МААМ-картинки

Формирование у детей интереса к самостоятельной двигательной деятельности

галина рябчикова
Формирование у детей интереса к самостоятельной двигательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Физическое воспитание в дошкольных учреждениях предусматривает охрану жизни и укрепления здоровья детей, своевременное формирование у них двигательных умений и навыков, развитие физических качеств (ловкости, гибкости, выносливости, силы, развитие интереса к физическим упражнениям и подвижным играм.

Потребность в движениях свойственна маленькому ребенку. Окружающие его взрослые должны всеми доступными и разнообразными средствами помочь ему полюбить прекрасный мир движений, испытать радость от достигнутых усилий при овладении какими-либо из них (промчаться на коньках, на лыжах, научиться свободно, владеть мячом, уверенно чувствовать себя в воде).

Публикация «Формирование у детей интереса к самостоятельной двигательной деятельности» размещена в разделах

Сформированное с детских лет положительное отношение к физическим упражнениям, уверенное их выполнение развивает способность преодолевать возникающие препятствия, прикладывая при этом необходимые волевые усилия.

Проявление интереса детей к движениям увеличиваются, если дети уверенно владеют ими. Ребята особенно охотно стремятся участвовать в таких играх, где могут применить свои двигательные умения, например, ловко обежать или перепрыгнуть препятствия, передать мяч и т. д. Неоднократное повторение движений в привлекательных для детей играх ведет к дальнейшему их совершенствованию и одновременно развивает сообразительность, волю, характер, настойчивость, приучает к дисциплине.

Нужно помнить, что мотивы активных действий разнообразны. У дошкольников преобладает мотив эмоциональной привлекательности. Их заинтересовывает красивый яркий обруч, мяч, радостное настроение сверстников. Робкий малыш подолгу внимательно наблюдает за детьми, ему передается их жизнерадостность, увлеченность активными действиями. Дети постарше обращают внимание на ловкого, умелого сверстника и настойчиво пытаются перенять приемы его успешных действий.

Опираясь на такой первоначально возникший интерес, взрослые должны своим положительным отношением постараться его поддержать, закрепить, сделать устойчивым. Польза от совершаемых детьми движений неизмеримо выше, если они выполняют их охотно и радостно.

Велико значение самостоятельной двигательной деятельности, в которой ребенок может проявить свои способности, активность, склонность к тем или иным движениям. В детском саду такая возможность имеется в часы прогулок, насыщенных интересными играми, оснащенных в достаточном количестве разнообразными пособиями. На прогулке во время игры, разученные ранее движения, используются в новых неожиданных ситуациях, часто включается момент соревнования, требующий проявления ловкости, смелости, находчивости. В увлекательных играх с развернутым сюжетом «Физкультурники», «Поездка в лес», «Космонавты» детям легче научиться сознательно регулировать свое поведение, подчинять его установленным правилам, проявлять выдержку, дисциплинированность.

Дошкольники должны играть в группе сверстников и с младшими детьми сами, а не под руководством взрослого. Для этого их надо познакомить с играми, в которых участвует не вся группа, а лишь несколько детей, причем каждый активно действует. Этим требованиям отвечает игра «Кто скорее добежит», «Кто дальше бросит», «Мяч капитану».

Педагог должен постоянно поддерживать двигательную активность детей, поощряя самостоятельное использование ими атрибутов для игр. Необходимо создать соответствующие условия в групповой комнате и на участке, выделить место для игр и физических упражнений, продумать вопрос о подборе пособий.

Уже в младших группах нужно иметь следующие физкультурное оборудование: стремянка, скамейка, бревно, доски, ящики для влезания, кубы, мячи, воротца, игрушки-двигатели (автомобили, тележки, коляски, паровозы и др.). Руководство самостоятельной двигательной деятельностью детей осуществляется с учетом их индивидуальных особенностей. Воспитатель упражняет ребенка в том или ином виде движений, которые ему даются труднее, чем сверстникам, использую при этом игровые приемы («Покажи кукле Кате, как надо пройти по скамейке», «Покажи мишке, как надо перешагивать через кубики» и др.).

Маленьким детям свойственна склонность к подражанию своим сверстникам. Поэтому в группе надо иметь по несколько экземпляров одного и того же физкультурного инвентаря, игрушек. Продуманное рациональное размещение оборудования побуждает детей к движениям. Кроме того, педагог должен привлекать воспитанников к использованию имеющегося физкультурного оборудования личным примером, поощрением. Важно во время помочь ребенку, подсказать, как выполнить то или иное упражнение, обеспечить своевременную страховку, смену видов деятельности.

