Елена Голубева
Формирование нравственно-патриотических ценностей у детей дошкольного возраста
Изменения в Конституции, повлекли за собой правки в Закон об образовании в РФ и привели всех работников системы образования к необходимости разрабатывать собственную рабочую программу воспитания в каждой образовательной организации. Структура рабочей программы воспитания стандартизированная, а вот содержание во всех детских садах свое, индивидуальное. Позвольте познакомить вас с содержанием одного из шести направлений программы воспитания – патриотическим.
Публикация «Формирование нравственно-патриотических ценностей у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Воспитательная работа в данном направлении связана со структурой и содержанием самого понятия «патриотизм» и определяется через воспитание уважения и любви к разным уровням социума, раскрывающимися перед ребенком по мере взросления. Начиная от воспитания уважения к семье и близким, к детскому саду, к малой родине, стране в целом, до воспитания уважения к различным национальностям и культурам, то есть воспитание ответственности перед миром.
С целью воспитания эмоциональной отзывчивости, терпения, заботы и уважения к своим родителям и членам семьи, а также профилактики потребительского отношения к родителям, на фоне традиционных форм работы детский сад поддерживает
Всероссийские акции благодарности родителям, например «Спасибо за жизнь!» Цель этого нового праздника : воспитание детей в духе уважения и почитания родителей, выражение чувства благодарности за дар жизни, осознание ценности и любви к жизни, укрепление семейных ценностей.
Перевернутые мастер-классы, где родители рассказывают о своей профессии, вызвают большой отклик среди всех участников образовательного процесса, поскольку родителям предоставляется возможность передать детям не только свой личный профессиональный опыт и даже историю своего рода.
Непростые времена пандемии привели нас к использованию нового продуктивного подхода - онлайн мастер-класс с места работы, которые дают возможность увидеть реальное место работы, процесс, инструменты и продукты труда
Все это позволяет улучшить внутрисемейные отношения, повысить авторитет родителей в глазах ребенка, укрепить преемственность социальных, культурных, семейных ценностей.
Устойчивый, сознательно формируемый позитивный имидж дошкольного учреждения можно рассматривать как важный современный компонент патриотического воспитания. Наши воспитанники знают и гордостью используют элементы фирменного стандарта детского сада: логотип, девиз, фирменный цвет, бейджи, элементы одежды, фирменная презентация и навигацию.
Наши воспитанники с гордостью защищают честь дошкольного учреждения на конкурсах и фестивалях разного уровня, занимая почетные призовые места.
Третья ступень воспитания проходит через воспитание любви к малой родине – городу Колпино местной истории и традициям. Без чувства малой родины нет и большого патриотизма.
Здесь мы делаем акцент на воспитание ответственного поведения. При подготовке к 300летию родного города дети создают чудесные поделки с использованием вторсырья, таким образом экономят городские ресурсы и учатся разумному обращению с отходами.
Знакомство с культурным наследием Санкт-Петербурга одно из важных условий воспитания патриотических чувств юного гражданина.
В целях реализации образовательной программы и проектной деятельности нами организуются маршруты выходного дня. Дети вместе с родителями и воспитателями выезжают на экскурсии, посещают музеи и театры Санкт-Петербурга.
Многочисленные проекты помогают закреплять знания воспитанников о символах России, предметах быта, которые имеют многовековую культуру. формируют интерес к русской культуре, способствуют развитию познавательной активности, любознательности.
Мини-музей является частью предметно-пространственной среды детского сада, он связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, помогает детям расширить знания о родной стране, вызывает чувство гордости и уважения к Родине; воспитывает настоящих патриотов.
С особой душевностью и теплом мы чтим исторические памятные даты российского народа, как символ мужества, смелости, стойкости и героизма нашего народа.
Так же мы приобщаем детей к исторической памяти народа, к его художественному наследию, к традициям с помощью проведения праздников, досугов, фольклорных посиделок. Стало хорошей и доброй традицией проводить в детском саду рождественские колядки, масленицу!
В обязательном порядке мы участвуем в акциях по поддержке российских спортсменов на летних и зимних Олимпиадах, таким образом приобщаем детей к этому мировому событию, рассказываем о культуре олимпиады в целом, о спортивных играх и о наших достижениях.
Россия многонациональная страна, народы России живут рядом друг с другом много лет, всегда приходят друг другу на помощь. У каждого народа есть свои традиции, поэтому мы считаем важным познакомить детей с многообразием народов проживающих на территории России, с их культурой и традициями.
Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем жителям планеты – непременное условие воспитания современного человека. Поэтому мы знакомим детей с планетой Земля и доступных способах сохранения жизни на ней, воспитывая ответственный стиль поведения в социо-природной среде.
Таким образом мы видим, что ценность данной модели состоит в том, что взрослея объект воспитания возвращает накопленные знания и опыт миру в виде ценностного отношения и уважения ко всем уровням социума, проявляя неравнодушие и активную гражданскую позицию.