Ольга Родионова
Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Тема: «Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в режимных моментах ДОУ.
Воспитатель: Родионова О. И.
№ слайда 2
Описание слайда:
Процесс сохранения здоровья и укрепления иммунитета ребенка в дошкольном возрасте является решающим этапом формирования здоровой личности. Именно в это время идет усиленное формирование органов, от которого, по сути, зависит дальнейшая жизнь маленького человека. Поэтому ведение ЗОЖ в детском саду играет важнейшую роль в развитии ребенка. Геродот говорил, что когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен ум.
Публикация «Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
№ слайда 3
Описание слайда:
Дошкольный возраст — один из самых коротких в жизни человека. До 7 лет человек проходит большой этап своего развития, который больше не повторится за всю его жизнь никогда. Важность выбранной темы позволила мне определить цель и задачи организации педагогической работы по данному опыту. Основная цель нашего детского сада - изучить проблему формирования здорового образа жизни и выявление педагогических условий, способствующих формированию здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ. Внедрение ЗОЖ в детском саду рождает выработку человеческих ценностей у детей, таких как здоровье, ответственность за себя, выбор правильного поведения в различных жизненных ситуациях.
Задачи:
• формировать первичные навыки здорового образа жизни;
• описать организационно-методические особенности формирования здорового образа жизни у старших дошкольников ДОУ;
• выявить педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в физкультурно-оздоровительной работе в режиме дня ДОУ.
Новизна моего опыта заключается в формировании здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в режимных моментах ДОУ.
№ слайда 4
Описание слайда:
Я считаю, что важным условием успешной работы по сохранению здоровья детей является понимание того, что «здоровый образ жизни» должен стать стилем жизни.
Понятие здоровый образ жизни включает в себя целый комплекс составляющих компонентов. Это не просто какая-то диета или занятия спортом. ЗОЖ — стиль жизни, направленный на омоложение и оздоровление всего организма, отказ от вредных привычек, создание режима дня, в котором есть место для полноценного отдыха, продуктивной работы и физической активности.
Здоровый образ жизни делает возможным воплощение в жизнь многих планов и идей. А придерживающиеся его люди полны бодрости, здоровья, сил и энергии. Крепкое здоровье и хороший иммунитет, полученные при соблюдении принципов ЗОЖ позволят долгие годы наслаждаться жизнью и получать от неё максимальное удовольствие.
№ слайда 5
Описание слайда:
Дошкольный возраст - самый поддающийся воздействиям период. В этом возрасте ребенок быстро обучается и усваивает. По опыту работы я убедились в необходимости поддержания и укрепления здоровья детей. В начале моей работы я провела мониторинг на выявления здоровья детей.
Данный мониторинг показал факторы, влияющие на здоровье детей представлены в диаграмме.
Картина довольна печальная и подтверждает, что заниматься здоровьем, учить быть здоровым нужно как можно раньше.
№ слайда 6
Описание слайда:
Также для выявления знаний детей факторов, которые затрагивают все сферы человеческой жизни я провела опрос среди детей нашей группы на темы: «Расти здоровым», в который были включены следующие вопросы:
1. Что ты знаешь про правильное питание?
2. Как ты понимаешь словосочетание «здоровый образ жизни»?
3. Что ты делаешь для того, чтобы быть здоровым?
4. Ты знаешь, что такое спорт? А ты занимаешься каким – нибудь видом спорта? 5. Что такое труд? Как ты трудишься?
6. Знаешь ли ты, что такое «вредные привычки»?
7. Знаешь ли ты о последствиях вредных привычек?
8. Почему нужно регулярно проходить медицинский осмотр?
9. Как ты думаешь, правильно ли, что труд есть основа здорового образа жизни?
Данный опрос показал, что 30% детей имеют смутное представление о понятии «здоровый образ жизни»; имеют небольшое представление о вредных привычках; не всегда стремятся «настроить себя» на здоровый образ жизни, и 70 % детей дети имеют четкое представление о понятии «здоровый образ жизни»; отрицательно относится к вредным привычкам; настроены на здоровый образ жизни.
№ слайда 7
Описание слайда: На основании вышесказанного я включила в образовательный процесс аспектами здорового образа жизни такие как :
• эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями.
• интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах.
• духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые конструктивные жизненные цели и стремиться к ним; оптимизм.
№ слайда 8
Описание слайда:
Для каждой возрастной группы в процессе формирования здорового образа жизни ставятся свои задачи. По опыту моей работы для детей старшего дошкольного возраста я определила следующие задачи по формированию ЗОЖ, которые представлены вашему вниманию на слайде.
№ слайда 9:
Описание слайда:
В группе я создала условия для самостоятельной здоровьесберегающей деятельности детей, инициируя разнообразными игровыми проблемными и поисковыми ситуациями. Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитанию потребности в двигательной активности физическими упражнениями в группе был оборудован физкультурный уголок: в нем все необходимое физкультурное оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты для подвижных игр, физкультурное оборудование для гимнастики после сна, оборудования для индивидуальной профилактической работы с детьми.
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы. Характеристика педагогических технологий, ориентированных на развитие личностных качеств ребенка, его индивидуальности. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
№ слайда 10
Описание слайда:
Работа с детьми предполагает различные формы, средства и методы формирования представлений о ЗОЖ. Основными формами являются : занятия, досуги, спортивные соревнования, праздники, а так же режимные моменты. Для успешной реализации режимных моментов я использовала множество форм : самостоятельная двигательная деятельность детей, кружковая работа, привлекала родителей для совместной деятельности, организованная деятельность в режиме дня и т. п.).
