Мартын Хачатурян
Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»
Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей в условиях учреждения дошкольного образования является актуальной и значимой проблемой. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения. Дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.
Публикация «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Такие особенности детей дошкольного возраста, как восприимчивость, доверчивость к окружающим взрослым, открытость в общении и любознательность определяют поведение в опасной ситуации и способствуют их уязвимости. У дошкольников часто наблюдается слабое развитие умений и навыков анализа обстановки, прогнозирования последствий своих действий. Таким образом, возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив их естественную любознательность, открытость и доверие к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни.
Слайд 2 Основными источниками опасности для ребенка – дошкольника являются :
• Опасности, с которыми он может столкнуться дома (бытовые);
• Опасности контактов с незнакомыми людьми (дома и на улице);
• Опасности, с которыми он может столкнуться на дороге;
• Опасности, с которыми он может столкнуться на природе.
Важно дать ребенку базовые знания о правилах безопасного поведения, об основных источниках опасности, о мерах предосторожности и путях выхода из проблемной ситуации.
Слайд 3 Как Вы знаете, к программе «От рождения до школы» есть учебно-методический комплект «Формирование основ безопасности у дошкольников», в нём представлены темы бесед по основным направлениям.
Слайд 4 Также в нашем детском саду есть несколько экземпляров пособия «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения».
Все воспитатели в работе с детьми регулярно возвращаются к темам безопасности поведения в природе, на воде, при пожаре, по правилам дорожного движения, останавливаться на этих темах дополнительно не вижу смысла, они хорошо отработаны и проработаны. Предлагаю обратить внимание на вопрос взаимодействия детей со взрослыми в различных ситуациях.
Основная задача этого направления - ребенок должен помнить, что может быть опасно в общении с другими людьми. Каждый ребенок должен быть осторожен в общении с незнакомцами, понимать, что не всегда за приятной внешностью скрываются добрые намерения. Благодаря мультфильмам и иллюстрациям в книгах у детей зачастую формируется некий образ отрицательного персонажа, поэтому в реальной жизненной ситуации они не ждут ничего плохого от внешне симпатичных людей.
Слайды 5 и 6 Поэтому в работе с детьми обращайте их внимание на то, что опасность может таить человек с абсолютно любой внешностью, даже самой располагающей.
Также особенностью проживания в сельской местности является тесный круг знакомств, все друг друга знают, поэтому у детей зачастую складывается ложное ощущение безопасности. То, что незнакомый взрослый может достаточно подробно рассказать ребенку о его семье, также вызывает у него доверие. В такой ситуации дети зачастую легко соглашаются уйти куда-либо и незнакомым или малознакомым человеком. Поэтому особое внимание у детей необходимо обратить на то, что никогда, ни при каких обстоятельствах нельзя никуда уходить без ведома родителей или воспитателей. Можно рассказывать детям тематические сказки на эту тему.
Слайд 7. Например, в книге «Главные правила безопасности» есть главный герой Алёша, который сталкивается с множеством ситуаций, связанных с опасностью для жизни и учится выходить из них, слушать советы старших.
Слайд 8. Чтобы дети в полной мере могли реализовать в практической ситуации услышанное от взрослых, им надо научиться отказываться, т. е. говорить «нет». Это умение очень важное, ведь зачастую и во взрослой жизни люди не умеют отказывать. Только кажется, что говорить «нет» так же просто, как и «да». Представьте, что в пять лет ребенок запихнул в себя борщ, чтобы не обидеть бабушку, в 11 пробует стащить что-то в магазине, просто на слабо одноклассников или соглашается помочь взрослому — и оказывается в чужой машине. Очень плохо в 40 лет понять, что выбранная профессия была не по призванию, а потому что папа говорил: «В нашем роду все врачи». Всю жизнь заниматься чужими проблемами — это путь безотказного человека.
Как объяснить ребёнку, что говорить «нет» — очень важно:
1. Скажите, что говорить «нет» в определённых ситуациях хорошо и правильно, есть ситуации, в которых отказ уместен. Например, при выборе еды или просьбе поделиться своей вещью.
