Юрданова Ирина
Формирование правильного речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование правильного речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста
«Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют
Потому, что болеют, а болеют потому,
Что не умеют правильно дышать.
Научите их этому – и болезнь отступит».
А. Н. Стрельникова
Наша речь осуществляется благодаря четкой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте. Важной частью речи является дыхание. Часто педагоги упускают его либо не предают должного значения работе с детьми в данном направлении. А родители в большинстве не осведомлены об этом этапе речевого развития.
Публикация «Формирование правильного речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности.
В чем отличие речевого дыхания от обычного? Дыхание в жизни непроизвольно, то есть происходит неосознанно. Вдох и выдох совершаются через нос, они коротки и равны по времени. Последовательность физиологического дыхания – вдох, выдох, пауза.
Дыхательная система ребенка 3-4 лет еще не совершенна и будет развиваться до 10 лет. В младшем дошкольном возрасте они еще не могут рационально использовать выдох и вдох, что отрицательно влияет на развитие речи. Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как ребенок на середине фразы вынужден делать дополнительный вдох.
Часто в этом возрасте они не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.
Что же делать? Как решить данную проблему? И стоит ли начинать работу по развитию речевого дыхания в младшем дошкольном возрасте?
В решении данной проблемы самое главное — научить детей правильно дышать! И лучше это начинать делать в младшем дошкольном возрасте.
Существуют игры, упражнения для развития речевого дыхания, которые необходимо проводить ежедневно в течении 5-10 минут. Цель дыхательных упражнений — научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально, экономно расходовать воздух на выдохе.
Данные игры и упражнения можно использовать как физкультминутки в процессе занятии или в домашних условиях.
На первом этапе работы развивайте силу и длительность выдоха. Для этого проводите с детьми такие упражнения, как:
«Ветерок».
К нитке или шнурку привяжите несколько ленточек серпантина или елочного дождика. Предложите малышу подуть на них и устроить ветерок. Усложнить задание можно попросив подуть на ленты определенного цвета. Расстояние между лицом и лентами должно быть примерно 10-15 см.
«Мореплаватели».
Из бумаги или пробки сделайте кораблики и опустите их в таз с водой. На море сильный ветер – дуем на корабли, заставляя их двигаться.
«Листопад».
Вырежьте из бумаги или соберите на улице настоящие осенние листья. Вместе с ребенком вы можете устроить настоящий листопад, сдувая их со стола. В зимнее время года так же можно играть со снежинками из бумаги.
Необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка (могут вызывать головокружение, поэтому их обязательно надо чередовать с другими.
На втором этапе тренируйте продолжительность речевого дыхания и умение на одном выдохе произнести фразу.
Обратите внимание на развитие диафрагмального дыхания, которое наиболее правильное, целесообразное и удобное для речи. В этом помогут такие упражнения:
«Рыбка».
Положить ребенка на спину, поставить ему на живот легкую мягкую игрушку-рыбку. Делая вдох носом живот выпячивается, а значит, игрушка, стоящая на нем, поднимается. При выдохе через рот живот втягивается, и игрушка опускается.
Качаю рыбку на волне,
То вверх (вдох,
То вниз (выдох)
Плывет она по мне.
«Бегемотик»
Говорим ребенку: «Положи ладонь на живот и почувствуй, как живот поднимается, когда ты делаешь вдох и опускается, когда делаешь выдох. Можно сопровождать рифмой:
Бегемотики лежали,
Бегемотики дышали.
То животик поднимается (вдох,
То животик опускается (выдох).
Не следует ставить цель выполнить все упражнения сразу. Можно выполнять несколько хорошо знакомых, постепенно дополняя их новыми, или менять, разбив по дням недели. Дыхательная гимнастика для ребенка может стать приятным и полезным занятием.
«Пузырь»
Дети стоят тесным кругом, наклонив голову вниз, имитируя пузырь. На слова педагога «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой да не лопайся» поднимают голову и постепенно отходят назад, образуя большой круг. По сигналу «Пузырь лопнул» дети идут к центру круга, длительно и плавно выдыхая воздух.
Формирование длительного и плавного речевого выдоха осуществляется в процессе выполнения специальных упражнений:
«Поем песенку».
Вдохнуть воздух через нос, постепенно и медленно выдыхать воздух, произнося звук «а» (сочетания звуков [ау], [ауи] и т. д.). Выдох контролируется ладонью.
«Ворона».
Ребенку предлагается быстро поднять руки через стороны вверх - сделать вдох, медленно опустить руки - длительный выдох с произнесением звукоподражания «кар».
Всю работу лучше проводить индивидуально с воспитанниками, подбирая для каждого ребенка индивидуально комплекс игр и упражнений, опираясь на результаты диагностики речевого дыхания.
Необходимо помнить, что малыши выполняют упражнения по подражанию или сопряженно (вместе со взрослым). Если ребенок понимает речь в полном объеме, можно сопровождать показ краткими и четкими словесными комментариями. Успешное обучение ребенка младшего дошкольного возраст наиболее результативно только при его положительном настрое на игру.
Таким образом применение данных упражнений способствует выработке правильного речевое дыхания, что обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.