Валентина Лукьянова
«Формирование здорового образа жизни дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
"Здоровье - это драгоценность (и при этом единственная) ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяческих благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной"
М. Монтель.
Наша эпоха - эпоха ярких подвигов и их будутсовершать люди, живущие радостной жизнью, правильно относящихся к своему здорвью.
Публикация «„Формирование здорового образа жизни дошкольников“» размещена в разделах
Здоровье каждого человека в голове, а не в аптеках. Здоровье человека является необходимым условием реализации всех заложенных в человеке возможностей, основа основ достижения успехов. Дети - цветы жизни, это наше будущее. Здоровье - главное нации. Если здоровье - богатство, его надо сохранять. "Здоровье - это вершина. которую должен каждый покорить сам" - так гласит народная мудрость".
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Современный человек не имеет права считать себя образованным, не освоив культуры здоровья. Культура здоровья определяет, прежде всего, умение жить. не вредя своему организму, а принося ему пользу. Здоровье - это не только отсутствие болезней. это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создаёт фундамент будущего.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем органов и становление функциональной системы организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. В настоящее время на фоне экологического и социального неблагополучия отмечается ухудшения здоровья. Большинство выпускников детских садов приходят в школу недостаточно готовыми к обучению с точки зрения психофизического и социального здоровья.
Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что сложившаяся в последние годы тенденция ухудшения состояния здоровья детей приняла устойчивый характер. Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% старшего дошкольного возраста, 10-25% дошкольников имеют отклонения со стороны сердечно-сосудистой системы, в шести-семилетнем возрасте у половины детей отмечается стойкое повышение артериального давления. Растёт число детей с отклонениями органов пищеварения, костно-мышечной (нарушение осанки. сколиоз,мочеполовой, эндокринной систем. Дети в школу приходят читающие, считающие, но имеющие скудный сенсорный опыт, слабо развитую моторику рук, у многих детей отсутствие физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья,элементарно корректировать своё эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую, то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием. У детей с ослабленным здоровьем возрастает уровень тревожного ожидания неуспеха, усугубляющего поведенческие и нервно - психические отклонения,а это приводит к асоциальным формам поведения. У таких детей наблюдается переутомление,снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников. но и перспективы их дальнейшего их развития. Статистика утверждает, что ухудшение здоровья детей зависит на 20% от наследственных факторов, на 20% - от условий внешней среды, то есть от экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведёт. Если на 50% здоровья родители не могут повлиять, то другие 50% должны помочь своим детям научиться сохранять своё здоровье. Проблема воспитания здорового поколения приобретают в настоящее время всё большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей. Ухудшение здоровья детей дошкольного возраста в России стало не только медицинской, но и серьёзной педагогической проблемой. Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных приоритетных задач детского сада.
Эта задача регламентируется и обеспечивается такими нормативно - правовыми документами, как Закон РФ "Об Образовании", "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения", а также Указами Президента России "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации", "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ. Перечисленные документы и меры. принимаемые органами управления образованием, помогают достичь определённых результатов стабилизации. а в детских садах качественного улучшения детского здоровья. У детей низкий уровень знаний о ценности своего здоровья и мы должны научить детей самим заботится о своём здоровье.
В вопросах оздоровления детей рука об руку должны идти медики, педагоги, психологи, специалисты и родители. Основной задачей должно стать воспитание здорового образа жизни у детей. потребности быть здоровым, беречь и укреплять здоровье, ценить счастье здоровья.
Оздоровление воспитанников не может быть эффективным, если оно проводится только силами медицинских работников. Эта работа требует тесного сотрудничества с педагогическим персоналом и родителями,поэтому в учреждении создано детско - взрослые сообщество (дети - родители - педагоги).
В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья,формируются двигательные навыки, создаётся фундамент для воспитания физических качеств. В детстве человек осуществляет более напряжённую, более сложную работу, чем взрослый по саморефлексии, самопостроению, самоконтролю и саморегуляции. Если ребёнок пассивен в этом процессе, то деформируется его социализация, разум его здоровья. Поэтому именно на этом дошкольном возрасте приоритетом является задача воспитания у детей мотивация на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни.
