Кристина Саркисян
Конспект ООД в подготовительной группе «Где-то на белом свете»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности
в подготовительной к школе группе
по познавательному развитию
«Где-то на белом свете»
Воспитатель:
Бешлиу
Кристина Артемовна
Псков 2021
Интегрируемые образовательные области: Познавательное развитие, речевое развитие.
Цель: Развитие познавательно – речевой деятельности детей;
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект ООД в подготовительной группе „Где-то на белом свете“» размещена в разделах
1. сформировать представления детей о жизни полярного медведя, его внешнем виде, питании, способах его приспособления к жизни на Крайнем Севере;
2. показать зависимость образа жизни от среды обитания;
Развивающие:
1. развивать умение логически мыслить, рассуждать, анализировать;
2. развивать память, внимание, связную речь, расширять словарь;
3. развивать фантазию, воображение.
Воспитательные:
1. воспитывать интерес к новым знаниям;
2. воспитывать внимательное и бережное отношение к природе и животным.
Формирование словаря детей: глобус, Арктика, полярное сияние.
Научно-энциклопедическая подготовка воспитателя :
Глобус — вращающаяся модель земного шара или другого сферическогонебесного тела с его картографическим изображением. Г. Земли. Г. Луны. Небесный г. (модель небесной сферы)
Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова / РАН. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. 4-е издание, дополненное. – М. : Азбуковник, 1999. – 944с.
Материал:
Демонстрационный
Ноутбук, проектор, черный ящик, глобус, красный флажок из бумаги; Красная книга (заготовка, зашифрованная загадка о белом медведе, картинки: раздевалка детского сада, легковой автомобиль, ноги в снегу, ноги на лыжах, плавающий и ныряющий медведь; модель следа полярного медведя, тазик с водой, крем для рук, салфетка, линейка, фото белого медведя.
Раздаточный
Льдинки (5 штук, снежинки (5 штук, красный картон (1 шт., синий картон (1 шт., дидактическая игра «Третий лишний», карточки с изображением разных мест на планете (пустыня, лес, пляж, Северный полюс)
Предварительная работа:
- Беседа о животных Севера;
- Просмотр презентации «Красная книга»;
- Дидактическая игра «Да/Нет»
- Дидактическая игра «Третий лишний»
Организационный момент
- Ребята, посмотрите, я снова принесла к нам в группу чёрный ящик и положила туда очень интересный предмет. Хотите узнать, что это? Тогда поиграем в нашу любимую игру «Да/Нет» Только сегодня я буду водящим (выясняем, что это глобус).
- А что такое глобус, как вы думаете? (ответы детей)
- Вы все правильно сказали. Глобус — это уменьшенная модель земного шара. Слово «глобус» означает «шар», так как наша планета Земля имеет форму шара. На глобус нанесены материки, океаны, моря, реки, горы и другие объекты.
- Ребята, вы заметили, место на глобусе отмечено красным флажком. Кто знает, что здесь находится? (ответы детей).
- Ребята, это Арктика - часть нашей планеты на Северном полюсе. Место, где вечный холод, лёд и снег. Там всегда (круглый год) дует холодный ветер, воет вьюга, вся земля покрыта снегом. Посмотрите на экран.
Презентация «Природа Арктики»
- Представляете, как там холодно! А может ли там кто-нибудь жить? (ответы)
1. Ребята, там обитают животные, которые приспособились к вечному холоду. Это тюлени, северные олени, песцы, моржи. Среди них есть очень интересный, необычный зверь.
2. А какие животные там живут? (тюлени, северный олень, пингвин, белый медведь)
- Да, ребята, все эти животные живут… Вы запомнили где? Да, в Арктике. Они приспособились к вечному холоду. Среди них есть одно очень необычное и интересное животное. А какое, мы сейчас узнаем (достаем загадку). Посмотрите и подумайте, какое животное зашифровано, спрятано?
(если не угадать, спросить по каждой карточке, что это)
1. Белое пятно
2. Рыба
3. Льдина
4. Бурый медведь?
- Какие вы молодцы! Конечно, это БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ
Основная часть
- Ребята, белый медведь очень интересное животное. Может быть, вы о нем что-нибудь знаете? (ответы)
- Да, молодцы! Это огромный зверь, один из самых крупных хищников на планете. Но у него есть один враг.
- Как вы думаете, кто это? (ответы детей)
- Нет, ребята. Оказывается, это человек! Человек убивает белого медведя ради шкуры. Белый медведь исчезает с нашей планеты, их осталось очень мало. Поэтому он занесён в Красную книгу. А что такое Красная книга?
Красная книга - это книга, в которую занесены, записаны редкие животные, растения и грибы, которые находятся под угрозой исчезновения и требуют защиты и охраны.
- Ребята, я предлагаю создать свою Красную книгу (ДОСТАТЬ). Согласны?
- Догадались, кто будет первым в нашей Книге. Точно, БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ.
- Ребята, нам нужно разделиться на две команды. В этом нам помогут эти карточки с картинками. Возьмите карточку, и вы узнаете, в какой вы команде (дети берут карточку). У кого нарисована снежинка, тот подходит к столу со снежинкой, у кого льдинка – где льдинка (дети расходятся к столам)
- У нас получилось две команды: «снежинки» и «льдинки». Нам нужны капитаны команд. У кого из вас на карточке красный флажок, тот и будет капитаном. В команде «Снежинок» капитан …., а в команде «Льдинок» - …. Молодцы!