Для детей пятого года жизни характерен сравнительно устойчивый интерес к движениям. Необходимо поощрять игры детей с мячами, обручами, игрушками-двигателями, побуждать к использованию физкультурного оборудования, атрибутов для подвижных игр. Необходимо поддерживать и поощрять самостоятельность дошкольников в организации подвижных игр и физических упражнений, обеспечивать смену видов деятельности, регулировать физическую нагрузку на детский организм. Создавая условия для двигательной деятельности детей на воздухе, следует принимать во внимание и состояние погоды.

В старших группах в задачи педагога входит организация подвижных игр с элементами соревнования, спортивные игры и спортивные упражнения. В целях развития глазомера, точности движений можно проводить такие игры, как «Школа мяча», «Кегли», «Лапта». В зимнее время должны быть созданы условия для скольжения по ледяным дорожкам, катание на санках, ходьбы на лыжах, игры в хоккей, а в теплый период года – для катания на велосипеде, для футбола, бадминтона и др. На участке желательна дорожка препятствий. Пособия надо расположить так, чтобы дети выполняли движения в определенной последовательности: бег, подлезание, равновесие, прыжки с высоты, ходьба.

Педагог должен умело регулировать чередование разных видов детской деятельности в течение дня, предоставляя в тоже время воспитанником возможность выбирать занятие по душе.

Некоторые дети, очень хорошо выполняют какое – либо движение, и у них возникает желание заниматься только любимыми упражнениями. Задача воспитателя – не дать ребенку ограничиться только, например, ездой на велосипеде, игрой с мячом, прыжками со скакалкой, а заинтересовать его и другими не менее полезными играми и упражнениями.

Особую настойчивость взрослые должны проявлять к малоактивным детям, стимулировать их двигательную деятельность, введением нового пособия, чаще включать в веселые подвижные игры сверстников. Необходимо помочь каждому ребенку проявить имеющиеся у него способности, найти наиболее подходящие двигательные действия, игры. Иногда это может быть самое простое движение, но выполнив его, малыш приобретает уверенность, у него проявляется интерес и к более сложным упражнениям.

Иного подхода требуют дети, двигательная деятельность которых после перенесенных заболеваний. Их нельзя исключать из веселых упражнений и игр, сажать на скамейку, запрещая всякие движения, что может привести к снижению потребности в активных действиях. Следует посоветоваться с врачом и найти доступную форму участия в играх.

Взрослый должен серьезно относиться к оценке правильности выполнения движений детьми, степени их участия в подвижной игре. Она соответствует тем усилиям, которые проявил ребенок (например, сумел преодолеть стеснительность). Надо помнить, что завышенная оценка без учета реальных возможностей расхолаживает детей, не направляет их силы и желания на совершенствование движений. Нельзя и занижать оценку, даже если достижения ребенка и невелики, но они потребовали от него волевых усилий. В этом случае дети замыкаются в себе, всячески стараются уйти от ответственных ролей в игре, сложных для себя движений. Необходима справедливая, продуманная оценка, в которой четко указано, что сделано хорошо, а в чем допущена ошибка и одновременно подсказать, как эту ошибку исправить. Искренняя заинтересованность взрослого в качественном выполнении упражнений стимулирует ребят к активной деятельности к возможности использовать силы в новых движениях, с новыми физкультурными пособиями. На воспитание потребности к двигательной активности оказывает и целый ряд других факторов: посещение стадионов, рассматривание иллюстраций в книгах, альбомах о спортсменах. Желание стать такими же сильными, ловкими, как наши прославленные спортсмены, мастера, повышает интерес дошкольников к доступным им движениям.

Таким образом, формирование у детей интереса к самостоятельной двигательной деятельности является очень важным, ответственным делом взрослых. Использование всех форм занятий физической культурой, гибкость в применении методических приемов, правильный подбор игрушек и пособий активно влияют на формирование у детей потребности ежедневно выполнять физические упражнения.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Задачи физического воспитания» Задачи физического воспитания консультация для родителей. Семья — замечательная вещь, а хорошая семья — это просто прекрасно. Александра.

Презентация для педагогов «Нестандартное физкультурное оборудование» Физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на достижение хорошего здоровья, физического и двигательного развития ребёнка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование у детей интереса к самостоятельной двигательной деятельности
Опубликовано: 14 ноября 2014 в 22:04
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование у детей интереса к самостоятельной двигательной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем галина рябчикова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД