепили коллекцию грибов, дети подписывали и рассказывали малышам о своей работе, создавали книжки-малышки «Энциклопедия грибов». При рассказе о редких животных и находящихся под угрозой исчезновения, появилась необходимость создать «Красную книгу», знакомясь при этом с животным миром Челябинской области.
Уголки каждого центра наполнены картами-схемами для организации индивидуальной исследовательской деятельности картами – последовательностями,
Так например центр «Исследовательской деятельности» объединен с центром «Природы». Задача этих центров – развитие познавательно-исследовательской деятельности детей, обогащение представлений об окружающем мире, что в целом обеспечивает успешное интеллектуальное и личностное развитие ребенка. Здесь размещены самые разнообразные природные и бросовые материалы: мел, песок, глина, камни, перья, ракушки, уголь, микроскоп, глобус, коллекции, а также некоторое лабораторное оборудование, вызывающее у детей особый интерес. Дошкольникам с ЗПР недостаточно показать картинки, расставить цветы, нужно погрузить их в определенную атмосферу, разбудив активность познания, общения, наблюдения. Для прочности запоминания дети учатся зарисовывать свои наблюдения, вести «рабочую документацию» исследования.
Когда дети пытаются обозначить свой рисунок, т. е. подписать, а писать еще не умеют свое имя, могут взять в помощь карточки на котором написаны их имена. Ну,а чтобы понять какое его имя, они ищут картинку, которая соответствует картинке на шкафчике ребенка
Особое внимание уделяется воспитанию бережного отношения к природе. Например, в день Ёжика дети узнали, что от 1 батарейки, выброшенной не в спец. приемник, может погибнуть 1 ёжик. Это их так затронуло, что у нас прошла акция по сбору батареек.
А для сокращения ущерба для окружающей среды придумали сделать коробку по сортировке мусора чтобы дети умели самостоятельно разделять мусор для переработки.
К дежурствам дети отнеслись с особым творчеством. Группа у нас разновозрастная, появляются новые ребята, и дети сами составили схемы посадки детей, для малышей нарисовали схемы сервировки стола, рисуют картинки в меню, чтобы младшие дети знали меню на весь день, это способствует взаимопомощи старших воспитанников младшим
Во время сюжетных игр у детей появилась потребность в бытовой технике, пробовали предметы – заменители, но интереснее было сделать своими руками, так у нас в группе по инициативе детей появились : кофеварка, соковыжималка с карточками овощей и фруктов, печь для пиццы, тостер, стиральная машина, с подписанными функциями и сумка для доставки. Это создало атмосферу увлеченности общим делом. Младшие дети красят новые игрушки, а старшие собирают детали. А потом с удовольствием играем, а если чего-то не хватает, сделаем сами в кафе, дома и с доставкой на дом.
В нашей аптеке можно найти нужные лекарства, так как они «промаркированы» детьми и понятно для чего данное лекарство: АВС-витамины, сердечко -для сердца, от температуры-градусник, так дети понимают, что от разных болезней-разные лекарства, так мы учим навыкам, которые защитят детей от беды.
Проверить остроту зрения по таблице.
Говорящая среда создает условия для проявления познавательной активности детей, создает атмосферу эмоционального комфорта и условий для творческого самовыражения.
Нашим детям очень нравится создавать свою среду в группе.
А ваши дети хозяева или гости в д/с?