- Слушайте внимательно задание!
1) Команде «Снежинок» предстоит выяснить, чем питаются б. м. Для этого из каждого ряда картинок выберите лишнюю и поместите ее на синий картон.
2) Команде «Льдинок» нужно узнать, где обитает белый медведь, в каких условиях он живет. Выберите картинки, которые подходят белому медведю, и поместите их на красный картон.
- Готовы? Приступаем.
Дети выполняют задания.
- А теперь капитаны расскажут нам, что у вас получилось. Начнет команда «Льдинок»
1. Белый медведь живет в А, где …. ( Воспитатель помогает и обобщает: СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ: Зимой в Арктике ПОЛЯРНАЯ НОЧЬ, несколько месяцев солнце совсем не показывается – темнота. Это очень суровое время – дуют сильные ветры, бушует пурга, сильный мороз. В это время нередко возникает ПОЛЯРНОЕ СИЯНИЕ - разноцветные огоньки, которые зажигаются в небе, разноцветный занавес)
- Команда, как вы думаете, почему медведь белый? А команда Снежинок как думает? (он сливается с окружающим пейзажем, не выделяется, чтобы удачно охотиться)
- Послушаем вас, Снежинки.
2. Белый медведь питается…., ( Воспитатель помогает и обобщает: б. м. опасный хищник, он охотится на суше, на льду и в воде, питается другими животными, моржами, тюленями, рыбой. Если медведь очень голодный, он ест птичьи яйца, ягоды и мох)
Капитан рассказывает, команда помогает.
- Молодцы, команды. А теперь пройдем на стульчики и посмотрим видео.
Пока дети смотрят видео, воспитатель говорит факты:
1. Белый медведь одно из самых красивых животных. Его считают северным братом нашего бурого медведя. В отличие от него тело полярного медведя более удлиненное, вытянутое, а лапы - короткие, толстые, но сильные.
2. В высоту он достигает 1,5 м, а в длину — до 3 м. Это огромный размер (картинка - комната). Если бы белый медведь захотел зайти к нам в группу, то он мог бы не поместиться в нашей раздевалке.
3. Вес полярного медведя может достигать до 1000 кг. Это то же самое, что машина (картинка-машина). Представляете, какой тяжёлый белый медведь на самом деле (видео закончилось).
4. А вот это, ребята, след белого медведя. Посмотрите, какой он широкий. Мне кажется, она шире нашей с вами. Вася, попробуй встань. Точно, смотрите, на ней помещаются две наших ноги. А зачем медведю такая огромная лапа?
- Если мы окажемся в Арктике и пойдем по снегу, то провалимся (КАРТИНКА). А вот если встанем на широкие лыжи, то поедем, не проваливаясь (КАРТИНКА). Так и огромному медведю широкая лапа помогает при ходьбе по снегу. А еще шерсть и шишечки на лапах не дают скользить по льду, а перепонки между пальцами помогают плавать.
- Белые медведи хорошо плавают (КАРТИНКА) и ныряют (КАРТИНКА). Медведи проплывают на большие расстояния. В какой воде? Теплой или холодной? Конечно, в холодной, даже в ледяной воде. И на суше сильный мороз! Как же тогда мокрый медведь не превращается в ледышку? Как вы думаете?
- Я открою вам секрет. Пойдемте со мной (подходят к столу с водой).
- Ярослава, помоги мне, пожалуйста.
Опыт
В ёмкость с холодной водой опускаем руку и тут же вынимаем её.
- Смотрите, рука мокрая, и если бы у нас в группе было так же холодно, как в Арктике, то вода бы замерзла, и рука Ярославы вся покрылась льдом.
Теперь вытираем руку, и смазываем её кремом. Снова опускаем руку в воду и вынимаем.
- Что вы заметили? … Вода не покрывает всю руку, она собралась капельками.
- Ярослава, встряхни руку (показать). Капли слетают, и нечему замерзать. Рука как будто сухая, это жирный крем не дал ей намокнуть.
- Ребята, шерсть белого медведя покрыта специальным жиром, которые не пропускают воду. А еще у него под кожей толстый жир, целых 10 см (показать на линейке, который не дает ему намокнуть и замёрзнуть. Еще этот слой жира помогает белому медведю держаться на воде, и тяжелый зверь не тонет.
Итог
- Ребята, мы с вами проделали огромную работу. Узнали очень много нового о белом медведе. Теперь соберем весь материал для нашей Красной книги. Помогите мне, пожалуйста.
- Ребята, вам не кажется, что чего-то не хватает в нашей Книге? Я думаю, что нужна фотография нашего зверя. Она у нас есть, только зашифрована. Чтобы ее открыть, нужно каждому из вас сказать предложение о белом медведе, что вы о нем запомнили. Только ГЛАВНОЕ условие – не повторять!
Каждый ребёнок называет факт и открывает кусочек картинки.
- Теперь наша Книга готова! Вы помните, почему БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ оказался в Красной книге? В следующий раз мы добавим сюда другое животное или растение, которое нуждается в нашей защите и охране. Давайте отнесем Красную книгу в уголок природы.
- Белый медведь очень интересное, красивое животное. Правда? О нём пишут рассказы, стихи, сказки, снимают передачи, фильмы. А кто помнит мультфильм, в котором главный герой – белый медвежонок? («Умка»)
Мы обязательное его посмотрим.