2. Расскажите о полном и абсолютном праве человека на собственное тело. В любой ситуации, которая связана с телесным (прикосновение, игра, посещение врачей, даже общение с родителями и родными, ребёнок имеет право сказать «нет». Кому угодно и когда угодно: полицейскому, директору, бабушке, лучшему другу папы и так далее. Внимательный взрослый, даже если понимает, что тревога излишняя, не станет говорить «да ерунда всё это». Наоборот, он будет в миллионный раз объяснять, что происходит, и ждать добровольного согласия от ребенка, если, конечно, это не критические ситуации, связанные с риском для здоровья. Ребенок не только должен научиться говорить «нет», но и в принципе осознавать своё право на тело и то, что никто не должен это право нарушать. К сожалению, за последние пять лет число преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних выросла на 42%. При этом каждое 6-е преступление совершается в семье. При этом именно безотказные и скрытные дети чаще всего оказываются в зоне риска.
3. Иногда дети думают, что отказать кому-то в его просьбе — значит отвергнуть самого человека, его дружбу и хорошее отношение. Нужно объяснять детям, что это не так. Дружба и сотрудничество — не просто согласие выполнять все пожелания. Это постоянный поиск компромиссов.
4. Отказывать нужно уметь не только уверенно, но и правильно. Важно быть вежливым и называть причины.
Обучая ребенка правилам безопасного поведения, ни в коем случае не пытайтесь его запугать. Этим вы не научите ребенка правильно вести себя в критической ситуации. Чрезмерное запугивание ребенка может угнетающе воздействовать на его психику и негативно сказаться на его будущем развитии. В силу этого наша задача - научить ребенка быть осторожным, но отнюдь не превратить его в паникера и труса. При общении с детьми специалисты рекомендуют:
Слайд 9 Что не надо говорить:
1. Не разговаривай с незнакомыми людьми.
2. Кругом полно психов.
3. Тебя могут украсть.
4. Детям гулять в парках очень опасно.
5. В наши дни никому нельзя доверять.
Вместо этого скажите:
1. С незнакомыми людьми надо вести себя следующим образом.
2. Большинство людей заслуживают доверия, но.
3. С тобой ничего не случится, если.
4. Если кто-нибудь подойдет к тебе.
5. Ты можешь обратиться за помощью.
Дети через игру познают мир и осваиваются в нем. Вот и поиграйте вместе с ними в сюжетно – ролевые и дидактические игры. Помимо игр эффективны беседы по различным темам. Главное помнить, что дети лучше запоминают материал, когда они участвуют в процессе рассказа – выполняют какое-то задание, отгадывают загадки. Задавая вопросы или предлагая задания, не спешите решить их или ответить за ребенка. Помните, что набор готовых знаний не формирует потребность в познании, стремление к преодолению трудностей.
Слайды 10-13 Прорабатывать ситуации взаимодействия с незнакомцами можно посредством игры «Как бы ты поступил» и аналогичными.
Основная цель такой игры это выработать умение отвечать отказом "Я Вас не знаю" на обращение незнакомого, «чужого» взрослого.
Для проигрывания могут быть предложены сюжеты, в которых взрослый незнакомец может попросить ребенка: что-то донести до квартиры; что-нибудь найти (например, выпавший ключ или пропавшего котёнка); что-либо показать (например, где находится аптека, магазин и т. д.) и т. д.
Важно понимать, что когда ребенка воспитывают в излишне авторитарной обстановке, он привыкает во всем слушаться старших, боится отказать, даже если сам понимает, что в случае согласия поступит не правильно или ему будет причинен вред. Кроме того, дети зачастую опасаются рассказать родителям о произошедших с ними инцидентах, так как боятся их реакции. Если взрослые слишком эмоционально реагируют даже на незначительные проступки детей, то велика вероятность утаивания от них важных событий. Дети боятся наказания от родителей или понимают, что информация их сильно расстроит, поэтому молчат. К сожалению, именно отсутствие доверительных отношений между ребенком и родителями, отсутствие в жизни ребенка значимого взрослого, который всегда придет к нему на помощь, порождают беспомощность ребенка, он не может адекватно реагировать на ситуации опасности.
Отношения детей с воспитателем также должны строиться на основе доверия и взаимоуважения. Если от детей только требовать и при этом не прислушиваться к их желаниям и потребностям, то педагогический эффект от работы будет крайне низкий, так как должным образом информация усваивается детьми только от значимого взрослого. Даже мы, взрослые, когда получаем какую-либо информацию, анализируем от кого она пришла и можно ли ей доверять. Дети бессознательно поступают также, знания полученные от авторитетного источника всегда будут в приоритете. Поэтому задача воспитателя стать старшим другом для детей группы, быть примером и доверенным источником, так работа будет в разы эффективнее.