Людмила Романенкова
Формирование универсальных компетентностей у детей дошкольного возраста в условиях мультстудии
▼ Скачать + Заказать документы
1. Актуальность
В настоящее время идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается гармоничному вхождению ребенка в информационное общество, средствами адекватных современных технических возможностей.
2. Новизна
В нашем случае эти условия реализуются средствами мультстудии. Сама деятельность отражает самые современные тенденции, направленные на решение современных потребностей системы образования.
Публикация «Формирование универсальных компетентностей у детей дошкольного возраста в условиях мультстудии» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мультипликация, анимация. Создаем с детьми мультфильмы
- Темочки
Итак, рассмотрим процесс работы в мультстудии влияющий на формирование функциональных компетентностей у дошкольника. Коротко остановлюсь на понятии компетентности. Компетентность – это наличие знаний, опыта и навыков, нужных для эффективной деятельности (сочетание знаний).
Детям всегда всё интересно. А создание собственного мультфильма с помощью того же компьютера и фотоаппарата станет для него целым приключением с познанием нового.
Кроме того, в процессе работы над мультфильмом ребёнок имеет возможность принять на себя различные социальные роли. Сегодня он сценарист или мультипликатор, а завтра – он же и актер, и звукорежиссёр, и художник, и оператор. И не менее важный момент формирования у дошкольников таких волевых качеств как: самоконтроль, саморегуляция, рефлексия, (иначе это звучит как компетентности взаимодействия с самим собой, но и личностных качеств: инициатива, настойчивость, трудолюбие, ответственность, коммуникабельность и т. д. Собственно говоря, это и есть те целевые ориентиры, которые определены ФГОС дошкольного образования как результат.
Погружение в процесс создания мультфильма позволяет развивать универсальные умения детей. При этом сам мультфильм является не целью, а лишь средством развития ребенка.
3. Принципы
Мультипликационная деятельность основывается на таких принципах:
• Принцип деятельностного подхода (исключает передачу детям готовых знаний, направляет детскую деятельность в русло самостоятельного принятия детьми решений, познания нового путем практического освоения технологии);
• Принцип учета возрастных особенностей и индивидуального подхода к детям в обучении. (постановка задач детям с учётом их индивидуальных способностей);
• Принцип систематичности, последовательности и постепенности[/b] (это означает, что процесс развития дошкольника строится на системе «От легкого к более трудному, от уже известного детям к новому, неизвестному, от простого к сложному, от близкого к далекому»
Любой процесс выстраивается согласно структуре. Процесс создания мультфильма – не исключение. Существуют несколько этапов.
4. Этапы
Ознакомительный:
Во время ознакомительных встреч начинаем с теории. Даем понятия, что такое «мультипликация»; история ее возникновения; виды мультипликационных техник; историю возникновения фотоаппарата и работу с ним; наследие мировой и русской мультипликации; основы композиции, как составить сюжет и кто такой персонаж. Это тот блок встреч, который направлен на мотивацию и развитие познавательной деятельности дошкольников. Эти встречи проходят в формате мастер-класса с применением презентаций.
Апробации и внедрения:
Следующий этап связан с самой идеей мультфильма. Изначально инициатором сюжета является педагог, а после освоения материала дети уже сами предлагают идеи, сюжеты. За сюжет можно выбрать уже известные литературные произведения (сказки, стихи) или истории, придуманные самими детьми. Также происходит выбор детьми техники создания мультфильма (рисованная, кукольная, пластилиновая, техника перекладки).
Обсуждая текс с детьми, выделяем главные действия героев и то место, где происходит событие. Этот этап называется «раскадровкой». Здесь у ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации.
Далее обсуждаем и готовим декорации и героев мультфильма. Подбираем образ и черты характера героев. Это помогает и на озвучивании самого мультфильма. Каждый ребенок принимает решение, какого персонажа он будет изготавливать или он берется за подготовку декораций.
Практический этап:
И вот мы приступаем к съемке мультфильма. Преимущественно в этот период идет работа руководителя студии с малыми подгруппами детей. Ребята выбирают себе роль – мультипликатор или оператор, помощник оператора.
Далее приступаем к озвучиванию мультфильма, во время которого придумываются и воплощаются перед микрофоном или диктофоном всевозможные шумы и реплики, подбирается или сочиняется музыка. По началу дети испытывали тревогу, боязнь сказать ошибочно, стеснение, на сегодняшний момент – это любимый их процесс.
И вот здесь начинается волшебство - монтаж мультфильма. В присутствии детей руководитель студии монтирует все части мультфильма вместе, добавляет озвучивание (реплики, записанные ранее, и подобранную музыку с шумами).
Просмотр:
Один из важнейших этапов – просмотр мультфильма! На этом этапе дети превращаются в экспертов, проводят анализ проделанной работы и дают объективную оценку результату своей работы, которая мотивирует их на коррекцию своей деятельности в последующем.
5. Вывод:
Таким образом, мультипликационная студия является неоспоримой инновацией в деятельности ДОУ, универсальным образовательным пространством, внутри которого появляются возможности:
- для детей:
o повысить мотивацию;
o развить универсальные компетентности;
o почувствовать собственную значимость в общем результате.
- у педагогов:
o включение в анимационную деятельность – повышение квалификации;
o участие в инновационной деятельности.