Наш детский сад посещают дети с ОВЗ (нарушения опорно-двигательного аппарата, ДЦП, синдром Дауна нарушения интеллекта, ЗПР,ЗПРР, которые имеют несколько сопутствующих заболеваний. Для нашего контингента воспитанников проблема актуальности формирования здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья имеют особую силу. Педагоги рассматривают формирование здорового образа жизни не только как отсутствие болезней или физических дефектов, но и как полное физическое. нравственное, психическое и социальное благополучие. С этой позиции основным в работе по укреплению здоровья детей является формирование единого здоровьесберегающего образовательного пространства. Приобретение навыков и привычек здорового образа жизни - залог успешной социализации личности, ослабления негативного воздействия микро и макросреды. Микросреда дошкольного учреждения должна отвечать санитарно-гигиеническим требованиям (гигиена нервной системы, гигиена отношений, психологическая безопасность, гибкий режим дня посещения детского сада). Необходимо погружение ребёнка в особо организованную жизненную среду. формирующую привычки здорового образа жизни без их деклорирования взрослыми.
Необходимо выстроить особую пространственную среду, которая бы стимулировала познавательные интересы и поисково-практическую деятельность детей. Необходимо создать такой оздоровительный режим в дошкольном учреждении, который позволит заложить у детей дошкольного возраста основные навыки по воспитанию и формированию основ здорового образа жизни. Новая организация жизненной среды, активизация методов профилактики требует решения не только организационно-методической проблемы, но, прежде всего изменения управленческих подходов к оздоровительной деятельности дошкольного учреждения и соответствующего изменения его структуры.
Специалисты должны научить детей правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Успешность обучения, работоспособность и адаптация детей к будущей жизни во многом зависит от состояния их здоровья в преддошкольный период, от их физического и психического развития и готовности к началу систематического обучения.
Педагоги должны прививать детям с раннего возраста правильное отношение к своему здоровью, воспитывать чувство ответственности за него. Важнейшее направление в работе по оздоровлению детей - это осуществление профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий в детском саду. Чрезвычайно важно, чтобы обучение носило интегрированный характер.
Тема "Здоровье", "Здоровый образ жизни" должна пронизывать все виды деятельности ребёнка. Необходимо воспитывать у детей мотивацию здорового образа жизни через понимание здоровья как ведущего показателя экологической красоты, как средства достижения жизненных успехов.
Необходимо вести физкультурно-оздоровительную работу, обеспечивающую поддержку и развитие физического статуса детей, становление показателей физического здоровья.
Задачи
1. Обеспечить психофизическое благополучие детей и формирование сознательного отношения к собственному здоровью, здоровью значимых близких, природным ресурсам родного края.
2. Объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной оздоровительной работы.
3. Повысить функциональные и адаптационные возможности организма детей за счёт внедрения здоровьесберегающих технологий.
4. Обогащать двигательный опыт детей и развивать психо-физические качества:быстроту, ловкость, гибкость, силу.
5. Научить детей регулировать своё психическое состояние и уметь предупреждать опасные ситуации и правильно вести себя при их возникновении.
6. Обеспечить квалифицированную диагностику состояния здоровья и оценки влияния оздоровительных технологий на организм ребёнка.
Концептуальные основы формирования здорового образа жизни
Концептуальной основой деятельности структурного подразделения является обеспечение непрерывного, адекватного развития способностей детей на фоне физического, психического и социального комфорта и создание предпосылок для успешной подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе.
Таким образом,актуальным является целесообразный подбор инновационных образовательных программ в соответствии с ФГТ, с приоритетом выбора максимально здоровьесберегающих образовательных методик и технологий, координацией деятельности всех педагогов и специалистов детского сада с целью разработки индивидуального маршрута воспитания, оздоровления с учётом здоровья воспитанников, индивидуальных способностей, интересов,перспектив развития.
Стратегия организации работы
1. Проведение мониторинга состояния здоровья детей.
2. Анализ созданных условий предметно-развивающей среды в детском саду.
3. Изучение современных нормативно-правовых документов.
4. Изучение и внедрение современных инноваций в образовательной области "Здоровье".
5. Проектирование модели системы работы по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Принципы работы
1. Научность.
2. Доступность.
3. Активность.
4. Сознательность.
5. Единство диагностики и коррекции.
6. Систематичность.
7. Целенаправленность
8. Оптимальность.
Основные средства формирования здорового образа жизни
1. Правильно организованная предметно-развивающая среда в ДОУ.
2. Непосредственно образовательная деятельность.
3. Игровая деятельность.
4. Продуктивная деятельность.
5. Познавательно-исследовательская деятельность.
6. Коммуникативная деятельность.
7. Музыкально-художественная деятельность.
8. Чтение художественной литературы.
Основные направления работы
1. Оздоровительное.
2. Валеологическое.
3. Физическое.
4. Психо-эмоциональное благополучие.
5. Коррекционное благополучие.
6. Комплексная диагностика.
Анализ
1. Разработан целевой комплексный план "Здоровье"по формированию здорового образа жизни, состоящий из двух блоков:
1 блок - Создание условий для здоровьесбережения воспитанников детского сада".
2 блок "Организация физкультурно-оздоровительной работы".
Каждый блок в свою очередь содержит свои разделы.
2. Составлена система физкультурно-оздоровительных мероприятий с воспитанниками, которая подразумевает такие разделы:
- Виды физической культуры.
- Вариативное содержание.
- Особенности организации.
3. Разработаны формы работы с детьми и родителями.
4. Внедрение в практику нетрадиционных форм по оздоровлению дошкольников (учёт состояния здоровья детей, изучение литературы практическими навыками, взаимодействие с медиками, специалистами).
Результативность
Дети:
1. Дети овладели навыками здорового образа жизни.
2. Повысилась сопротивляемость детского организма к простудным заболеваниям.
3. Улучшились соматические показатели здоровья и показателей физической подготовленности.
4. Снижение заболеваемости.
5. У восьми воспитанников снят диагноз - часто болеющий ребёнок.
6. 68% воспитанников с ОВЗ имеют положительную динамику физического развития.
7. Сформирована гигиеническая культура, наличие потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.
8. Развиты умения предвидеть возможные опасности для своего здоровья.
Родители:
1. Сформирована активная родительская позиция.
2. Повысилась компетентность родителей в вопросах физического развития.
Педагоги:
1. Организована целенаправленная работа между специалистами, педагогами.
2. Создали предметно-развивающую среду, которая гарантирует охрану и укрепление здоровья воспитанников.
Формирование здорового образа жизни - это не просто усвоение определённых знаний. а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях на улице и дома. Всё, чему мы учим наших детей, они должны применять в реальной жизни.
Литература
1. Белая К. Ю. ,Зимонина В. А. "Как обеспечить безопасность дошкольников". М. : Просвещение, 2000.
2. Каштанова Т. В. Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении : практическое пособие. М. : 2002.
3. Кузнецова М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М. :АРКТИ, 2002.
4. Лазарева Н. Н. Комплексный подход в организации здорового образа жизни ребёнка : Методические рекомендации для работников ДОУ // Н. Н. Лазарева,А. А. Асташкина. Тольятти,2004.
5. Яковлева Т. С. "здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду" - М. :Школьная Пресса, 2006.
Приложение №1
Формы работы с детьми
Инновационная деятельность в сфере дошкольной физической культуры базируется на основных медико-педагогических принципах и предполагает прежде всего формирование здорового образа жизни в работе с детьми.
Работа с дошкольниками строится на основе диагностики, которую проводит инструктор по физической культуре, инструктор лечебной физкультуры с участием медицинских и педагогических работников.
Результаты заносятся в карту развития ребёнка и используются специалистами при планировании работы с детьми.
