Любавская Галина Викторовна
Формирование основ финансовой грамотности в логопедической работе
▼ Скачать + Заказать документы
«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ»
Финансовое просвещение – это сравнительно новое направление в дошкольной педагогике.
Публикация «Формирование основ финансовой грамотности в логопедической работе» размещена в разделах
Проблема формирования основ финансовой грамотности в логопедической работе, что это? С первого взгляда, не до конца было понятно, с чего можно было бы начать, и как связать работу учителя-логопеда с финансовым развитием детей. Но углубившись в этот вопрос, постепенно стало понятно что, в той или иной степени, мы касаемся этой темы.
Если смотреть на перспективу в календарно-тематическое планирование группы компенсирующей направленности, на мой взгляд, нет необходимости включать отдельным пунктом неделю «Финансовой грамотности» (хотя это тоже дискуссионный вопрос, так как такие темы как: «Транспорт», «Мебель», «Посуда, продукты питания», «Семья» и другие можно связать с областью экономики. Знакомство со словами экономика, купюра, монета, банк, семейный бюджет, доход, расход, вполне можно включить в вышеназванные темы.
Важно, чтобы ребёнок с ТНР правильно понимал значение слов и смысловое родство этих слов. Для детей, как для детей с речевыми патологиями и для всех остальных, особенно важно, чтобы словарь накапливался в определённой системе.
Возьмем, например, тему «Семья». В процессе изучения темы, встречаем
такое слово как «монета».
Дети узнают, что монета – это денежный знак, который изготавливается из металла, имеет определённую форму вес и достоинство.
Подбирают родственные слова и синонимы к этому слову (копейка, денежка, грош).
Кто зарабатывает в семье деньги?
Мама и папа – работают на работе.
Бабушка и дедушка – получают пенсию.
Старшие братья и сестры учатся в колледже или институте и получают стипендию.
Доходы семьи – это все деньги, которые поступают в семью. Называется семейный бюджет, который, тратится на нужды всех членов семьи.
Разбор слова «монета» по звуковому составу.
Игра «Объясни значение выражения» :
Что обозначают словосочетания:
• звонкая монета
• фальшивая монета
• памятная монета
• старая, старинная монета
• иностранная монета
Следующее задание цель: изменение слов по падежам.
Задание: Закончить предложение, словом «монета».
У Тани в кошельке лежат …
У Вани в карманах нет …. и т. д. (Можно добавить согласование числит., сущ.)
Глагольный словарь: Что можно делать с монетами?
Что-то купить, положить в копилку, отнести и положить на счёт в банке, отдать маме, посчитать, потерять, пересчитать и т. д.
Работа над словообразованием сложных слов (путем сложения двух основ) :
Работу даёт – работодатель.
Заработанная плата – зарплата.
Универсальный магазин – Универмаг.
В качестве динамической паузы можно использовать игру с мячом:
«Что не купишь на монеты?» (любовь, дружбу, семью)
Работа с деформированной фразой :
Папы, у, монет, 6, кармане, в.
Объяснение значения фразеологических оборотов:
Платить той же монетой - отвечать тем же самым, таким же отношением, поступком и т. д
Принимать за чистую монету.
Существовало несколько способов проверки подлинности монет. Один из них заключался в проверке на зубок. Если на монете не оставались вмятины, значит это чистая монета, а если оставалась вмятина - значит это фальшивка. Позже приобрело переносное значение : принять за правду, какой либо вымысел.
Можно использовать, приём «зарабатывания» монет, который нравится детям.
За каждое правильно выполненное задание, дети получают «монеты». В конце занятия подводятся итоги, кто больше заработал монет. Решаются не сложные экономические задачи: как, когда и куда рационально потратить заработанные деньги?
• Купить сыну зимнюю одежду или дочери новую игрушку?
• Или, например, предлагаю «купить» билеты идём смотреть мультфильм.
• Или «отправляемся» в магазин и решаем, что можем купить на наши монеты, а что не можем? И почему?
Богатый речевой потенциал по формированию основ финансовой грамотности содержится в следующих формах художественного слова - потешки, сказки, загадки, пословицы, поговорки.
Ознакомление со сказками затрагивает различные стороны речи, обогащает словарь. Во время пересказа дети пользовались простыми и сложными предложениями, делая свою речь красочной. Во время исполнения роли, изображая сказочного героя, меняют интонацию, темп речи.
Сказки отражающие труд людей:
«Терем – теремок»
«Морозко»
«Мужик и медведь»
К. И. Чуковский «Федорино горе»
Сказки о потребностях и возможностях:
Народные сказки «Жадная старуха», «Иван – царевич и серый волк», «Как коза избушку построила».
А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
К. И. Чуковский «Телефон»
Сказки о труде:
Сказки о деньгах:
.И. Чуковский «Муха – цокотуха»
Г. Х. Андерсен «Огниво»
Чтение и обсуждение сказок о купле – продаже:
Народные сказки «Мальчик – с – пальчик», «Чудесная рубашка»
С. Т. Аксаков «Аленький цветочек».
Таким образом, формирование основ финансовой грамотности в группе компенсирующей направленности способствует решению следующих задач:
- формирование основ экономической культуры у детей-дошкольников;
- побуждению детей к общению друг с другом;
- комментированию своих действий;
- способствует закреплению навыков пользования звуками;
- совершенствованию разговорной речи;
- расширению словарного запаса;
- формированию грамматического строя языка и связной речи.
Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод: работа, направленная на формирование основ финансовой грамотности в логопедической группе увеличивает интерес детей с ТНР к обучению, активизирует познавательную деятельность, повышает качество усвоения речевого материала детьми.