№ слайда 11
Описание слайда:
Из опыта моей работы для успешного формирование здорового образа жизни необходимы следующие условия:
• организация и насыщение видов деятельности информацией об основах здорового образа жизни и формирование на этой основе положительного отношения к данному процессу;
• расширение предметно-пространственной среды в целях освоения детьми способов ведения основ здорового образа жизни;
• сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи, которое основано на единстве воспитательного взаимодействия.
№ слайда 12
Описание слайда:
Образовательная деятельность в режимных моментах осуществляется при помощи: утренней гимнастики, культурно-гигиенических навыков
С детьми ежедневно совместно с инструктором по физической культуре мы проводим утреннюю гимнастику, цель которой – создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу. Утренняя гимнастика проходит в спортивном зале, и сопровождается музыкой, что благоприятно влияет на эмоциональную сферу старшего дошкольника, способствует хорошему настроению детей. Физические упражнения дают возможность научиться управлять свои телом. Они приводят к улучшению аппетита и нормализации обмена веществ. Следует как можно раньше научить ребенка соблюдать правила гигиены, чтобы уберечь его от многих проблем со здоровьем. Важно объяснять ребенку необходимость поддерживать чистоту (уход за зубами дважды в день, мытье рук, полоскание рта после еды, купание, смена белья).
№ слайда 13
Описание слайда:
Особое внимание в системе ЗОЖ я уделялю проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости.
Для этого я использовала нетрадиционные методики оздоровления детей.
Профилактика плоскостопия: использовали ходьбу по «дорожкам здоровья», специальные комплексы упражнений по профилактике плоскостопия, самомассаж стоп. Для развития мелкой моторики рук, способности координации движений, активизации речевого развития использовали пальчиковую гимнастику. Для повышения общего жизненного тонуса, устойчивости организма к заболеваниям дыхательной системы, использовала в работе с детьми различные виды дыхательных гимнастик.
Физкультминутки являются неотъемлемой формой для укрепления здоровья, которые так же включаю в процесс работы с детьми. Разработала картотеку физкультминуток для детей старшего дошкольного возраста.
№ слайда 14
Описание слайда:
Инновацией в моей работе стала разработка системы дидактических игр здоровьесберегающего содержания для детей старшего дошкольного возраста, которые я организовывала вместе с детьми. В нее вошли такие игры как: «В гостях у Айболита», «Уроки Мойдодыра», «Полезные и вредные привычки», «Что полезное и вредное для зубов» и т. д.
Развитие движений, воспитание двигательной активности старших дошкольников осуществлялись во время прогулок. Каждая прогулка имеет определенное содержание. Так, для прогулки я разработала систему народных подвижных игр, эстафет, соревнований. Вместе с детьми собирали природный материал для дальнейшей работы с ним в группе. Большое значение уделяется организации полноценного дневного сна. Для засыпания детей использую различные методические приемы: колыбельные песенки, слушание классической музыки и сказок. После дневного отдыха проводится гимнастика после сна в сочетании с профилактическими процедурами и массажем. Эффективное формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни может осуществляться только при точном соблюдении режимных моментов детского сада.
№ слайда 15
Описание слайда:
С целью теоретической и практической подготовки родителей к пониманию важности проблемы формирования психологического здоровья у детей необходима организация специальной работы с ними. В родительском уголке разместила консультации, рекомендации. С целью оптимизации процесса формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе.
Вместе с инструктором по физическому воспитанию мы проводили праздники «Здоровья», «Веселые старты» в которых участвовали дети и их родители.
Во время праздника дети и родители принимают заинтересованное участие в разнообразной двигательной деятельности - упражнениях, подвижных и спортивных играх, эстафетах, танцах, аттракционах. Действуя с большим эмоциональным подъемом, стремясь к достижениям лучших результатов в условиях соревнования, дети совершенствуются физически. По моему мнению, можно сделать вывод: в результате целенаправленного педагогического воздействия посредством физкультурных праздников укрепляется здоровье ребенка, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.
№ слайда 16
Описание слайда:
В семье, в общении с родителями дети получают первые уроки жизни. В результате общения ребенка с близкими взрослыми он приобретает опыт действий, суждений, оценок, что проявляется в его поведении. Большое значение имеют положительные примеры поведения отца и матери, как образца для подражания, а так же родительское слово, как метод педагогического воздействия. Главное, чтобы слова родителей, их пример, реальные проявления, а так же оценки поведения детей совпадали и тем самым закрепляли представления ребенка о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Поэтому, я объясняю родителям, что дома важно подкреплять предъявляемые к детям требования личным поведением, специально демонстрировать образцы гигиенической культуры, добиваться единства в подходе к ребенку. И благодаря этому тесному сотрудничеству дошкольники овладевают основными культурно – гигиеническими навыками (умывание, чистка зубов, культура еды, правилами личной безопасности, а так же основными правилами здорового образа жизни. Занятие спортом является здоровым образам жизни для детей и их родителей.
Работая в детском саду, и организуя с детьми занятия и различные виды деятельности по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни, я поняла насколько важно и актуально это сегодня. Главная задача состоит в том, чтобы не допустить снижения имеющегося уровня здоровья ребенка. Выполнить его можно лишь при наличии четко продуманной системы, включающей оздоровительные мероприятия, гигиенический режим, психологический климат, индивидуализацию всех режимных моментов.
№ слайда 17
Описание слайда:
Список литературы