Вся работа с детьми осуществляется в разных формах работы :
-медико-гигиеническая и медико-профилактическая;
-физкультурно-оздоровительная;
-информационно-просветительская;
-образовательная;
-коррекционная;
-спортивно-досуговая.
Коррекционная деятельность
Одна из таких форм - организация коррекционной работы (коррекционные упражнения и задания) строится полодифференцированного подхода. Такой взгляд на физическое воспитание ребёнка оправдан с физиологической, психологической и эмоциональной точек зрения, поскольку мужской и женский организмы отличаются целым рядом свойств и особенностей.
В результате применения дифференцированного подхода к организации деятельности с детьми стало возможным избирательно воздействовать на двигательную активность мальчиков и девочек, на становления физических качеств.
В нашем детском саду коррекционная работа проводится с использованием тренажёров. Работа проводится в строгом соответствии с медицинскими и педагогическими рекомендациями.
Театральная деятельность
Всё большее распространение как средство здорового образа жизни получило в нашем детском саду использование различных видов театральной деятельности. Действительно средство физического и оздоровления детей стал активный отдых. который способствует предупреждению утомления, повышению резервных возможностей детского организма, улучшению психоэмоционального состояния, активизация двигательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Мониторинг физического здоровья ребёнка
В нашем детском саду также широко используется мониторинг физического здоровья ребёнка. Мониторинг необходим не только для выявления индивидуальных особенностей роста и созревания детей, темпа и гармоничности развития, определения уровня физического здоровья, но и для осуществления последующей коррекционно-реабилитационной работы.
Музыка
Особую роль в оздоровлении детей специалисты детского сада отводят музыке. Так, музыка является основой программы "Здравствуй!" М. Л. Лазарева, позволяющей организовать межфункциональный тренинг организма технологий: работа с цветомузыкальными пособиями, разучивание большого количества песен, регулярное выполнение дыхательной гимнастики, знакомство со сказочными персонажами,деятельности, участия воспитанников в детских играх здоровья.
Валеологическое образование
Педагоги проводят большую работу по валеологическому воспитанию и образованию детей. Они подбирают эффективные методы и приёмы, позволяющие в доступной интересной форме преподнести знания, сна, и таким образом приобщают детей к здоровому образу жизни.
Кружковая деятельность
В детском саду функционируют бесплатные кружки физкультурно-оздоровительного направления :
- "Нехворайка".
- "Познай себя".
- "Ритмическая гимнастика".
Непосредственно образовательная деятельность (совместная деятельность детей и педагога - психолога).
Это коррекционно-развивающая деятельность детей с педагогом-психологом. Такая работа помогает детям управлять своими эмоциями. С целью коррекции имеющихся отклонений у детей, обеспечения их психологического комфорта проводятся различные релаксационные, тренинговые упражнения.
Игровая деятельность (тематические, дидактические, подвижные, настольно-печатные, сюжетно-ролевые, игры-драматизации, игры-имитации)
Особое внимание уделяется системе обучения детей гигиеническим навыкам, формированию у них доступных знаний с учётом возрастных и индивйдуальных особенностей восприятия ребёнка.
Как показывает практика. дети 3-5 лет знакомятся с правилами здорового образа жизни наиболее эффективно благодаря целенаправленной организации их сенсомоторной игровой активности с включением всевозможных игр: тематическе,дидактические,подвижные, настольно-печатные, сюжетно-ролевые, игры-драматизации, игры-имитации.
Для детей 5-7 лет наиболее эффективными технологиями являются такие, которые помимо сюжетных и театрализованных игр включают в себя реализацию комплексных педагогических воздействий, направленных на развитие у них умений самостоятельно выбирать способы решения проблемно-творческие фантазии.
Комплексное использование этих технологий обеспечивает наиболее успешное формирование навыков здорового образа жизни у детей разного возраста.
Основы безопасной жизнедеятельности детей
Для формирования у детей основ безопасности в нашем детском саду функционирует транспортная площадка "Зелёный огонёк", где закрепляются правила дорожного движения. Педагоги и специалисты применяют разнообразные игровые технологии для сохранения и улучшения здоровья детей дошкольного возраста. Также проходят тематические вечера, досуги, праздники и другие мероприятия по
- по пожарной безопасности,
- безопасного поведения в природе,
- безопасного поведения на воде,
- я и другие люди.
Приложение № 2
Формы работы с родителями
1. Информационное направление : индивидуальные, коллективные,наглядно-педагогическая информация.
Индивидуальные
-беседы,
-консультации,
-информационные беседы со специалистами,
-рекомендации по оздоровлению детей.
Коллективные
-родительские собрания,
-конференции,
-семинары-практикумы,
-круглые столы,
-игровые тренинги,
-дни открытых дверей,
-педагогическая гостиная,
-презентации.
Наглядно-педагогическая информация
-рекламный стенд,
-тематические выставки,
-памятки-инструкции,
-буклеты,
-видеотека,
-информационные корзины,
-досуги.
2. Совместная деятельность родителей и детей:
-совместные мероприятия по физической культуре родителей с детьми;
-рекомендации, советы, задания;
-индивидуальные консультации и беседы;
-презентации детского сада;
-сайт детского сада;
-клуб "От родителя к родителю";
- университет педагогических знаний;
-лекторий;
-школа родителей.
Приложение № 3
Система физкультурно-оздоровительных мероприятий
1. Утренняя гимнастика
-комплексы коррегирующей гимнастики;
-игровые упражнения на развитие внимания и точности выполнения действий;
-упражнения с использованием разнообразных модулей;
-упражнения с простейшими тренажёрами;
-утренняя гимнастика в сочетании с речевыми и дыхательными упражнениями;
-работа по контролю за осанкой.
2. ЛФК
- блок физических упражнений, направленных на развитие гибкости и подвижности позвоночника, на укрепление мышечного тонуса, на коррекцию осанки и формирование нормального свода стопы, на расслабление и снятие мышечного и психо-эмоционального напряжения.
3. Физическая культура
-двигательная деятельность тренировочного типа;
-деятельность игрового и сюжетно-игрового характера;
-ритмическая гимнастика;
-диагностика проверочных умений и навыков;
-коррекционная деятельность на развитие творчества детей.
4. Двигательная разминка во время перерыва между НОД. Физкультминутка
-Игровые упражнения низкой и средней интенсивности;
-ритмические движения;
-коррегирующие упражнения;
-упражнения для развития мелкой моторики;
-игровые упражнения коррекционной направленности.
5. Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами.
-разминка в постели;
-гимнастика сюжетно-игрового характера;
-комплекс упражнений на тренажёрах в сочетании с оздоровительной ходьбой по массажным и ребристым дорожкам;
-комплекс упражнений на развитие мелкой моторики и зрительно-пространственной координации;
-упражнения на укрепление основных дыхательных мышц.
6. Подвижные игры и физические упражнения на прогулке в подгруппах и индивидуально.
-игры низкой и средней интенсивности,
-игровые упражнения на развитие внимания, пространственных представлений и ориентации;
-упражнения на нормализацию мышечного тонуса и развитие силовых качеств;
-спортивные упражнения;
-игры с элементами спорта;
-народные игры;
7. Логоритмика.
-упражнения на развитие мелкой моторики, двигательной памяти и координации движений взаимосвязанных со словом и музыкой;
-общеразвивающие упражнения коррекционной направленности
-пальчиковая гимнастика;
-двигательные задания на пространственную ориентировку;
-ритмические упражнения;
-упражнения на коррекцию в движениях рук, ног.
8. День здоровья
-сюжетно-тематические;
-подвижные игры и упражнения пожеланию детей;
-спортивные игры и упражнения.
9. Физкультурный праздник.
10. Физкультурный досуг.
11. Индивидуальная работа по развитию движений
-упражнения со специальным оборудованием;
-коррекция нарушений ОДА.
12. Закаливание
-контрастные воздушные ванны;
-ходьба босиком;
-облегчённая одежда;
-умывание прохладной водой.